Я пишу что-то в бумажном дневнике каждый день, но не успеваю записать и десятой доли того, что происходит в ашраме.
Опишу наш распорядок дня.
В 04:00 звучит трубный сигнал на подъём. Мы принимаем душ, надеваем чистую одежду и идём за сад к домику, где жил Хайдакхан. В 04:30 двери открываются, мы по очереди заходим внутрь, старец наносит нам на лоб тилаку. Мы молимся и выходим. Дальше до 06:30 - свободное время, время для самого себя. Я обычно медитирую на крыше, глядя как начинается рассвет, а потом иду в свою комнату и до 06:15 читаю. В 06:15 я выхожу из комнаты, полощу рот, мою руки (обязательно перед посещением храма) и иду до темпла.
Примерно в 06:25 начинается арати, мы звоним в колокола, получаем благословение водой и огнём и начинаем петь, рассаживаясь на полу: женщины - слева, мужчины - справа. Поём ровно час, получаем прасад - обязательно что-то сладкое: финики, изюм, пресованный сахар или конфетки.
После арати начинается утреннее собрание, на нём мы читаем какую-то историю из жизни Хайдакхана, или его слова, обсуждаем новости, если таковые имеются, и распределяем работу (если требуется, обычно каждый сам знает, что он будет делать).
Завтрак в ашраме не предусмотрен, последователи (Преданные) Хайдакхана считали, что достаточно одного приёма пищи в середине дня. Как гласит история, сам Бабаджи иногда устраивал вечерние пиршества, раздавая фрукты и сладости. Так что ужин у нас есть.
Однако, для завтрака время отведено: с 08:00 до 09:00. Рядом с ашрамом в двух шагах есть два магазинчика, которые могут приготовить нехитрую еду за скромные деньги. Интересно, что при готовке продуктов на стол, следуя традициям ашрама, они не используют электричество (исключение составляют свежевыжатые соки). Только огонь. И, естественно, никакого мяса.
Я, если иду завтракать, беру заварную лапшу, которую подают с сыром и порубленным томатом, за 25 рупий и чай за 5 рупий (на наши деньги это чуть больше половины доллара). Ничего вкуснее в жизни не ела! Готовит это приятный и улыбчивый индус лет 30-ти с небольшим животиком и большими усами. Подаёт по всем правилам: с вилкой, ложкой и подтарельником. И это между Гималаев! Конечно, посуда очень бедная, и лапша - не паста, но всё сделано с такой любовью и так вкусно, что я еле удерживаюсь, чтобы не облизать тарелку.
В 09:00 начинаются работы - карма-йога. Хайдакхан говорил, что лучший способ очистить свой разум, свою душу, привести в порядок карму - безвозмездно работать на благо других людей. На самом деле мы делаем что-то для поддержания чистоты и работоспособности ашрама: Мэри ухаживает за садом, Сабина работает с бумагами в офисе, соседка-немка (не уверена, что правильно напишу её имя) моет и, если необходимо, чинит храм, а я мету дороги, мою полы и стены. Сейчас в ашраме совсем мало людей, 30 августа нас разом покинуло пять человек: четыре невысокие индуски и Дэвора - американка. Поэтому, когда наступает 9 часов, мы разбредаемся каждый по своим делам и не видимся друг с другом. По расписанию мы работаем до 11:45, но никто не обязан этому следовать точно. Каждый работает так, как чувствует, а не потому, что надо. Например, вчера я закончила в 11. На улице было безумно жарко, и мне было тяжело работать. Как только я почувствовала, что хватит - убрала метлу и совок. Никто даже не подумал меня в этом упрекнуть! Наоборот, Сабина попросила, чтобы я пошла и выпила как можно больше жидкости. В этом месте нет негатива, злобы, зависти. Люди зачастую прощаются друг с другом, говоря "Love you", при встрече мы всегда улыбаемся друг другу, это не формальности, это действительно есть внутри. Никто тебе не навязывает эту любовь, если ты хочешь быть один - будь, но не забывай о правилах ашрама. Делай все, как тебе хочется.
В 12:00 начинается обед (иногда немного раньше). Пища в ашраме вегетарианская, простая, совсем слегка перчённая. Вся - прасад, т.е. перед подачей нам она предлагается Богу - освящается. Обычно дают овощи с рисом или рис с горохом и чечевицей, пару пресных лепёшек. На десерт иногда рис со сладким молоком и изюмом, пить - фильтрованная вода. Пища готовится без применения электричества, на огне. Поэтому перед кухней валяются огромные суховатые брёвна - дрова. Заходить на саму кухню категорически запрещено. Это могут делать только индусы, работающие на ней, и служители храма. Едим на веранде, на полу, на растеленных циновках. Посуда жестяная: большая тарелка с несколькими отделениями, ложка и стакан. После еды каждый моет за собой, умывальник в несколько кранов стоит на улице, вместо чистящего средства - зола.
С часу до половины четвертого - время дневного омовения и сна. Не поспав пару дней в этот "сон час" поняла, что мне не хватает сил на вечерней арати. Ещё бы! Утро-то начинается совсем рано.
С 15:30 до 18:00 - карма-йога. Это время я обычно посвящаю нашему корпусу: мою места общего пользования и свою комнату. С 18:30 до 19:30 - свободное время и вечернее омовение. Его кстати, как и дневное, принято совершать в Ганге(Гаутама Ганга, один из притоков той самой Ганги, считается священной), текущей внизу, но сейчас сезон муссонов - часто идёт дождь и река опасная. Поэтому это соблюдается редко, я здесь провела три дня и только на четвёртый погрузилась в Гангу. В горах она быстрая, чистая - её даже пить можно.
Я не люблю медитировать на закате, поэтому это время трачу на разговоры с близкими по телефону (на крыше, единственное место, где есть сигнал) или чтение и, конечно, стирку,
В 19:30 начинается вечерняя арати, такая же, как и утренняя, но с музыкой - более живая.
Сразу после неё в 20:30 - ужин. В 21:30 наступает время тишины, время, когда ты остаёшься один на один с собой, можешь подумать о прожитом дне, взвесить свои решения, проанализировать действия.
После 22:00 в ашраме не должен гореть свет.
Posted via
LiveJournal app for iPhone.