Москва - Мурманск - Архангельск - Москва. Отчет.

Aug 29, 2011 14:52

Цели и задачи.

Прошлогодняя моя попытка уехать на Рыбачий п-ов успехом не увенчалась, попытка в июле этого года попасть туда же с компанией с джип-форума также закончилась провалом и я уже отчаялась. Но тут! Разговорились с подругой на работе, она собиралась ехать в Архангельск забирать ребенка с каникул у бабушки. Решили ехать на машине и по пути «куда-нибудь заглянуть». После разглядывания карты «куда-нибудь» вылилось в Терский берег Кольского п-ова и мыс Немецкий Рыбачьего п-ова. Ну подумаешь - небольшой крюк! Срок был ограничен одной неделей, по километражу мы в него не умещались никак, но рискнули.




День первый. Москва-Вологда-Пудож. Старт из Москвы в 5 утра.   Первая остановка - Феррапонтов монастырь.




Едем дальше в сторону Вытегры, по рации от дальнобойщиков раздается подозрительное «деревню Гадюкино смыло», у нас светит солнце и ясное небо. Около Вытегры погода резко меняется - и правда, деревню Гадюкино смыло.




По дождю доезжаем до Пудожа, искать лесную стоянку под проливным дождем лениво и сваливаемся в гостиницу, по 500 руб с носа.

День второй. Пудож-Сандормох-Медвежьегорск-Кандалакша-Умба

Вторая остановка - Сандармох. Место массовых расстрелов 1937-1938 годов.

В июле 1997 года в лесном массиве Сандармох близ города Медвежьегорск (16-ый километр дороги на Повенец) экспедиция общества Мемориал во главе с Юрием Дмитриевым вскрыла тайные захоронения жертв массовых политических репрессий 1937-1938 годов. Всего на площади в 10 гектаров было обнаружено 236 расстрельных ям. Согласно архивным данным, с 11 августа 1937 года по 24 декабря 1938 года на этом месте было расстреляно и захоронено свыше 9500 человек 58 национальностей (русских, карелов, финнов, украинцев, белорусов, татар, удмуртов, евреев, цыган, немцев, поляков и др.). Фамилии 4514 жителей Карелии, спецпоселенцев и заключенных Белбалткомбината¹ установлены документально по сохранившимся расстрельным актам с конкретным указанием места смерти. Известны также фамилии еще как минимум 900 человек - в основном жителей окрестных деревень, точное место казни и захоронения которых по тем или иным причинам в документах не указано. Пофамильно известны и 1111 заключенных Соловецкого лагеря особого назначения, казненных здесь в период с 27 октября по 4 ноября 1937 года, причем о расстреле именно этой группы имеется наибольшее число архивных материалов.










В Кандалакше сворачиваем к Белому морю, проезжаем Умбу и сваливаемся ночевать на берег озера. На горизонте маячат Хибины .




День третий. Умба-Варзуга-Кузомень-Умба

Новый грейдер отсыпан полностью до Варзуги. Около ручья Лодочный съезд направо к берегу моря - на мыс Кораблик.

Мыс Кораблик.

Геологический памятник природы федерального значения минералогического типа. Мыс Корабль находится на берегу Кандалакшского залива Белого моря (Терский берег), в 16 км к востоку от пос. Кашкаранцы. Первые упоминания об аметистах с мыса Корабль относятся к XVI в. Обширный выступ, сложенный красноцветными песчаниками терской свиты с аметистовой минерализацией, представляет это уникальное месторождение. Мыс Корабль - месторождение штокверкового типа. Зоны дробления красно цветных песчаников и алевролитов содержат многочисленные прожилки кварца и пустоты выщелачивания. Центральная часть штокверка сцементирована кварцем, карбонатом и флюоритом.










Село Варзуга.
Варзуга процветает. Церковь реставрируется, новая лестница на склоне, новая детская площадка, на горизонте замечены специфические промышленные объекты. Кто и что туда тянет - не знаю.







Кузоменские пески.
Поворот на Кузомень - песчаные дороги в покрытом мхом лесу, кузоменские пейзажи чем-то напоминают пейзажи Арабатской Стрелки, только более темное море.
















КУЗОМЕНСКИЕ пески - уникальное явление природы. Подобных ландшафтов на Кольском полуострове больше нигде нет. Происхождением песчаных территорий мы обязаны нашим предкам. Их слишком активной деятельности. Правда, и природа немало постаралась, чтобы на месте прибрежных лесов создать настоящую пустыню. Основную работу сделал, конечно, ветер. Это он передвинул огромные массы песка в сторону леса и реки Варзуги, образовал высокие бугры, покрыл сыпучей массой небольшие озерки и болотца, навеял кладбищенские курганы, засыпал половину домов села Кузомень. Немало потрудилась и речная вода. Она распределила пески по всему руслу, расширив его почти вдвое, создала новые острова, корги и отмели, из-за чего в отлив теперь не переехать через реку и на простой лодке. К счастью, в 80-е годы прошлого века удалось приступить сначала к опытным, а затем и к производственным работам на кузоменских песках. Было посажено около 80 гектаров сосновых молодняков, которые почти полностью прекратили наступление песков на лес.

Ночуем на обратном пути к Мурманской трассе на том же озере.

День четвертый. Умба-Кандалакша-Кола- хр. Муста_Тунтури-мыс Немецкий Рыбачьего п-ова.

Мы приближались к самой дальней точке маршрута. Нам дважды повезло. На повороте на Муста-Тунтури мы встретили местных на УАЗике, которые провели нас на хребет, показав пути объездов и проездов (время на их поиск мы не тратили в итоге).

Муста-Тунтури

Хребет Мустатунтури тянется в широтном направлении по берегу материка и обрывается скалами в море с северной стороны. В переводе с финского означает «Черная тундра». В крайней восточной части хребта находится единственный перевал, через который идет дорога на полуострова Средний и Рыбачий. Сопки с обрывистыми склонами и утесами. В годы Великой Отечественной войны, до октября 1944 года - немецкий укрепрайон. По северным скатам хребта проходил передний край нашей обороны, на южных - сидели немцы. В некоторых узкостях хребта позиции сходились одна к другой настолько близко, что запросто можно было перебрасываться гранатами или обмениваться ругательствами. Такую близость боевых охранений немцы использовали для развертывания своей провокационной пропаганды - перебрасывали на нашу сторону массу листовок и выдвигали на передний край громкоговорящие установки. За три с лишним года фашисты создали на перешейке и в глубине Муста-Тунтури систему опорных пунктов с множеством дотов, дзотов, огневых точек и НП, выложенных из камня с прослойкой торфа, и хорошо развитую систему ходов сообщения. Подступы к опорным пунктам преграждала проволока в два-три ряда на деревянных и металлических кольях и рогатках, множество спиралей «Бруно» и просто колючка внаброс, укрепленная на камнях, многочисленные минные поля, главным образом из противопехотных осколочных мина, местами модные фугасы, камнеметы и фугасные огнеметы. Все эти инженерные сооружения, препятствия на местности, сильно пересеченной, в голых каменистых горах высотой до 400 метров над уровнем моря, среди непроходимых отвесных скал, сильно затрудняли продвижение пехоты, создавая невероятные трудности для прорыва. Немцами была построена во время войны дорога. Начиналась она в километре от средней части Муста-Тунтури и выходила на магистраль Титовка - Кутовая, в обход высоты 388,9. К 10 часам 30 минутам 11 октября 1944 года весь хребет был очищен. Всю войну линия фронта строилась и совершенствовалась с применением лучших технологий того времени. Одетая в камень и бетон, она впечатляет и сегодня. Но теперь это своеобразный музей под открытым небом. Хорошо сохранились система огневых позиций, основательно построенные блиндажи и катакомбы. На высоте «Погранзнак» после войны был установлен памятник, хорошо видный с дороги.

Музей Муста-Тунтури состоит из вагончика со сваленным в нем ржавыми остатками орудий Второй Мировой войны и очень разговорчивого деда, который бесплатно провел нам экскурсию по хребту (с дедом нас собственно познакомили ребята на УАЗике).













Открывающиеся виды полны противоречий:







Дорога поражает видами.







Дальше поехали на Рыбачий. Около так называемой «базы полярников» (вроде как просто кем-то забытых там пары вагончиков и машин) встретили… дискавери с чешскими номерами и двумя чехами. По-русски они не говорили, в руках у них были кем-то от руки нарисованные кроки на Рыбачий полуостров. Знаками объяснились что мы туда же и поехали дальше двумя машинами. Нам снова повезло, дискавери был оборудован для преодоления водных преград и шел впереди без промеров и остановок около бродов, а мы смотрели по куда ему вода и ехали следом. Все броды мелкие Искать объезд пришлось только для одной реки. Опять же объяснились знаками с чехами, что шноркеля у нас нет и поехали искать вместе. Нашли без проблем.



Это чехи )
Наше фото в воде будут если удастся установить связь с чехией.

Вообще при виде большой подготовленной машины сразу понятно что это Москва или Питер, местные ездят на жигулях, иногда с прицепом в виде лодки.

Благополучно достигли мыса Немецкий.







Осадочные породы позднего протерозоя, смятые байкальской складчатостью. Возраст - около 1 млрд лет, что на пару млрд-ов моложе Кольского.




я




мои штурманы




Радиолокационная станция




И маяк




Пока мы активно фотографируемся, подтягивается народ - семья на "форд транзит" из Котласа. Приехали на байк-фестиваль в Мурманск и на обратном пути просто так заехали на Рыбачий. Наши люди )))










Заночевали втроем на мысу.




Слева солнце, справа луна, впереди - только северный ледовитый океан. Сидишь на камнях, пьешь водку и закусываешь только что пойманными камчатскими крабами. Теперь я знаю, что такое НИРВАНА ))))

День пятый-шестой. Рыбачий п-ов - Мурманск - Каргополь

Рыбачий при свете дня.
Очередные доты




И окоп (кто и как его копал в этих камнях?)




Рыбачий-Кола. УРА!




Мурманск и встреча с ребятами с джип-форума.




На их фоне мы смотримся немного бомжевато ) но доехали же )




Погуляли по Мурманску.  Спасибо им за экскурсию по городу!




Вечером стартовали в сторону Архангельска. Спать не хотелось и к вечеру следующего дня мы уже бороздили лесовозные тропы Каргополья.







Смена видов была удивительной. Еще вчера мы стояли на краю земли, а теперь стоим в глубине леса в заброшенной церкви. За счет бессонной ночи время смешалось.
Накрапывал дождь, одолевали кучи комаров и мы залегли на ночевку непосредственно внутри церкви. Тепло, сухо и нет комаров.)

День седьмой. Каргополь - Ошевенский монастырь - Бол.Халуй - Плесецк - Архангельск.

У меня закончились силы размещать фотки :) Да и в общем все интересное уже тоже закончилось. Оставался путь домой.

Отрезок дороги Мирный - Бри_Наволок  почти весь состоит из нового асфальта, автобан, за исключением куска километров 50, представляющего собой известковый грейдер, пыль столбом, зеленый чирок стал после него абсолютно белым.

День восьмой. Архангельск - Вологда.

Днем стартовали в сторону Москвы. В пол-5 утра были в Вологде и залегли спать в машине, спрятавшись в какой-то подворотне. Вот так , начав с приличной гостиницы мы докатились до ночевок в подворотне. :)

День девятый. Вологда - Москва.

Вологодский Кремль и Прилуки.
Переславль, синий камень.

В 11 вечера были в Москве.

Итого за 9 дней пройдено 6 500 км, потрачено 18 тыс руб на бензин, и 10 тыс руб на прочие нужды.

Про чирок.
Ну что я тут могу сказать? Он молодец. ))

Один раз была проблема со стартером - отвалилась фишка к которой крепится плюсовой провод. Подергала - заработал, до сих пор иногда отваливается, прикручивать там вроде нечего, висит на соплях. Возможно отломили на спуске по камням на Кораблике.
На обратном пути около Кандалакши накрылась магнитола, со временем додумались использовать ноут в качестве музыки. Магнитолу на днях починили, протерев спиртиком, вроде работает )
Пропороли левое заднее колесо, поставили заплатку на шиномонтаже. Прорезали боковину правого заднего колеса до корда, прям болтается кусок резины, но колесо не спускает.
Сломали пассажирский ремень безопасности. Не вытаскивается. Вытащили кое-как и закрепили (на рывок он как раз фиксируется нормально, а достать невозможно - заедает через каждый сантиметр).
Самопроизвольно на заведенной машине иногда стала срабатывать сигналка (или просто ЦЗ), блокирует двери, приезжаешь на место - а выйти не можешь. Но как-то не всегда и вроде само прошло сейчас.

поездки, север

Previous post Next post
Up