Школа наследия. Подведение итогов

May 28, 2015 17:18

Вчера состоялось торжественное заключительное занятие первого семестра Школы наследия Общественного движения "Архнадзор".
Я в числе десяти других учеников получила свидетельство о том, что "прослушала курс весеннего учебного семестра 2015 года с отличием". Удивительно: я ведь не сдавала ни вступительных, ни выпускных экзаменов, и на самом деле моей заслуги нет никакой. Я всего лишь ходила на интересные занятия. А ощущение было, будто получаю Оскар.
Впрочем, еще бы! Когда тебя поздравляют и что-то вручают замечательные и уважаемые тобой люди перед большой аудиторией, которую тоже составляют приятные и умные персонажи, на сцене в старинном историческом особняке, почти дворце в самом центре Москвы - еще бы не разволноваться.

Вот мой "дневник" - подтверждение того, что я собрала всех единорогов: побывала на всех лекциях. Знакомые часто спрашивали, чему учат в Школе. Я обычно увлекалась и рассказывала какую-нибудь конкретную историю или мысль. А здесь перечислены всех наши занятия.




"Я - фольклорный элемент, у меня есть документ!" (с). А еще вот такой красивый значок подарили, прицепила его к сумке, с которой обычно в путешествиях хожу.




Мне было интересно, что случится, если собрать всех единорогов. Оказалось - очутишься в старой Москве!
Научный руководитель Школы, замечательный Юрий Александрович Веденин подарил "отличникам" наборы открыток с видами Москвы начала XX века, выпущенные в 1991 году. Фотографии хорошо прокомментированы, и по ним удобно ориентироваться. Очень пригодятся мне - буду показывать экскурсантам.




Другой научный руководитель Наталья Олеговна Душкина (которую в одном из анонсов лекции, запланированной на следующей неделе, вместо всех регалий называют просто: "всеми любимая" - и совершенно справедливо), рассказала о том, кто, по данным небольшого анкетирования, учился все это время в Школе.
Оказалось, что за три весенних месяца в Школе наследия побывали около двух тысяч человек. Также выяснилось, что большинство слушателей было архитекторами. Это интересно, так как меня саму другие ученики часто спрашивали, архитектор ли я. Я объясняла, что даже рядом нет, и спрашивающие в ответ признавались, что тоже не имеют отношения к этой профессии. Предположу, что анкеты, розданные только на последних нескольких занятиях, оказались не совсем репрезентативны. Или архитекторы легко опознают друг друга по какому-то особому знаку, неведомому простым смертным, и общаются только со "своими".
А ведь единственной моей сложностью во время слушания лекций составляло то, что я не очень сильна в архитектурной терминологии. На курсах экскурсоводов я прослушала общий курс по архитектуре и имею некое представление. Но иногда на протяжении всей лекции использовалось какое-то слово или говорилось о каком-то действии или понятии, которые были не очевидны. Разумеется, в конце можно было задать вопрос, но ведь ты уже прослушал лекцию, и информация осталась не совсем усвоенной.
К счастью, все встречи выложены в интернет в видеоформате. Можно будет переслушать "уроки", над которыми еще хочешь подумать. На вечере был презентован и подробнейший сайт Школы наследия. Он запустится через несколько дней, и я обязательно дам ссылку - заодно, может, кто-нибудь и фотографии с вручения свидетельств к тому времени выложит.
Второй по популярности профессией среди слушателей оказалось - "экономист". Мне это не совсем понятно, но, пожалуй, отрадно.Я думаю, что эти люди реально могут влиять на ситуацию.



Фото: Яна Сафронова

Наталья Олеговна сказала, что в первую очередь адресует занятия молодежи, и надеется, что слушатели изберут охрану наследия своей профессией. Она говорила это и на первых лекциях, и на заключительном вечере. И тогда, и вот сейчас меня это ставило в тупик. Я не очень представляю себе профессии в этой сфере в принципе. За что тут могут платить деньги? Возможно, признаваясь в таком, я расписываюсь, что прослушала курс зря и ничего не поняла. В утешение мне организаторы подтверждают, что "научить наследию" за одну весну нельзя, и работа Школы будет продолжаться. А я нашла на столе у выхода рекламку петербургского института, предлагающего переподготовку по специальности "эксперт-менеджер объектов культурного наследия". Но, разумеется, если попытаться представить себе профессию в этой области, первым делом в голову приходит "реставратор".

Разумеется, самым интересным в курсе оказалось то, что лекции читали совершенно разные люди: архитекторы, реставраторы, юристы, активисты, философы. Казалось бы - винегрет, ан нет: таким образом удалось пощупать тему наследия, как того слона из притчи, за все части тела и сложить общее впечатление. И понять, в какую сторону развиваться, каких конкретно знаний не хватает для понимания. Все это расширило картину мира.

У нас были лекции и семинары, но для меня практическим занятием, отлично подкреплявшим полученные теоретические знания, стала поездка по Верхнему Дону. Там для осознавания пригодились и философские идеи, и была реальная осязаемая архитектура, которую надо было как-то воспринимать, да еще в разных охранных статусах и разной степени сохранности, и с окружающей действительностью, в контексте которой только и можно было ее оценивать.
Я загрузила все фотографии из поездки вот в эту папку: https://fotki.yandex.ru/users/lit-street/album/494584
Конечно, тем, кто не путешествовал с нами, смотреть такой объем без подписей будет не интересно. Я очень постараюсь за лето рассказать в своем формате хотя бы о нескольких местах, в которых мы побывали.




Когда буду давать ссылку на сайт Школы наследия и показывать фотографии с вручения свидетельств, договорю все, что не сказала сейчас. А пока в заключение хочу сказать большое спасибо. Спасибо авторам этой идеи и ее реализаторам. Спасибо замечательным научным руководителям и самым лучшим координаторам. Спасибо всем волонтерам и техническим работникам. Большое спасибо гостеприимным хозяйкам лекционных площадок. Все было организовано блестяще, все были искренне доброжелательны, а это очень важно. Спасибо другим слушателям, которые составили отличную компанию.

И вот такое фото в финале. В Воргольском ущелье. Ученики Школы наследия покоряют вершины.


Школа наследия

Previous post Next post
Up