Москва XVII века. Заяузье

Jan 15, 2015 01:06

Больше всего я пишу о XX веке, иногда о XIX, но почему бы не сдвинуть заржавевший рубильник нашей машины времени и не попутешествовать аж в XVII-ом?
Правда, я в этой эпохе не специалист, но недавно, прогуливаясь по Москве, попала в, как называет это Борис Акунин, "хронодыру" и повстречала людей, знающих это смутное время не понаслышке. Вдвойне повезло, что все произошло в том районе Москвы, в котором я почему-то бываю совсем редко и представляю плохо. Но с такой охраной ни заблудиться не страшно, ни в темные переулки заходить.
Итак, Заяузье, год 1649 от Рождества Христова...





Куда это мы попали?! Датчики показывают временной промежуток 1649-1680-е годы. В основном, период приходится на правление Алексея Михайловича Тишайшего.
Теперь надо сориентироваться по карте. Это должно быть проще, чем в 21-м столетии - ведь Москва была совсем небольшой. Так, где здесь метро?
Таганка (до конца XIX века Заяузье) - историческое название местности в Москве между реками Москвой и Яузой, в окрестностях Таганской площади.




Заворачиваем за угол - и глаз радует веселое московское барокко. Храм Николая Чудотворца на Болвановке.
Документально деревянная церковь известна с 1632 года, каменную выстроили во второй половине XVII - начале XVIII века.




Самое важное в ней - почитаемая в православии икона Богородицы "Прибавление ума". Говорят, лечит и от сумасшествия. Теперь, когда захочется кого-нибудь послать на три буквы, я точно знаю, куда на самом деле его нужно отправить. И самой идти следом.
Прибавление ума - на Болвановке? Насчет этого необычного названия тоже существуют разные версии. Но, вероятнее всего, здесь было языческое капище с "болванами" - изваяниями древних богов. На языческих местах поклонений часто выстраивали православные храмы, уничтожая все символы старого культа. Еще одно Больвановье было в Замоскворечье.




Завитушечки барокко оживляют собой главные городские обитатели - жмутся, греются, твари божьи.




Еще поворот - и еще одна церковка словно шкатулочка: храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах.
Здесь тоже хранится очень интересная чудотворная икона - Божья Матерь "Троеручица". Православные верят, что благодаря ее заступничеству храм не закрывался в XX веке и сохранил все колокола. Список с иконы помещен в изразцовом киоте на наружной западной стене храма.
Храм украшают множество изразцов работы известного мастера Степана Полубеса, который, как не трудно догадаться, по роду своей деятельности жил в Гончарной слободе - и даже устроил здесь собственную мастерскую, подготавливал учеников.




Упомянув Гончарную слободу, рассказали стрельцы и о порядке жизни в слободах вообще. Я не запомнила, поэтому здесь процитирую описание Гончарной слободы из найденной мной статьи о Степане Полубесе: " В слободе нет домов, окна которых выходили бы на улицу. Каждая семья ремесленников живет своим двором. Высокий частокол загораживает дворы от улицы. От усадеб есть спуск к реке, но воды всегда нужно много, поэтому возле мастерских гончаров оборудованы колодцы-журавли. Горны и глиняные изделия, предназначенные для сушки, размещены под навесами. Жилища ремесленников большие и добротные, бревен для них не жалеют".




Морок какой-то. Громадина страшенная, на верхушке - звезда вместо нашего православного креста.




Нет-нет-нет, у нас в XVII веке открывается вот такой благолепный вид




Если сами вздумаете повторить наше путешествие, то по зиме будет в тему отогреваться в Музее Русской Иконы в Большом Ватином переулке. Мы внутрь не заходили, поскольку машина времени от частого использования иногда барахлит, и надо спешить.




А если вы обходитесь без машины времени (как?!), а, например, выгуливаете девушку, можно и фильм какой-нибудь хороший старый подгадать.




Но что-то мы отвлеклись. Напряжение в машине времени скакнуло, и перед нами - князь Дмитрий Донской (1350-1389).
Он покровительственно и печально взирает на москвичей на пересечении современных Николо-Ямской и Яузской улиц. Здесь собиралось и отправлялось на легендарную Куликовскую битву войско и ополчение князя.




Я этот памятник никогда не видела и не слышала про него. И немудрено, потому что он совсем новый.
Белый крест в качестве закладного камня установлен аж в 2003 году. Над скульптурой князя на коне работал известный мастер Вячеслав Михайлович Клыков (1939-2006). Я почему-то была свято уверена, что больше всего мастера знают по памятнику Сергию Радонежскому в Радонеже. Как выяснилось, "слона-то я и не приметил": памятник маршалу Жукову на Манежной, а также Кирилл и Мефодий на Китай-городе - это тоже его работы.
Кроме того, на территории Международного фонда славянской письменности и культуры, перед музеем Игоря Талькова в Черниговском переулке установлен памятник самому скульптору.
Машина времени московских градостроителей тоже забарахлила, и вознести князя на пьедестал удалось только в 2013 году, то есть через десятилетие. Официально открыли и освятили монумент в мае 2014 года. И именно эту дату указали в мемориальной табличке на памятнике, чем окончательно запутали москвичей.
В начале XVII века окончательно выходит из употребления слово "стяг", и его заменяет "знамение", "знамя" (во времена Дмитрия Донского "знамения" только появляются и начинают постепенно входить в употребление). Вышитый на замени святой ведет отряды в бой за правое дело.




Тетеринский переулок. Название произошло, вероятнее всего, от личного имени или фамилии.
Теперь каждый раз, слыша есенинское "на московских изогнутых улочках", я буду представлять себе именно эту картинку.




Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Привлекательное своей архитектурой здание в стиле московского барокко было построено к 1696 году. В Википедии также пишут, что, возможно, это первое в Москве здание с маскаронами - скульптурными украшениями в форме головы человека или животного анфас.
Почему гора Лыщикова - в разных источниках много разных версий. Можете придумать какую-нибудь свою, которая вам понравится.




Про этот красивый дом служивые люди сказали, что ничего не помнят, и молвы в народе нет никакой. Но мне он тоже понравился, поэтому, может, поищу информацию на досуге.




И еще одна картинка без исторического комментария - московской эстетики ради.




А все ж таки, хоть и с машиной времени, московских холмов, взгорий и густого снега никто не отменял. Стрельцы-то люди привычные, а прочие путники устали, и путешествие постепенно подходит к концу.




Конец - делу венец. Окончание должно быть хорошее, и поэтому проходит оно в хорошем месте - Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.




Расположен этот музей, если вдруг кто-то не знает, в Спасо-Андрониковом монастыре.
Спасский собор монастыря (на фото) считается древнейшим из сохранившихся московских храмов.
В монастыре проходит насыщенная духовная, социальная и культурная жизнь. Там есть все: от благотворительной юридической помощи до школы благородных девиц, от экскурсий до мужских и женских хоров, поющих древнерусские знаменные распевы (да-да, по крюкам вместо нот, не в проклятой немецкой музыкальной системе, все как полагается).
Поподробнее о жизни монастыря можно почитать здесь.




Вот и наши стрельцы чувствуют тут себя как дома.




Ну и мы тогда немного похозяйничаем. И влезем на монастырскую стену!







Да и как не влезть - ведь интересно же убедиться, что из монастыря вид аж на сам Кремль открывается!
А мне-то казалось, что мы от центра далеко. Но недаром колокольня Ивана Великого ровнехонько весь XVII век, в котором мы гуляем, была самым высоким зданием на Москве (81 метр), а строить выше нее просто не разрешалось.
С 2012 года на территории Москвы запрещена постройка домов выше 75 метров.




Ну и, конечно, влезть непременно стоило ради вот этого московского открыточного вида. Я часто видела эту картинку и похожие ракурсы на старых фотографиях. Там было подписано, что это Яуза, и я механически запомнила это, но вся эта информация ни о чем мне не говорила. Теперь я точно знаю, где это и как.




В процессе написания поста нашла карту, идеально описывающую первую часть нашего маршрута. О некоторых достопримечательностях, которые показывали удалые стрельцы, я даже не упомянула, а здесь они отмечены.
Описание к карте.
Но это именно часть - треть, если не четверть всей прогулки.




Хочу сказать большое спасибо отважному блогеру udikov, организовавшему эту экскурсию в рамках своего новогоднего автопробега по Золотому кольцу.
Еще большее спасибо Заяузскому приказу московских стрельцов.
Ребята не играют, не рисуются, они органично чувствуют себя в этой роли, и, сколько бы ни длилась экскурсия, с ними - интересно.
Ну и, конечно, спасибо московским блогерам - позитивным людям с хорошим чувством юмора.




Костюмы не превращают экскурсию в шоу, на прогулке действительно много познавательной культурной и исторической информации. Но есть программы, адаптированные и для детей.
Указано, что время экскурсии 2-3 часа, но, чтобы никуда не торопиться, лучше выделять под это мероприятие целый выходной день. Пройтись по Москве XVII века под конвоем, отдохнуть в трапезной "Хлебный дом в Андрониках" на территории монастыря, затем с новыми силами осмотреть музейную экспозицию и совсем уж в сумерках романтично гулять вдоль Яузы (ну, это для любителей урбанистической романтики, конечно) и делиться впечатлениями.

Не вошедшие в пост фотографии можно посмотреть в альбоме
Впечатления другого городского люда о прогулке по Заяузью
Лефортово. Жизнь и смерть генерала Слащова - прогулка по смежному району.

А наша машина времени остывает и отлаживается для следующей встречи.

Есенин Сергей, Москва, Заяузье, Московский Кремль, экскурсии, московское барокко, XVII век, православие, Таганка

Previous post Next post
Up