Владимир Сорокин, Метель -- отчёт
Встретились 17/07/2020 - в парке! По-настоящему!! Подумать только, полгода назад мы бы и не поняли, что в этом особенного.
Народу было немного, но все дочитали и хотели высказаться.
В основном обсуждали "Метель", но многие прочли ещё две факультативные вещи - День Опричника и Сахарный Кремль -- так что про них тоже поговорили. Хотя, если честно, эта тема заслуживает отдельного обсуждения.
.
Были: Семён
simonkrichak, Галя - жена Семёна, Наташа
natalia_19, Кира
shi_ra, Женя
jenya_rb, Лариса
l_cherry, Жанна
janna_ma, Миша
michel7374, Роза
dona_rita и я. Оля и Женя Абрукин не смогли прийти. Тали хотела прийти и даже испекла рогалики! Но не сложилось. Эх, эх.
В качестве тематической еды Роза принесла русские блины. С домашним вареньем, да! Я же пошла другим путём: зашла в русский магазин и купила чисто сорокинский набор: конфеты Мишка Косолапый, пряники мятные, сухарики с изюмом, да и сахар-рафинад! Сыра российского надо было добавить, да он растаял бы весь. А Лариса принесла пирожные-мадлен, без связи с темой, но они всегда хороши :-)
.
Я делала заметки по ходу встречи, но получилось очень кратко, так что выложу тут что есть, а кто хочет добавить/поправить - добавляйте и поправляйте.
.
Наташа: Метель - это сказка, подчинённая всем канонам сказки. Не вижу связи с другими произведениями про метель. Язык отличный, сарказм тоже. А вот форма подкачала. Сказка должна сохранять формат золотого сечения (то есть грубо - 3:1), а тут оно не соблюдено. Форма растеклась и нет огранённости. Понравились крошки и великаны - так и должно быть в сказке. Причём интересно, что он сохраняет равновесие - что есть в маленьком варианте, то есть и в большом. Есть маленькие лошадки - значит, будет и огромный конь. Есть маленький мельник - значит, будет и великан, правда, мёртвый, ну так и слава богу.
(тут, конечно, Пушкин порылся - доктор, аки Руслан, въехал в ноздрю великану: "Вблизи осматривая диво, //Объехал голову кругом // И стал пред носом молчаливо; //Щекотит ноздри копием")
А вот Сахарный Кремль - это сюита. Можно убрать любую часть - и целое не пострадает. Это комппромисс, к которому прибегает автор, когда не может соблюсти цесльность, связность всех частей.
.
Роза. У Пелевина (в ИЛК) тоже три разных рассказа, и они даже на разную тему, тем не менее, ощущение целого всё-таки есть. И тут оно тоже есть. Вообще все три вещи у Сорокина потрясающие! День Опричника, наверно, самый грандиозный из них. Хотелось бы его отдельно обсудить.
.
Лариса. Метель - это игра с пространством и временем. Время растягивается, пространство закругляется. Витаминдеры дают рывок в параллелльное пространство. Всё это - не прошлое и не будущее, это вне времени. Буду ещё читать.
.
Кира. Понравилась игра с числом три. Три принципа. Три возможных варианта умереть-замёрзнуть. Первый круг - спаслись у мельника, второй круг- спаслись у витаминдеров. Третий круг - всё кончено. И не надо обольщаться, что доктора спасли. Судьба его незавидна.
.
Семен. Это не сказка а сатира. Ужасное пространство. Цивилизации кончилась. Явный прогресс в науке, который привёл к появлению маленьких лошадей и голографического радио - и полная деградация людей, которые не умеют всем этим пользоваться. Те же названия но другие вещи. Единственное что умеют - это наркотики. Это даже не карго-культ, а что-то похуже. В карго-культе люди вообще ничего не знают, а эти -- знали когда-то, но забыли. Доктор - последний русский интеллигент. Россия спит, и её спасут китайцы.
Читать неприятно, хотя писатель хороший. Имитирует Чехова и Пушкина.
.
Женя RB. Вот в некоторых израильских ресторанах есть такое блюдо - называется "מנה מפורקת". Это когда берут все ингредиенты для определённого блюда и готовят из них, как из лего, нечто принципиально другое. Вместо гамбургера в булке - булку в гамбургере, например. Вот и "Метель" - такое же блюдо. Очень интересно. Сказка о судьбе России. Мягкое фэнтези. Буду читать Сорокина ещё.
.
Миша. Прочёл все метели, до которых смог дотянуться: и Пушкина, и Толстого, и Булгакова, и Чехова, и не знаю что ещё. Странное ощущение! Россия - страна без прошлого и без настоящего. Понять её невозможно. Это логика абсурда. Автор пишет с любовью и нежностью - и с отвращением. (как у Сэлинджера - Дорогой Эсме с любовью и всякой мерзостью). Мы ещё можем понять, но европейцы не поймут никогда.
И вообще в метели все меняется - право и лево, верх и низ. Полню одну метель у нас в Ариэле - я сам чуть не заблудился. Герой немножко мерзавец, это да...
***тут все оживились и стали обсуждать, мерзавец ли он. Кто с мельничихой проспал, хотя больные ждут? Кто витаминдерам деньги все отдал, хотя должен был Перхуше? Кто по морде невинному заехал? Такие вот русские интеллигенты! (лично я, кстати, не считаю, что мерзавец -- обычный человек, испуганный, нервный) ***
.
Кира. Это не сказка. Это мягкая сатира. Безвременье. Доктор типично чеховский, в пенсне, а смотритель современный. Вся Россия ходит по кругу, блуждает в трёх соснах. Ведь реально там дороги на два часа, а добраться невозможно. В принципе, это не ново для российского искусства - помните фильм "Вы никогда не уедете из нашего города"?
Метель - это перманентное состояние России. Спасут ли её китайцы? Или придётся самим выбираться?
.
Жанна. Метель меняет пространство. Чисто тарантиновский абсурд!
Женя Абрукин : Сорокин - блестящий писатель. Мастер иронии и сарказма, превративший обсценную лексику в литературный язык... Но не все его произведения мне одинаково интересны. "Настю" "переварила" с трудом. Хотя и в ней уровень сарказма зашкаливает. А вот "День опричника" помню до сих пор, хоть и читала давно. "Метель" того же высокого уровня, но вязнешь в ней и вязнешь, как в сугробе этой бесконечной, бездорожной русской степи. Рекомендую его сборник рассказов "Первый субботник"
https://www.srkn.ru/texts/persub_part14.shtml .
Моё мнение. Ох, столько всего, даже не знаю как это записать. Во-первых, мне ясно, что человеку, любящему Россию и болеющему за неё душой - должно быть страшно горько и обидно читать всё это. Ведь это всё правда. Такая вывернутая наизнанку российская действительность. Книга потрясающая. И не только Метель, но и остальные из того же цикла - День опричника и Сахарный Кремль, и даже Отпуск (небольшой рассказ из времён Серой Смуты), они все вместе создают совершенно законченный мир, не хуже толкиеновского. Беспощадная, уничтожающая сатира, прописанная до малейшей чёрточки. Мелкие штрихи, которые казалось бы, ничего не значат - а на самом деле, там же ни слова не сказано просто так.
Метель заметает сознание и человек забывает простую вещь: нельзя доехать не потому что метель. Нельзя доехать, потому что дорог - нет. Их нет как класса. Там ведь и летом нет дорог!! Неужели, думает доктор, трудно было вешки проложить. Какие, блин, вешки, в 2028 году? Голографическая связь есть, а дорог по-прежнему нет! Живорастущий войлок есть, а в телевизоре по-прежнему три программы и Кобзон!
А Дети России? Когда дети получают свои подарки и над ними гремит вот это "Дети России!" -- а на самом деле, это ведь только московские дети! А уже в Твери надо стоять в очереди за этими подарками, чтобы купить битые куски! По два в одни руки! (я как вечный замкадыш такие вещи хорошо чувствую)!
А Набор Продуктов, который есть в каждом киоске, когда каждого продукта по два, и только Сыр Российский - один?
А этот чудный, чудный диалог в начале Дня Опричника -- как они кручинятся, не успели столбовому крамолу подкинуть -- а оказывается, уж и не надо крамолы! Откинуты последние условности - можно валить просто так!
А костёр на Красной Площади, куда все россияне привозили свои загранпаспорта?
Ну и мелкие вещи, которые просто хороши - шуба из живородящего меха, которая сама снег жрёт? боже, как я хохотала, это же прекрасно! А Интерда? А труба печная, общая на 16-этажный дом? А кокоша драгоценный, да герасим злокозненный, да трава заморския? Дайте мне ещё таких книг, да побольше!
.
.
На следующий раз читаем лауреатку Нобелевской премии Дорис Лессинг - роман "Великие мечты".