Экскурсия в День памяти Шехтеля, 7 июля

Jul 01, 2014 15:36

Годовой круг катится своим тележьим колесом, лето идет легкой поступью. Все как всегда - что было, то и будет. Уже такое привычное затишье в жж и в метро. Лето в городе. 1 июля.
Я давно уже мечтаю написать большой пост (эссе?) о годовом круге - какие когда праздники, что мы и как отмечаем, что делают в эти дни горожане и что делаю я и мои друзья. Но не берусь. Наверное, потому что получится шмелевское "Лето Господне". А это просто так вечерком за чаем не напишешь, и, видимо, подсознательно я это понимаю.
Я это все к чему? Да вот тут в те годы, что я начала писать другие экскурсии, кроме булгаковской, очень близкими мне стали мои герои, и я теперь как свои собственные замечаю важные для них даты.
Вот-вот 7 июля - день смерти архитектора Федора Осиповича Шехтеля. Богатая у него была жизнь - на события, людей, творчество. А вот в финансовом смысле - раз на раз не приходилось. И история его смерти - трагическая. Чего стоит одно только письмо его знакомому, издателю И. Д. Сытину, которое отрывками цитируется практически во всех текстах о Шехтеле, но почти никогда не приводится целиком. Написано оно было совсем незадолго до смерти архитектора, летом 1926 года:

"Глубокоуважаемый и дорогой Иван Дмитриевич!

С октября месяца по настоящее время я не покидаю постели… Я молю Бога прикончить эту каторгу, но доктора хлопочут зачем-то продлить это мучение.

Я ничего не могу есть, ослаб до того, что не могу сидеть, лежать еще хуже, у меня остались одни кости и пролежни, очевидно, я должен умереть голодной смертью... У меня нет средств даже на лекарство, я состою на социальном обеспечении и получаю по ходатайству Наркома А. В. Луначарского высшую персональную пенсию - 75 р. в месяц, мне 67 лет, жене столько же, дочь Екатерина Федоровна инвалид труда, на последние крохи я ей купил «Ундервуд», но, как Вы, кажется, знаете, работы нигде нельзя достать. Жена не отходит от меня, и вот на эти 75 рублей я должен кормить четверых, платить за квартиру 2 червонца (газ, электричество и т.д.). Вы знаете, как я люблю работать, но нигде не могу заполучить таковую и никто ничего не покупает; между тем я окружен несметными, по-моему, богатствами: около десяти инкунабул (начала XV столетия), которые оцениваются в сотни тысяч, но никто не покупает, моя коллекция картин, персидских миниатюр, библиотека - бесценны. Все мои картины должны быть в музеях, офорты, оригинальная бронза, удив. скульптура Коненкова, Сомова, Полайоло, бюст Льва Толстого Н.А. Андреева, фарфор саксонский, Попова, вазы этрусские, Танагары Помпеи, керченских раскопок, венецианское зеркало (которое в пошлинной обошлось 1000 р., дают 15 руб.). Гобелен фламандский 16 столетия 5x4 ар., цена ему 3-4 тыс. - дают 200 р.

Вот краткий перечень моих картин: Левитан И.И. «Черное море», его же «Аллея в парке» с фигурою В.М.Третьякова (Вера.Ник.). Его знаменитую «Дорожку», как и «Музу» Врубеля я «съел» еще в прошлом году. Остались же Врубеля «Садко», торшер его же. Его же «Мефистофеля» я продал за гроши, потом Борисова-Мусатова «Девушка с гранатовым ожерельем» у меня еще сохранилась. Дальше имеются еще Рериха «Ночь в Новгороде», Денисова «Марево» и поразительный «Дворик» К.С.Коровина. «Париж ночью» (теперь он их печатает - это же премированные. Ал.Бенуа «Золотая гора»...

Посоветуйте мне - что делать, как спасти все эти ценности, я боюсь, что придут из Краснопресненского районного отдела и отберут картины, мебель для устройства местного клубного Музея»...

Моя жена стара и немощная, дочь больна, и чем они будут существовать - я не знаю - нищенствовать при таких ценностях - это более чем недопустимо. Передайте все это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Федоровича... Я строил всем: Морозовым, Рябушинским, Фон-Дервизам - и остался нищим. Глупо, но я чист".

Печатается по статье из газеты "Московская перспектива" за 23.04.09, фотография оттуда же.
http://www.mperspektiva.ru/article/a-397.html




Так вот в день памяти архитектора Федора Шехтеля мне хотелось бы провести пешеходную экскурсию, вспомнить его и показать его удивительные творения.
Мне радостно, что за год существования эта экскурсия стала достаточно популярной, входила в подборки интересных экскурсий в Москве, и, хотя у Шехтеля нету ни музея, ни памятника (хотя все это обсуждалось) - возможно, они ему и не нужны, ведь и дома его живые и имя его живет. Мы никак не можем ему помочь, но мы можем - вспомнить.
Прочитать описание и зарегистрироваться на экскурсию можно здесь.
А вот это пост об одной из известных работ архитектора - особняке Морозовой.

Шехтель Федор, экскурсии

Previous post Next post
Up