Классно звучит, правда? Так называется одна из моих любимых - внезапно, кстати - книг. Авторы - опять и снова - супруги Дяченко.
У них есть прекрасная серия социальной фантастики, в которой действие происходит в условно нашем мире - реалии просты и понятные всей восточной Европе, я думаю, да и не только. Мои фавориты - те, где на мой вкус от начала и до конца все выдержанно: "Армагед-дом", "Пандем" и "Долина совести".
Дело в том, что супруги иногда грешат тем же, что и многие авторы - концовка у них странная, или не дотягивает, или перетягивает. А в этой тройке - все хорошо. Я про эти книги не устаю говорить и писать, кстати. Очень уж они мне нравятся.
Но - вернемся к "Армагед-дому". Здесь, как и в любой хорошей социальной фантастике - одно только допущение, которое в корне меняет всю систему. В мире регулярно случается конец света: из воды выходят чудовища, воздух становится отравленным, а для людей и животных открываются специальные пространственные карманы.
Чудовища, разрушения и карманы, кстати - в тексте просто есть. Они - не самое интересное. Гораздо интереснее, например, читать, как происходит эвакуация людей к этим самым карманам, точнее "воротам". Прикидывать, вместе с героями и статистикой, сколько людей гибнет в давке, например...
Таким образом, в мире войны, например, нет. некогда воевать. Примерно раз в двадцать лет все и так катастрофично. И всегда есть шанс, что ворота не откроются, и все погибнут.
В общем - прекрасный мир.
На фоне двадцатилетнего цикла меняется устройство социума: в первый цикл нужно вырасти, во второй - завести семью, чтобы дети были готовы к третьему циклу... Вырастить детей... В общем - можно почитать, а можно сразу пофантазировать на эту тему.
Конечно, каждый раз с приближением очередного конца света усиливается и социальное напряжение: появляются пророки, предсказывающие дату армагеддона, люди ищут спасения в эскапизме, религиозных течениях - кто в чем.
Также на протяжении книги мы видим разные модели управления таким миром, разные классы людей, да и вообще - разных людей.
Читатель начинает историю вместе с главной героиней, когда ей пятнадцать, и проходит разные этапы женского взросления: от первой влюбленности и суровой школьной скамьи до ее собственной зрелости.
Проходит через замужество, становление карьеры, политические интриги, роман с молоденьким учеником (порицаемая вещь), и наблюдает мир глазами взрослеющей женщины.
Вместе с этим взрослением меняется и оттенок повествования, и фокус взгляда.
Если книга открывается описанием пошленького ток-шоу (кстати, я не понимаю, почему такого еще нет на ТВ, прям вот - смаковать будет что...), то заканчивается взглядом на природу. Вот, собственно, привожу цитаты:
[первые же строки] Телеведущая улыбалась, как нарезанный арбуз. Широко и мучительно.
- …А теперь наступает время вашего любимого конкурса - «Пуп земли»! Ассистенты уже раздали гостям в студии лазерные кепки-указки… Направление взгляда каждого нашего гостя будет отмечено цветным лазерным лучом! А теперь - внимание! К нам идут основные участники конкурса, встречайте!
<...>
- Дорогие гости! - провозгласил парень-ведущий, и усиленный микрофоном звук перекрыл улюлюканье зала. - Как вы помните, задача каждого конкурсанта - привлечь к себе общее внимание на максимально долгий срок! Ваше внимание - это лазерные лучи с ваших кепочек: куда взгляд, туда и лучик! Наши приборы фиксируют уровень света на каждом из конкурсантов! Я попрошу операторов показать приз, который дожидается…
- Во дают! - сказал папа.
- Машину дают, - вздохнула мама.
Призовой автомобиль был блестящий и округлый, будто гигантский елочный шарик.
- Только для своих, наверное, - сказал папа. - Наверное, все подстроено.
Мама хмыкнула.
<...>
Свет в студии вспыхнул ярче. Шесть темных фигур на мгновение застыли неподвижно; взметнулась песня. Пела женщина - не то лаборантка, не то учитель танцев. Голос был сильный и высокий, на грани визга; поющая - а она оказалась той самой зрелой дамой - подтанцовывала на своей тумбе, забрасывая ноги выше головы. Нет, лаборантка так не сумеет…
На секунду поющая учительница оказалась усыпана, как блестками, пятнышками взглядов. Всего на секунду, потому что вторая дама сразу же пошла ва-банк - расстегнула молнию на комбинезоне до самого пупа. Взгляды-лучики заметались; не желая обманывать ожиданий, дама ловко выскользнула из одежды.
Плиты были теплые. Резиновый наконечник палки, давно ставшей частью старухиного тела, трогал шероховатую поверхность, упирался в грубо шлифованный камень.
Плиты. Запах моря. Запах ветра. Время от времени старуха останавливалась, чтобы поглубже вдохнуть.
Этим книга, несомненно, завораживет.
Описание мира дается, таким образом, через погружения в привычные реалии. Но пятнадцатилетняя героиня не так уж и хорошо разбирается в мире и людях, да и в период взросления - случаются в ее жизни разные ошибки. И разные победы.
У Дяченок, что интересно, нет описаний секса и нет особенной заостренности на этой стороне вопроса. Но бесполыми функциями героев не назвать. И вплетается он в текст вместе с переживаниями и предпосылками. Хотя телесность есть, и с телесностью много связано. То есть, если герои едят, пьют и хотят в туалет, причем в естественных условиях, то это как раз про их героев.
Я уделяю этому внимание потому, что книги, где герои совсем не испытывают телесных ощущений, разве что иногда едят, кажутся мне немного.. Не такими живыми. нет, я не прошу описания всех процессов, но когда у героя что-нибудь чешется, ноет, хрустит, мешается - это тоже проявление их - и нашей - телесности.
Она нужна, ну, если только отсутствие телесности - не специальный прием.
Еще хорош у Дяченок слог, метафоры довольно свежие и приятные, но всегда - умеренные. Внешность персонажей вплетается в текст так, что не придерешься, черты характера тоже выходят наружу в мелочах.
Сюжет - довольно лихо закручен, но органичен - рояли и уши их кустов не торчат, да их и не нужно. герои у них умеют и выигрывать, и проигрывать. Здесь - даже политически интриги и поведение спецслужб очень даже понятны и обоснованны.
В общем - хорошая книга. Особенным плюсом - главная героиня и те фишки ее поведения, которые делают ее настоящей и цельной.
Почему стоит почитать: оригинальный сюжет со множеством пластов - можно читать о женщине, можно читать о мире, можно читать о взрослении, а можно читать в контексте и между строк - есть, в чем покопаться. Прекрасный стиль, интересное решение мира, при этом все реалии - вот они - дома, машины, телевизоры и прочее.
Чего стоит опасаться: даже и не знаю, это одна из тех книг, к которым у меня мало претензий. Главная героиня - женщина, в участии ее создания тоже принимала женщина, прошедшая женскую гендерную социализацию. Со всеми вытекающими, но без ужасов и перегибов.
Приятного чтения.
Обложки, как всегда, потрясают...
не знаю, по какому принципу подбиралась такая обложка, кажется - на заднем фоне какие-то инопланетные корабли - нет так такого художества
еще одна вариация на тему
что-то около дела, но вот эта штука на переднем плане мне как-то все загораживает и в корне не ясна