Улитка на склоне -- отчёт
Встретились 30/10/2020 в парке и говорили без остановки, так что- кое-кто даже потребовал регламента!
Присутствовали: Наташа
natalia_19, Семён & Галя
simonkrichak, Женя
jenya_rb, Женя Абрукин, Оля
omia, Кира
shi_ra, Марина (новая участница), Лана, Жанна
janna_ma, Миша
michel7374, Роза
dona_rita и я. В качестве тематической еды - пили кефир!
.
Традиционно - конспекты мои, а добавления - ваши.
----------------------------------
Встречу открыла Наташа (как главный инициатор темы Стругацких):
Фантастика вообще трудный жанр. Очень трудно передать художественную мысль посредством фантаcтики и при этом не скатиться в детские стрелялки с марсианами. А самое сложное в книге - это концовка. Часто бывает, что книга движется интересно, но в концовке чувствуешь разочарование, будто автор сам не знал, как закончить и придумал отмазку на скорую руку. У Стругацких такого не бывает никогда. У них самая ценность книги - в концовке, и она же и кульминация. Они всегда сначала продумывают концовку, а потом уже к ней ведут всё повествование.
К этой встрече я перечитала Улитку, Град Обречённый и, конечно, Пикник на обочине, а также историю создания фильма Тарковского (5 лет и множество сценариев). До Улитки я пока не
доросла, всё ползу к ней по склону Фудзи. Но в принципе всё равно герой ползёт наверх, неважно что вокруг него. Он хочет попасть в свой идеальный мир (где счастье всем даром), и у него всегда есть надежда.
.
Семён:
Читать Улитку было трудно. Всё-таки это юношеская проза, подростковая. Какие-то машинки сидят в своих ящиках и разговаривают между собой. Какие-то люди пьют кефир. Какие-то попытки юмора типа "шерсть на носу"... Всё это не подходит для взрослого читателя. Книга очень бедная, схематичная. Характеров нет. Тузик, Домарощинер - это вообще не люди, а какие-то картонные куклы. Перец вроде барахтается, но в конце концов и его засосало в систему - это же катастрофа. Кандид и Нава - единственные живые люди во всей истории. Все эти ужасные тётки, которых они встречают - их же нет вообще, это фантомы, их Нава создала своим воображением. Как и утопленники - ведь кто-то видит утопленников, а кто-то русалок. Всё зависит от того, кто на них смотрит. Природа подстраивается под людей и создаёт для них живые картинки, а поскольку люди сами по себе плохи - то и картинки так себе. (тут все вспомнили солярис, но перебивать не стали) . Вот Карл. Кто он, что он? Природа подбрасывает Кандиду этот образ Карла, который даёт ему... скальпель. И таким оружием можно реально кого-то убить? Ну это несерьёзно. Фантомным скальпелем можно убить только фантомное чудовище. Если бы эти мертвяки были там на самом деле, им бы такое оружие было не страшно. (тут все вспомнили Призрак-5). Кстати, если вспомнить Сталкера, то ведь и у него то же самое. И Гута, и Мартышка, и его отец-зомби - тоже фантомы.
.
Женя Р. :
Наташа говорила о надежде, но лично я не вижу никакой надежды ни в Улитке, ни в Пикнике. Никто никуда не доползёт и счастья не получит. Может и вправду, всё это создаётся искусственно - лес создаёт фантомы. И эти женщины в конце - они явно что-то символизируют, но не знаю что. Кстати, место действия тоже не определено - даже неизвестно, на Земле это или на какой-то другой планете.
.
Миша:
Прочёл тонну всякой критики на Улитку. Это вариативный мир, породивший мильон толкований. И это злейшая пародия на Совок. Понятно, что её запрещали, но непонятно, как в конце концов разрешили к печати. Все вокруг - куклы, только два живых героя: один ФИЗИК и один ЛИРИК (по Стругацким - две ипостаси прогресса)
Каждый, кто хочет счастья для всех -- имеет в виду то, что счастье для него. Своим личным понятием счастья осчастливить всех. Вот он, корень всех бед человечества.
Описания очень точные, очень образные. Этот лес настоящий, от него тошнит. И это Управление - от него тошнит не меньше. И от людей вокруг них обоих.
Если это была цель авторов, то она достигнута.
Кстати, факультативно прочёл ещё "Жиды города Питера". Конъюнктура и барахло. Жаль, что они это написали.
.
Жанна
Кандид - это и есть Перец. Это его изнанка (един в двух лицах, как Янус Полуэктович).
.
Лана:
Стругацкие - это моё детство, я выросла с этими книгами, родители всегда были (и сейчас остаются) их страстными почитателями. Эти книги сформировали меня как читателя и как личность, я читаю их всю жизнь. Сейчас их считают подростковыми, но я решительно с этим не согласна.
Перечитала Улитку. Это не только Совок. Это структура вообще. Система, которой нельзя противостоять. Система не оставляет надежды, система перемалывает человека, его порывы и желания (ага, тема мясорубки тоже тут). Перец сопротивляется, но система засасывает его, перемалывает - и выплёвывает в виде директора, то есть уже полностью готового к системе продукта. Кандид ползёт как та улитка, он борется, даже в этих условиях. Он не останавливается. Человек мал, а Фудзи огромна, но он ползёт по спирали, как может.
Общая идея Стругацких - нельзя ничего изменить ИЗВНЕ, надо пройти весь путь развития самому (это и в Улитке, и в Пикнике, и в ТББ, и вообще во всем мире Полдня). Мы тоже живём в Зоне, и нам кажется, что мы знаем мир вокруг нас - но нет.
.
Марина
Согласна с Ланой. Система решает всё за нас, не спрашивая нашего мнения. Улитка ползёт, не зная, что ждёт её наверху, и это незнание - движущая сила всего. Вершина - не надежда, а маяк, ориентир. (У самурая нет цели, есть только Путь). И это плохо кончается для всех, кто способен думать и пытаться: депрессия, пьянство, суицид. Улитка - гениальная вещь, которая не потеряла актуальности до сих пор.
.
Наташа:
Мы - Зона? Нет, мы не Зона. Мы серая жизнь за пределами Зоны. Зона - это живая природа, она реагирует на нас, может пропустить или же - не пропустить.
.
Женя Абрукин:
Читала Пикник и Улитку тогда и сейчас. Тогда это всё было знаковым, но сейчас потеряло актуальность. Язык повести сейчас кажется бедным. Текст полон символов и аллегорий того времени, когда ничего нельзя было сказать вслух, но нужно ли это сейчас - когда можно говорить и писать прямо? Мы все продукты того времени, так что не можем реально оценить.
Счастье даром для всех, говорит Шухарт, но ведь жертва - необходима, и он её уже принёс.
Ещё хочу процитировать стихи замечательного поэта Михаила Яснова:
Ну-ка, мясо, в мясорубку! Ну-ка, мясо, в мясорубку!
Ну-ка, мясо, в мясорубку, Шагом… марш!
Стой! Кто идёт?
Фарш!
.
Кира
Я не так уж сильно люблю именно Улитку. Да, Стругацкие считают её вершиной своего творчества, но для меня - нет.
Две линии: Институт - это абсурд и Кафка, а Лес - это вырождение и Платонов.
Кандид ползёт по склону и пытается вырваться (послезавтра), но я не вижу его геройства. Надежды нет. Безысходность полная и во всём. Бюрократическая машина перемалывает наши лучшие устремления. Лес - это вырождение и паралич воли.
Что я люблю у Стругацких - это Пикник. Герой забывает, зачем он пришёл и что хотел попросить. Он пришёл с эгоистическими мыслями, но Зона выжала их досуха, он как будто переродился.
.
Роза
Не могу насиловать себя и читать всё это. Хочу читать что-то более жизнеутверждающее, нежели мертвяки и жижа. Хочу украсить чтением свою жизнь, а не мучиться над ним...
.
Галя
betty_gk ((на встрече не была, но прислала отзыв)
Я бы хотела добавить свое мнение. Наверное я скажу кощунственную вещь, но я никогда не была поклонницей Стругацких. Я не люблю фантастику. И хотя жанр Стругацких , по-моему, нельзя отнести к научной фантастике, все равно даже такое философское произведение не идёт у меня. Мне кажется, что многие читатели, интерпретируя эту книгу, уходят далеко от того , что подразумевали сами авторы. Эта книга о непостижимости мира. Можно называть его системой, можно природой, можно человеческим разумом. И Конрад, находящийся внутри Леса, и Перец, ставший в конце Директором Управления Лесом, ничего не могут достичь, хотя стремятся. Короче очень грустная книга. Не уверена, что ее аудитория подростки. Я читала Стругацких в юности, но кроме увлечённости сюжетом не могла увидеть смысл. Пусть все это и не мое, но спасибо им за то, что они напоминают о Кафке и за то, что на них выросли писатели Пелевин и даже Сорокин, по-моему. А эти два нам ближе по времени.
И ещё. Пару дней назад я присутствовала на зумной встрече, посвященной теории решения изобретательских задач. Родоначальником ее является Генрих Альтов (Альтшуллер). Оказывается существуют методы развития творческого мышления, примененные в создании фантастических сюжетов или сюрреалистической живописи. В частности Дали этим увлекался. Знаменательно то, что Борис Стругацкий посещал семинар ТРИЗ при Ленинградском доме писателей в секции фантастов. Интересно бы понять, как состоялся сюжет Улитки.
.
Мой отзыв
Я, как и Лана, выросла со Стругацкими, правда, у нас не было всех романов, только Трудно быть богом и Понедельник, и ещё первая часть от Пикника, он где-то в журнале печатался и его отдельно сохранили. И вот как у Пушкина - "Женитьба Фигаро" (а у дворецкого Беттереджа - Робинзон Крузо), так у меня на все случаи жизни были они, я могла в любой момент продолжить наизусть с любого места. Потом уже читала всякое разное у них, с переменным успехом, и сейчас, в этот месяц, раз уж мы выбрали Стругацких для клуба, я взялась и перечитала у них... страшно сказать сколько, и Полдень (полупрозрачные изобретатели), и Гадких Лебедей, и Хищные вещи века (конечно ,смешно читать это сейчас), и Обитаемый Остров, и Жука в муравейнике (много вопросов), и Волны гасят ветер (тем более ), и даже Далёкую Радугу (как крах коммунистического мировоззрения), и конечно саму Улитку и Пикник. Уф. Улитка очень сильная вещь, и какая-то совсем не от Стругацких, но раз уж про неё пишут, что это их самая главная книга, так уж пришлось поднапрячься. Читать было тяжело, как будто во сне я плыву в киселе и пытаюсь бежать, оставаясь на месте и ругаясь словами "Кафка" и "Жан-Соль Партр". Но да, это тяжело, но необходимо. Абсурд вокруг леса и всяческий абсурд. И много разных более поздних идей, как я теперь понимаю, берут начало именно в Улитке, в частности "Посёлок" Булычёва и "Город Зеро" Шахназарова. "Вы никогда не уедете из нашего города!"
А чего стоит история опубликования каждого из этих романов, это ведь можно отдельную абсурдистскую историю писать о каждом, особенно поразил Обитаемый остров, где коммунизм уже восторжествовал и пламенный коммунар прилетел спасать другую планету - но нет, и тут антисоветчину усмотрели. А сколько там бессмертных фраз, которые стали мемами в узких кругах!
"Это просто от невежества, подумал он. Нет, нет, это не вызов и не злоба, этому не надо придавать значения. Это просто невежество. Невежеству не надо придавать значения, никто не придает значения невежеству. Невежество испражняется на лес. Невежество всегда на что-нибудь испражняется, и, как правило, этому не придают значения. Невежество никогда не придавало значения невежеству…"
.
Ладно, столько всего сказали, надо как-то подытожить. Вот есть фантастика, которую я читаю и думаю - всё это подростковые книжки, надо было их читать в 16 лет, а сейчас уже поздно. А когда я читаю Стругацких, то мне как будто снова становится 16 лет. Это ощущение дорого стоит! :-))
.
-------------------------------
Вот ещё пара ссылок на статьи про Стругацких:
https://krupaspb.ru/zhurnal-piterbook/fenklub/konkursnye-retsenzii-2018/13-ulitka-na-sklone-opyt-vnikaniya-k-50-letiyu-povesti.htmlhttps://www.if24.ru/budushhee-po-bratyam-strugatskim/(у кого ещё есть интересные ссылки - добавляйте)
--------------------------
На следующий раз была озвучена просьба "давайте без ведьмина студня, слизнявых мертвяков и щенящейся жижи",
так что выбрали Валентина Катаева, "Алмазный мой венец" (плюс по желанию - другие вещи из его позднего периода)
До встречи!