Сегодня мы посмотрим на Москву с еще одной необычной стороны. Скорей всего, таким вы город не видели.
Когда проезжаешь матушку-Москву с ее архитектурными и стилистическими наслоениями, это не так заметно, но если смотреть подборку фотографий только авангардистских построек, да еще очень разных по назначению, возникает удивительная картина города будущего. Представляется, что там живут новые, не совсем похожие на нас по образу мыслей и бытовым привычкам, люди.
Однако, учитывая, в каком состоянии находится практически все советское наследие, создается ощущение, что эта цивилизация по неведомым причинам пришла в упадок, и это похоже на постапокалипсис.
Вот по такой непривычной Москве я и приглашаю прогуляться вас на этот раз.
Начинается, впрочем, все вполне мирно. Экскурсанты дожидаются своего гида. Такую необычную тему - "
Главные памятники авангарда" - подготовил и проводит автор проекта "
Москва глазами инженера" Айрат Багаутдинов. Я получила приглашение на эту экскурсию благодаря сообществу
mosblog, где регулярно публикуются интересные возможности для московских блогеров.
На фото не Айрат, а один из его любознательных экскурсантов.
Первым же пунктом нашей программы оказывается легенда советского авангарда - собственный дом архитектора Константина Степановича Мельникова в Кривоарбатском переулке.
Как же в то время, когда активно пропагандировался коммунальный быт, и людям предписывалось освобождаться от частной собственности, простому архитектору разрешили построить собственный особняк на Арбате?
Простому - да не простому. Строительство павильона СССР для Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности в Париже принесло Мельникову мировую известность, в Советах же было множество заказов, которые позволяли оплачивать постройку особняка из собственного кармана.
Дом-мастерская воспринимался в качестве архитектурного эксперимента. Кроме того, говорят, не осталась незамеченной и работа Мельникова над первым саркофагом для тела В. И. Ленина, в котором вождь пролежал с 1924 года до Великой Отечественной войны.
Как ранее у столпа отечественного модерна Ф. О. Шехтеля, собственный особняк К. С. Мельникова стал выражением, наглядной демонстрацией его идей - не только архитектурных, но и общих представлений о жизни.
Например, проект "Сонная соната" - общественное пространство для лечебного сна под специально подобранные звуки и симфонии - не был реализован, но спальня в доме-мастерской соответствовала требованиям архитектора к здоровому отдыху.
Окна расположены так, что дом буквально пронизывается солнцем.
А у входа был сделан специальный "домофон" - гости у ворот могли докладывать о своем приходе через раструб трубы, из друго конца которой приветствие было отлично слышно в доме.
Пока мы стояли у стен, изнутри кто-то посмотрел в окно, а потом закрыл форточку. Меня поразила форма форточки - это ж надо было додуматься.
"Двое любовников Кривоарбатских
Двойною башенкой слились в объятьях,
Плащом покрытые ромбовидным
Не реагируя на брань обидную" - писал об этом доме, похожем в плане на два обручальных кольца, поэт Андрей Вознесенский.
Начиная с 30-х годов XX века на дом обрушилась критика, про него писали статьи с названиями вроде "Беспринципный эксперимент", называли домом-головоломкой, оторванным от реальных требований жизни.
Сейчас особняк словно пожилой человек-оригинал - старится, рушится, но всем хорошо знаком и остается предметом горячих обсуждений.
А чтобы дальше было интересно разглядывать фотографии, вспомним принципы архитектуры авангарда, сформулированные французским мастером Ле Корбюзье.
Здания строятся преимущественно на железо-бетонном каркасе. Благодаря этому можно:
- делать в нижней части строения "ножки"-опоры, что функционально, т. к. освобождает дополнительное дворовое пространство.
- делать окна хоть во всю стену, т. к. нет необходимости в несущих стенах. Поэтому здания авангарда зачастую отличают ленты окон вдоль всего фасада.
- делать свободную внутреннюю планировку - какую захочешь и какую требует назначение здания.
- да и наружную форму можно сделать, какая нравится и нужна, т. к. все опоры спрятаны внутри дома.
- ну и плоские крыши-террасы вместо привычных наклонных с чердаком. К каркасу это уже не так относится, но это полезное и функциональное использование пространства.
После частного особняка рассмотрим экспериментальный дом-коммуну. Здание по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса было построено в 1930 на Новинском бульваре для работников Народного комиссариата финансов СССР.
Оказывается - легендарная постройка, а я бы и внимания не обратила. Раньше только слышала название, но не представляла, что это и где. По фото кажется, будто какая-то развалюха на окраине. Но нет - памятник архитектуры практически в центре Москвы. Заселялся одновременно с легендарным Домом на набережной, тоже советской номенклатурой. А еще там жил, к примеру, художник А. А. Дейнека.
Дом считался зданием переходного типа - не совсем коммуна, а скорее подготовка к окончательному отказу от личного пространства. Предполагалось, что человек только ночь будет проводить в своей небольшой спальне, а все остальное время - вместе со всеми. Впрочем, и там спроектированы были квартиры разных типов.
На картинках нам показывали планировку.
Вот здесь хорошо видны "ножки", о которых писал Ле Корбюзье. Современные жильцы используют пространство для велосипедной стоянки.
Ленты окон. Но тут ленты узкие, более явно это на других зданиях будет видно.
Что-то у меня на всех фото этого дня из людей деревья растут.
"И не путайте авангардизм с конструктивизмом" - предупреждал наш гид. Авангард - общее направление, конструктивизм - всего лишь одно из его течений. Мельников бы поспорил, если бы его назвали конструктивистом. А уж как бы с этим поспорили сами конструктивисты! Вот Моисей Гинзбург, спроектировавший Дом Наркомфина, был как раз конструктивистом.
В Доме Наркомфина до сих пор остаются жилые квартиры.
В ближайшем будущем реконструкцией здания планирует заняться инвестиционная группа "Коперник".
"На время реставрации знаменитого дома Моисея Гинзбурга на Новинском бульваре в нем поселится привидение - "дух Наркомфина", который будет рассказывать горожанам об истории знаменитого памятника конструктивизма, рисовать на его стенах световые проекции и проводить виртуальные экскурсии".
Статья в "Большом городе".
Пока посмотреть на памятник архитектуры изнутри можно, придя в расположившуюся в здании йога-студию. А летом даже
позаниматься йогой или выпить хипстерский смузи на крыше - не зря же ее конструктивисты плоской делали.
До этого мы смотрели на жилые постройки, а теперь перейдем к промышленным.
Хлебозавод имени В. П. Зотова, он же Хлебозавод № 5. Здесь впервые была применена идея конвейерного производства хлеба инженера Г. П. Марсакова.
"Идея заключалась в использовании системы кольцевых конвейеров, обеспечивавших непрерывное автоматическое производства хлеба по вертикали сверху вниз. Мука со склада, находившегося в подвальном этаже, транспортером подавалась на четвертый этаж, где находилось заквасочное отделение. Отсюда готовая опара поступала на третий этаж в тестомесильное отделение, состоявшее из трех жестких кольцевых конвейеров, где происходил процесс брожения. После окончания брожения куски теста попадали в тесторазделочное отделение на втором этаже, а оттуда - в расположенное рядом на этом же этаже печное отделение. Хлеб выпекался в трех круглых кольцевых печах. После выпечки хлеб выгружался из печей и по наклонным спускам поступал в хлебохранилище на первом этаже".
Архнадзор.
Вот под эти конвейеры здание и строилось круглым.
Сейчас, если верить источникам в интернете, работа завода приостановлена. Планов на его реконструкцию, как водится, громадье. Википедия соблазняет: "Производственный корпус хлебозавода будет переоборудован в музей пекарного дела и кафе со специализацией хлебобулочные изделия. Планируемый срок ввода в эксплуатацию жилого комплекса - 2016-2017 гг".
Эх, а палатка, где продавался свежий хлеб, до сих пор там стоит - вон, даже на фото видно. Надо будет как-нибудь дойти и проверить, нет ли там конструктивистских булок.
И еще одно розовенькое строение, хотя на старых фото оно совсем другого цвета. На этот раз постройка по функции общественная - это Дом культуры имени Зуева. Тоже конструктивизм.
Здание спроектировано Ильёй Голосовым в 1925 году, построено в 1927-1929 годах на Лесной улице. Дом культуры назван в честь участника событий 1905 года, слесаря трамвайного парка С. М. Зуева.
Архитектор Илья Голосов работал не только в конструктивизме, но и ранее в стиле символического романтизма - было и такое направление. (Для себя на полях: а по его проекту уже в стиле постконструктивизма построено жилое здание на Яузском бульваре, во дворе которого притаился
главный дом усадьбы Хитрово).
Ныне Дом культуры лишен своей объемной вывески, и пустая стена смотрится голой.
Бахметьевский гараж. Памятник архитектуры авангарда, 1927 год. Работа архитектора Константина Мельникова и инженера Владимира Шухова.
Поскольку там несколько лет размещался Центр современной культуры "Гараж", мне кажется, все там побывали и всё знают про это уникальное место. Люблю историю про главную идею постройки: спланировать пространство так, чтобы автобусы, для которых гараж создавался, не пятились при парковке, а как бы делали круг.
Здание уже несколько десятков лет не используется по прямому назначению. Оказалось, что это неплохое выставочное пространство - к тому же, в таком статусе больше шансов сохранить его в надлежащем состоянии.
Сейчас там расположен Еврейский музей и центр толерантности.
Таким образом, в виртуальном варианте прогулке мы увидели 5 зданий эпохи авангарда, разных по назначению: частный жилой дом, общий жилой дом, промышленную постройку (хлебозавод), общественную (дом культуры) и, условно говоря, хозяйственную - гараж. Три из них (дом-коммуна, хлебозавод, ДК) относятся к конструктивизму.
А теперь самое время вспомнить принципы, сформулированные французским архитектором Ле Корбюзье, и посмотреть на его собственную работу в Москве.
Здание Центросоюза (Наркомлегпрома), 1928-1937 год. Мне привычнее называть его по имени архитектора - домом Ле Корбюзье (так мы обиходно называли это строение на курсах экскурсоводов), хотя он его строил и не себе, в отличие от Мельникова.
Здание эффектно и по-разному смотрится и с Мясницкой улицы, и с проспекта академика Сахарова. Мы специально объезжали его на автобусе и выходили с каждой стороны.
Руководил строительством советский архитектор Николай Колли, уточняя и согласовывая все изменения с Ле Корбюзье. Дом получался новаторским и по внешнему виду, и по примененным идеям не только для СССР, но и для всей Европы.
Вот уже знакомые "ножки", "расширяющие" пространство у входа.
А вот и окна во весь фасад - ленточное остекление.
Вспомним то, с чего мы начали. Все прочие постройки если не находятся в аварийном состоянии, то дожидаются реконструкции или просто выглядят весьма потрепано. А постройка Ле Корбюзье на Мясницкой знай себе посверкивает стеклышками и смотрится, будто отстроена была совсем недавно - в нулевых. Архитектору удалось намного опередить свое время.
И на этой веселой ноте мы, пожалуй, и завершим прогулку по Москве постапокалипсиса - Москве советского авангарда.
Еще раз спасибо Айрату Багаутдинову ("
Москва глазами инженера") и сообществу
mosblog. По возможности еще постараюсь сходить на "
Мосты Москвы".
До новых встреч на улицах города!
Материалы по теме
Как с пользой фотографировать архитектуру Архитектура модерна. Особняк Морозовой на Спиридоновке Блогерская экскурсия по Заяузью XVII века