Встреча клуба была 17/02/17, пришли : Семён
simonkrichak , Жанна
janna_ma, Лана без жж, Юля
gjella , Тали
talif01, Роза
dona_rita и я.
Про Франзена говорить с кем-то довольно сложно. Либо собеседник ещё Франзена не читал, и тогда не о чем говорить, либо собеседник Франзена читал, и тогда уж он знает о нём всё, потому что это всё уже сказано всеми. Аллюзии на Достоевского? Даже и не упоминайте, про них уже все рецензенты написали. Аллюзии на Булгакова, от которых автор наивно отказывается, но мы-то лучше знаем? Бедняга Шекспир, которого цитируют все герои, едва закончившие три класса цпш? Гомер, Диккенс и Паниковский? Все нашли своё место в этом романе, а тем более - в рецензиях.
Что поражает в романе - так это его масштабность. Огромное количество людей и людишек, судеб и судьбишек, историй и историек, каждая из который потянула бы на отдельное произведение. Какая-нибудь Донна отрезала бы от этого тортта один кусочек и тянула бы из него соки десять лет, чтобы написать роман. А остальное припрятала бы для будущих десяти романов. А Франзен не мелочится. Всё, что в доме - подавай на стол, завтра ещё новое будет!
Говорили много про героев и опять сравнивали с Донной Тартт: у неё все отцы мерзавцы, а здесь - все матери. Помню даже , в одной рецензии было написано, что "образ матери у Франзена - это хтоническое зло" :-) Обсуждали, так ли ужасна Анабел и насколько это всё правдоподобно. Обсуждали Аннагрет, её и удалось ли ей уйти от наказания, да и вообще в чём состоит её вина. Обсуждали Пип и её прозрачность, обсуждали Андреаса и его комплекс вины, обсуждали милашку Тома и зануду Чарльза, так удачно отражающего саму личность автора - "Ты обращаешься к величайшему писателю Америки"!
Кстати, что интересно - ругали роман в основном мужчины, а между тем он как бы солидарен именно с мужчинами и нехило так наезжает на феминисток. Чего стоит один только образ несчастного мужа, принуждаемого к сидячему мочеиспусканию! Но в целом, конечно, это наезды не глобальные, наверно в этом дело. Франзен явный феминист критического толка, в отличие от какого-нибудь уэльбека.
И наконец, хочу сказать - возможно, этот роман чуть попроще, чем "Поправки" (ещё есть "Свобода", но я её пока не читала), но в целом Франзен - это литературное событие. Это нечто новаторское. Ну вот сто лет назад люди открывали "Улисса" или "Моби Дика" и чувствовали - такого ещё не было. Он пишет не так, как писали раньше, не так, как пишут сейчас. Я думаю, так будут писать когда-нибудь.
Следующая встреча в марте, читаем Ирвина Ялома - Лжец на кушетке, его давно хвалят тут и там, надо бы уж тоже приобщиться.
Он небольшой, так что, надеюсь, успеем прочитать и обсудить до Песаха.
До встречи!