Сири Хустведт, "Что я любил" - отчёт

Sep 24, 2017 14:14


Встретились у Гали в Раанане, большое спасибо за прекрасный приём!
Были: Галя,  Семён simonkrichak ,  Юля gjella,  Лариса l_cherry , Роза dona_rita и я.
Я всегда читаю книгу как минимум дважды, но очень редко меняю своё мнение в процессе второго чтения. И это как раз такой случай.
.
В первом чтении мне страшно мешали три вещи:
.
Во-первых, автор женщина, а роман от первого лица мужчины. Зачем? Какую цель она преследовала? Я этого не понимаю и сейчас. Я не воспринимаю этого человека, Лео, как мужчину, да и Эрику не вижу как человека, это две плоские и невыразительные марионетки. Впрочем, возможно, это так и задумано? Фактически, это две тени, на фоне которых так выигрышно смотрятся Билл и Вайолет: вот они выписаны очень ярко.  Билл вообще похож на Довлатова, вы не находите? (а вайолет на марусю, ну да ладно).
.
Во-вторых, автор - скандинавского происхождения, а в романе все евреи. Лео и Эрика евреи, Билл еврей, хозяева галерей все евреи, еврейские девушки в разных количествах, бессменный помощник Ласло Финкельман еврей (видимо, венгерский), и даже тот мальчик, выступивший свидетелем убийства, тоже еврей. WTF??  Зачем это и почему? Во-первых, это создаёт впечатление, будто нью-йоркскую богему составляют одни евреи, а во-вторых, еврейство всех этих персонажей не несёт в себе никакой роли. Я в них не верю. В них нет ничего еврейского, кроме имени. И это притянутое за уши бегство из Берлина в 1935 - для чего оно? что несёт для сюжета, для характера персонажа? Да ничего не не несёт. Это как эйфелева башня на заднем плане в голливудском фильме про париж.
.
и в-третьих. Это смерть Мэтью. Когда я дочитала до этого момента, то просто закрыла книгу на несколько дней. Это вообще нечестный ход. Мы так не договаривались. Да, мне скажут - ну что ты хочешь, все как в жизни. Ну так я не хочу как в жизни. Как в жизни - мне вполне достаточно самой жизни. Я прочла целую часть длинного (и довольно унылого) романа про нью-йоркскую богему и была готова к длинному и довольно унылому продолжению -- и вдруг это. Это было как пощёчина. Если бы не клуб, я бы к этой книге не вернулась. А если бы я знала - я бы эту книгу не взяла.
По первому пункту меня не поддержал никто, зато по второму - все! а по третьему -  только Лариса.
Семён, в кои-то веки, роман похвалил и тоже много что сказал, но я так удивилась самому факту, что не запомнила подробно.
.
Галя сказала, что роман ей не понравился абсолютно, но параллельно она читала ещё один роман, где автор женщина, а повествование тоже от лица мужчины, тоже нью-йоркского еврея, которого тоже зовут Лео, и он тоже старик и вспоминает всю свою жизнь  - и вот этот роман отличный и она всем рекомендует: Николь Краус, Хроники любви, ну что ж, надо будет прочесть, раз такое удачное совпадение.
упд: я тоже прочитала Николь Краусс и даже написала отчёт: https://fem-books.livejournal.com/1483981.html
.
Поговорили о проблеме детей-вампиров и роли родителей и о том, почему родитель продолжает бежать за ребёнком с протянутой рукой, даже когда ясно, что деточка в руку только плюёт. Нда, ну тут у каждого свой опыт, а у кого опыта нет - скажите спасибо.
.
Ну и в конце всё-таки обсудили - о чём, собственно, эта книга. И мне кажется - это книга о деградации современного искусства. О том, что Билл с его поисками новых идей и новых решений - лишь промежуточная ступень от классики к Тедди Джайлзу. Без Билла и его поисков не было бы Тедди, они как две стороны одной медали, как свет и тень, как Мэтью и Марк, как Джекил и Хайд.  Общественность никогда не приняла бы Тедди, если бы не была подготовлена Биллом.
Ну это, конечно, наше впечатление как людей, не особо искушённых в современных методах самовыражения, не особо подкованных в современном искусстве и незнакомых с персоналиями нью-йоркской богемы. Возможно, что это просто сатирический роман, описывающий реальных художников  - не помню, кто это сказал - Галя или Лариса?       
.
на следующий раз решили замахнуться на Вольфганга нашего Иоганна: читаем "Фауста", ничоси! я прям горжусь.
Если фауст совсем не пойдёт, то не расслабляемся! читаем "Рыжеволосую женщину" Орхана Памука, да, вот такое странное сочетание. Не помню, была ли Гретхен рыжей, но в архетип вполне укладывается.
.
До встречи после праздников!

американская литература, XX в., 39, современная литература, отчёты

Previous post Next post
Up