Дебора Фельдман, "Неортодоксальная" - отчёт

Apr 22, 2021 09:36


Встретились 16/04/2021 в парке, на старом месте! Традициям - ура! Несколько опрометчиво было встречаться на следующий день после Дня Независимости - повсюду были кучи вчерашнего мусора. Но к 12 часам бравые уборщики добрались до нашего столика и даже чуть не выкинули наши сумки :-)
Были:  Семён & Галя  simonkrichak,  Лариса l_cherry, Кира shi_ra, Марина,  Жанна janna_ma,  Инна Грин, Лана,   Роза dona_rita и я.  К сожалению, не смогли прийти Оля, Женя, Галя и Наташа. Очень надеюсь в следующий раз всех увидеть.
Обсуждение получилось своеобразным, потому что про книгу все ((поправка: все, кроме нас с Ларисой)) сказали "книжка плохая и не о чем говорить", но зато тема книги всем близка:
у каждого из нас есть родня или знакомые из ортодоксальной (не настолько, как сатмары, но всё же) среды, так что мы поговорили про реальных ортодоксов, и кто из них работает, и как у них воспитывают детей, и какие ценности проповедуют, ну и всякое такое. Так что записей у меня маловато, ну что есть то есть.
.
Семён и Галя
Обсуждать тут нечего, это вообще не литература. Насчёт фактов не знаю, хотя тоже есть некоторые сомнения. Но идей нет, характеров нет, общей линии нет. Только её личная история, в которую она добавила интимных подробностей, чтобы привлечь внимание. Вообще всё это очень сомнительно - чтобы взрослеющая девочка  вот прямо ничего-ничего не знала. Не верю.
Зато прочитали забракованную клубом Мэри-Бет Кин и она очень даже неплоха! ("Спросишь опять - отвечу да" https://flibusta.site/b/569727)
.
Роза
Это не литература, а заметки по поводу. Ничего нового. Интересно было только с познавательной точки зрения - как устроена их странная жизнь. Но насчет (не)осведомлённости девочек - верю вполне. Так было когда-то, а в закрытых общинах так и осталось.  Ведь такие сообщества - это секта.
.
Лана
Согласна, что проблемы были использованы для привлечения внимания. Но если проблема есть - то от неё никуда не денешься. Думаю, что героиня действительно всё это взяла из своей жизни.
Что меня возмутило в этой истории - это недоступность образования и книг. Даже разрешённые, одобренные, кошерные книги - для девочки недоступны. Вообще все достижения феминизма как будто отменены. Так было в библейские времена - и так они живут до сих пор: мужчина-повелитель и женщина-подчинённая. Унизительно.
Но всё же считаю, что героиня достаточно эгоцентрична. Она оставила всех, оставила бабушку и деда, которые её вырастили, ушла и больше никогда с ними не виделась. Знаю, что есть женщины в среде харедим, которые пытаются что-то изменить изнутри, это титанический труд и их мало, но они есть. Это действительно героизм, а в данном случае она только спасает себя.
.
Марина
Проблема ультраортодоксов (не американских, а наших) в том, что они влияют на всё государство и диктуют свои условия. Вообще книга напомнила мне мемуары и мемуары Энн Клиффорд XVI века и  "Рассказ служанки" - кажется, что всё это может быть только в страшном сне, а между тем, вот люди живут в этом буквально рядом с нами.
Героиня спасала себя - да, но нам не в чем её упрекнуть. Если она себя спасла - значит, цель уже достигнута.
Интересны сопутствующие материалы - история сатмарских хасидов, рав Тейтельбойм, Рудольф Кастнер, "поезд спасения"  и т.д.
.
Жанна
Проблема обоих сериалов (Неортодоксальная и Штиссель) в том, что они сняты светскими и определённо антирелигиозными людьми. Поэтому они демонизируют все подробности в угоду зрителю. Мы как израильтяне и как евреи смотрим на это и говорим " о ужас, что там у них творится". А люди, не имеющие отношения к еврейству, считают, что "оужас" творится у всех нас. Ну а ортодоксы с той же позиции смотрят и на нас, и на неевреев.
.
Кира
Не знаю что сказать, поскольку читать это невозможно.
.
Лариса
В принципе, ничего нового я не узнала. Община сектантского толка. Сильный диссонанс вызвали Баби и Зейде - такие уютные домашние слова, бабушка и дедушка - это те, кто в самом раннем детстве окружает ребёнка, и они живут в своём уютном мире, но весь этот мир основан на насилии. Героиня отгораживается от насилия, и не чувствует никакой благодарности к тем, кто её вырастил. Никаких хороших слов ни о бабушке с дедом, ни о муже. Но ведь это нечестно, они делали для неё очень много.  Когда она захотела - она уехала, никто её силой не заставлял вернуться, и даже ребёнка не требовали вернуть.  В сериале она как-то приятнее.
.
Моё мнение. Честно говоря, я вовсе не считаю книгу такой уж ужасной. Ну да, это не высокая литература, без стилистических изысков, но написано очень живо и совсем не плохо. Это линейное повествование, ну что ж, жизнь героини тоже вполне линейна. Нет, серьёзно, видала я книги и похуже :-)) Интересное описание быта и законов этого странного мира, описание мыслей, выворачивающих наизнанку нашу атеистическую логику. Она хорошо вплетает идеологию в бытовые заметки - вот, например, в описании Шавуота, о разделении молока и мяса, как евреи на горе Синай сказали "исполним и услышим" - сначала исполним, а потом уже будем задумываться, а зачем это нужно.  Или про ненависть к Израилю - наконец я хоть поняла, какие там аргументы :-)
И что интересно - в книге, в отличие от сериала, за Двойре никто не гонится. Она выросла в уверенности, что ничего изменить нельзя (ещё в детстве она любила ездить с отцом в аэропорт, зная, что никогда не сможет туда войти), но все запреты рухнули в тот момент, когда она решила их всё-таки нарушить. Это были воображаемые преграды. Не настоящие.
Думала насчёт её реальных физиологических проблем - мне кажется, они тут как-то не в тему. Это смотря как эту книгу рассматривать. Если как мемуары - то, понятно, из песни слова не выкинешь. Но как художественный замысел - я бы это убрала. Получается, что Двойре была "не такая как все" из-за физиологии, а если бы не это - что ж, она бы осталась в той среде? Нет, конечно. Вагинизм был лишним ружьём, которое выстрелило без пользы для сюжета.  А вот мать героини вызывает некоторые вопросы. Всё-таки это довольно непривычно, что мать бежит из неволи, оставляя ребёнка у врагов, а?
Но один неприятный сюрприз всё-таки ожидал меня в этой книге. Оказалось, что Роальд Даль - открытый антисемит. Как дальше жить?
.
Доп. материалы:
статья про сатмарских хасидов https://detaly.co.il/kak-odna-bolshaya-derevnya-stala-stolitsej-hasidskogo-dvizheniya/
http://booknik.ru/today/from-the-other-side/zagadki-satmara/
статья про книгу https://gorky.media/reviews/proshhaj-kashrut-neortodoksalnaya-debory-feldman/
.
.
На следующий раз выбрали роман Арундати Рой, Бог мелочей (премия Букер-1997)
До встречи!

мемуары, американская литература, 68, современная литература, XXI в., отчёты

Previous post Next post
Up