О Новом годе, ели, ёлке и вертепе

Jan 05, 2023 14:34







Примечание: Если вы в интернете встречали такую картинку, как на заставке, к этой теме, то это вовсе не изображение ёлки, а символическое изображение РАстущей зеленой ели, у которой не опадает лист, корни которой в земле, символически изображенной кубом, сплетенным как ткань (материя) из разноцветных ленточек, по семи разных полос, и белый цвет восемь, символизирующих периодичность в её устроении - семь периодов, в периодической таблице химических элементов, с семью основными группами, окрашены семью цветами радуги, до седмьдесят крат седмерицею. Символ Купины на камне? Купина горит огнем, купина же не сгараше. А Зеленая ель - древо.У большинства елей на ветке три молодых отростка, по сторонам света, в суме за год двенадесять, по числу месяцев, или двенадесяти часов, две иголки у ели, как две стрелки на часах - день, ночь = 24. На вершинах веток плоды, семя - как семья. Подобно крыльями, машет ель своими ветвями, приветствуя странников, приходящих со всех сторон на земли, где она растет. В солнечную погоду, поднимает ветви, в ненастье опускает. К празднику Покрова Пресвятой Богородицы, у ветвистой роскошной ели нижние ветви преклоняются к земле, оставаясь так на всю зиму.



В 1700 г. царь Петр Первый произвел реформу календаря, издав указ:
1736. - Декабря 20. Именный.
О праздновании Новаго года.
Известно Ему Великому Государю не только что во многих Европейских Христианских странах, но и в народах Славенских, которые с Православной Церковью Востока во всем согласны, как: Волохи, Молдавы, Сербы, Далматы, Болгары и самые Его Великаго Государя подданные Черкасы и все Греки,.. все те народы согласно летa свои счисляют по календарю от дня праздника Рождества Христова осьмь дней спустя, то есть Генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне по календарю от дня праздника Рождества Христова доходит 1699 год, а будущаго Генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век: и для того добраго и полезнаго дела, Указал Великий Государь впредь лета счислять в Приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешняго Генваря с 1 числа по календарю от дня праздника Рождества Христова 1700 года. А в знак того добраго начинания и новаго столетнаго века в царствующем граде Москве, после должнаго благодарения к Богу и молебнаго пения в церкви и кому случится в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам знатным людям и у домов нарочитых духовнаго и мирскаго чина перед вороты учинить некоторыя украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно; а людем скудным каждому хотя по деревцу, ветве на вороты, или над храминою своею поставить; и то б то поспело, ныне будущаго Генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению Генваря по 7-й день того же 1700 года.

В полночь 1 января 1700 года во всех храмах столицы впервые прошло, ставшее впоследствии традицией, полночное бдение. Кстати, публичные места впервые были украшены елками. Людей это мероприятие страшно злило - ну где это видано, поклоняться, как немчура, срубленной ели! Да к тому же в России пляски вокруг ёлки считали языческим культом. Кстати, Петр ни разу не указал, что это должна быть именно ель, наоборот, допускались варианты: «перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». И при Петре ели не украшали - они сами были украшением. После его смерти новогодние ёлки ставить перестали. Лишь владельцы кабаков, продолжали украшать крыши своих заведений, может быть от сюда и выражение «ёлки-палки», стало означать крайнюю досаду.

Что же побуждало людей и целые народы, в этой части евразийского материка, именно так относится к хвойным деревьям, ели и сосне? Со старых времен, был проложен путь с Греции, Египта, Византии, до Крыма, и далее подымался в верх, по реке Днепр и её берегу в Киев, и центральную часть России. Путь, через всю Россию - от Балтийского моря к Черному, называли в старину путем «из варяг в греки». Он простирался от Юга к Северу, как на ночном небосводе Млечный путь.

Когда с деревьев опадали листья, то сосны и ели в любое время года, своим зеленым нарядом, помахивая на ветру зелеными ветвями, встречали гостей, приходивших в Россию из-за морей. Под их ветвистыми кронами, уставшие путники укрывались от дождя и зноя, стужи и холода. Восходящая над макушками елей и сосен Утренняя Звезда, указывала направление, пробудившимся рано утром ото сна путникам. Как бы в знак своей благодарности, за оказанное гостеприимство, гости украшали ветви сосен и елей разноцветными лентами, обозначая благодатное место, и оставляли подарки тем, кто может быть также, посетят его.

Царь Петр Первый, придавал большую важность учености и наукам, как и его предшественник, царь Соломон, сын царя Давида, собиравший в вертограды разных ученых, мастеровых древоделя и художников. Во времена Царя Давида и его сына Соломона, вертеп - школьный класс, или что-то вроде кафедры, где учащий излагал свою дисциплину, как мог, вплоть до постановки спектакля. Или же действие учащего напоминало спектакль, где учитель, изворачивался, как мог, чтобы учащимся гораздо легче было понять и запомнить информацию. Некоторые классы были оборудованы доской, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.
Во времена Царя Давида и его сына Соломона, те места, для учебы, образования и воспитания, где располагались школы, кафедры, учреждения, город сад, город ученых, большие города, или столицы, называли - вертоградами, а учителей вертоградарями.
К XVII веку по всей Европе и затем, в России, стали популярны кукольные представления, где использовался и ящик-балаганчик с механическими куклами. Ящик-домик для кукольных представлений, который изнутри живописно украшен, был описан в I в. н. э. механиком Героном Александрийским. Куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В нижнем этаже находились куклы изображающие аргонавтов, в верхнем - богов. Эту идею подхватили католические пастыри, рассудив, что к сердцам простых людей, не знавших ни древнегреческой, ни латинской письменности, самый прямой путь - наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в костёлах стали появляться объемные панорамы с младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.
Позднее в России закрепилось новое представление о вертепе. Зимой ящик-балаганчик, который некоторые называли вертеп, возили на санях, или переносили из избы в избу, или на постоялый двор, показывая представление, состоящие из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии, с местным колоритом. Вокруг него расставлялись лавки, зажигались свечи. Сказка начиналась.
Вплоть до конца XIX в. балаганщики с ящиками странствовали по городам и селам России, на светские мероприятия.
К концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но бывало, ходили с ним вплоть до Масленицы.
Этот балаган с ящиком, называемый вертеп, стал в большей степени рождественским увеселением - пародия на Рождество. Попытки его запретить со стороны Церкви были, но безуспешны.
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и Новогодняя ёлка, оказались под строгим запретом.
После восьмидесятых годов прошлого столетия, эти представления начали возрождаться, а еретики и новостильники, стали устраивать кукольные шалаши возле храмов Православной Церкви, называя их "вертепами", устанавливать там ёлки и привлекать детей для участия в спектаклях, одевая их в красочные наряды клоунов, так потешаясь над ними, создавая пародию на Рождество.

• Ёлка - оторванное от корней и обреченное на увядание и гибель, зеленое дерево хвойной породы (сосна, ель), или искусственное её подобие, используемое для украшения и обрядов. Многие люди не вкладывают в ёлку никакой больший смысл, нежели украшение дома, антураж. Но все же, что может символизировать увядающее дерево и чей праздник украсить?

У многих остались воспоминания, как мамы их одевали в пестрые наряды зверушек и вели в детские сады и ясли, на сказочное представление, так называемые детские утренники, или «праздник Новогодней ёлки». Родители приходят на эти праздники, как-бы с верой, что их ребенок достигает какого-то развития, и потешаются над своими малышами, пляшущими и скачущими в костюмах зверушек, где действующие по пропитанному духом неоязычества сценарию, сами педагоги и воспитатели, заранее подготавливают роли для детских выступлений, и затем демонстрируют свои способности управлять этим мини-шоу-балаганом. Сказка сказке рознь. В сказке волк и есть волк. А на этих шоу-утренниках из детей делают волков, лис, ежей. Подрастая, у некоторых даже прозвища тех зверушек остаются, отражая затем и черты характера.
Таким образом еще с детства люди приучаются смотреть, как поступают ближние и тому следовать, без рассуждения, как в хороводе вокруг ёлки, по хитро-составленному сценарию взрослых, насквозь пропитанном ложью и фальшью.
Все эти «Новогодние ёлки», балаганные сценки, неоязыческой направленности.

• Неоязачество - что-то вроде построения и организации как-бы религиозных массовых движений, на основе синтеза из разных языческих и религиозных обрядов, из мифов, народных традиций и праздников, сказок, придумок.

Кстати, с любителями одеваться в звериные одежды, вы можете встретится и на просторах интернета, где у некоторых к личным кабинетам, не фото с человеческим лицом, а аватарка зверушек - филинов, котов, рысей, волков, лис, собак, козлов. Так что обращайте внимание, с каким представителем фауны вы общаетесь и не птичьим ли, понятийным языком он ведет общение.

• Птицеязычники - это что-то вроде пропагандистской секты, античеловеческой, антихристианской направленности, служащие богам которые учат обманывать, лгать, насиловать, грабить, убивать. Птицеязычники объединяются в троллефермы, например, по рубрикам в форумах. Птичий язык - фразеологизм, которым обозначают речь, перегруженную понятиями и затемняющими смысл формулировками, понятную только немногим, или вообще малопонятную.

От вертепа, как школьного класса в старину, до неоязыческого балагана, с ёлками как символом увядающей жизни и детишками, в одежде зверушек. И это общественный/социальный прогресс?

Сборник Азбуковник © 2000-2022 azbuka.wallst[точка]ru

Ель, ёлка, Новый Год, вертеп

Previous post Next post
Up