В апреле 2016 года программа малых грантов «Активное поколение» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, которая проводится пятый год подряд, впервые вышла на федеральный уровень. Чего хочет добиться фонд, поддерживая небольшие проекты пожилых людей по всей стране? Можно ли говорить, что это приводит к каким-то системным изменениям? Может ли государство использовать этот опыт или такая практика должна остаться в рамках общественной инициативы?
В интервью АСИ об этом рассуждают руководитель программы «Старшее поколение» Фонда Тимченко Вадим Самородов и региональные координаторы конкурса Марина Михайлова и Татьяна Акимова.
Помимо Северо-Западного округа, в конкурсе «Активное поколение» теперь смогут участвовать проекты из центральных регионов России, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока.
ВАДИМ САМОРОДОВ: «Мы стремимся добраться до тех, кто молчит»
Фото Ольги Воробьевой
В чем суть программы, какая идея в ней заложена?
Главная особенность программы и наше принципиальное решение - давать малые гранты на малые дела. Если говорить о теме старшего поколения, то она затрагивает огромный пласт проблем: здесь и дома престарелых, и гериатрия, и медицина, и многое другое. Однако когда мы только начали заниматься этим вопросом, мы поняли: вопросы, связанные со старостью как инвалидностью, составляют небольшую часть проблематики, примерно 20-30%. Самая большая и важная часть связана с одиночеством, покинутостью, отсутствием возможности социализации, недостатком общения. Мы понимаем, что это ключевая тема, и стараемся добраться с нашими малыми грантами до самых глухих уголков, сел, деревень.
Что значит «малый грант», каковы его размеры?
Понятие «малый» относительно и зависит от того, где реализуется проект. То, что мало для Санкт-Петербурга, может оказаться огромной суммой для села. В новом конкурсе гранты начинаются от 10 тысяч рублей, верхнюю границу мы установили в 100 тысяч для организаций и 25 тысяч − для инициативных групп.
Мы опытным путем установили: как только сумма гранта поднимается выше определенного порога (примерно в 200 тысяч рублей), начинает поступать множество заявок от профессиональных организаций - тех же домов престарелых, в которых предлагается поддержать деятельность, которая и так входит в состав их услуг, но по тем или иным причинам недофинансирована государством. При этом организациям всегда мало, бюджеты могут быть бесконечно велики, а результат не всегда очевиден.
А каждая копейка на малые частные инициативы в глубинке имеет огромный мультипликационный эффект. В 2015 году мы делали оценку эффективности конкурса и убедились в этом.
Вы поддерживаете самых активных или, может быть, тех, кто уже хоть раз участвовал в каких-либо конкурсах?
Мы действуем по принципу военных врачей, которые знают: идти нужно не к тем, кто кричит, а к тем, кто молчит. Мы хотим добраться до тех, кто никогда не пойдет за большим грантом, а сделает небольшую историю, понятную для местного сообщества. Вначале у людей даже бывает шок: «Неужели нам поверили, выслушали, еще и денег дали?»
С какими проектами к Фонду Тимченко имеет смысл обращаться, а с какими − нет?
Многие локальные инициативы, с точки зрения благотворителя, выглядят простыми и банальными, но очень важны. К нам часто обращаются с досуговыми проектами: это группы общения, чаепития, праздники, объединение пожилых людей вокруг того или иного занятия (туризм, оздоровление). На начальном этапе их было больше, сейчас мы постепенно от этого отходим, стараясь показать, что через досуговый проект можно перейти к социальной теме. Не просто собраться и провести время, но и помочь односельчанам. Стараемся побудить пожилых людей делать что-то общественно полезное, сместить фокус их внимания с себя и своих проблем на окружающий мир. Если вы помогаете своей деревне или тем, кто нуждается, вы помогаете себе.
«Активное поколение» в Великом Новгороде
Бывало ли, что именно проект, поддержанный вами, запустил целую серию подобных инициатив?
Появилось множество университетов третьего возраста, компьютерных курсов, примеров социального предпринимательства, связанного с возрождением ремесел. Мы нередко получаем от учреждений социальной защиты обратную связь: «Вы запустили в наших центрах много сервисов, наши учреждения начали генерировать потоки идей». Причем это быстро распространяется по другим социальным учреждениям. Мы, конечно, всегда ищем «жемчужину»: проект, представляющий собой инновационную услугу и решающий проблему, которую пока не известно, как решать.
Расскажите про «жемчужину проектов», находились ведь уже такие?
На северных территориях множество полузаброшенных деревень. К примеру, есть большое село, а вокруг - несколько маленьких, где летом жизнь еще как-то теплится, а зимой становится холодно и страшно. В прошлом году мы поддержали проект в Архангельской области, когда инициативная группа отремонтировала заброшенный дом в «главном» селе и пригласила туда несколько бабушек из окрестных деревень провести зимние месяцы. Активисты помогали им по хозяйству, продуктами, водой, дровами. Получилось что-то вроде временного общественного дома престарелых, который решил для этих женщин проблему жизни в самые суровые зимние месяцы.
Ввести эту затею в официальное поле сложно, но неформально это действительно замечательная социальная услуга, которая реально спасает жизни. И в этом проекте мы видим глубокую ценность темы развития малых инициатив и гражданской активности. Мы, как благотворительный фонд, занимаем позицию инвестора, который сеет и поливает эти зерна, чтобы они вырастали.
И что, из таких маленьких сельских инициатив вырастают в итоге значимые изменения для территории?
Да. Именно такие сельские инициативы имеют трансформирующий долговременный эффект. Люди, которые однажды объединились вокруг общего дела, написали проект, получили финансирование и сделали, переходят на другой уровень личностного развития. Они уже не могут остановиться. В итоге происходит взрыв общественной активности.
В Архангельске началось с туризма: люди покатались вместе на лодке, потом осознали, на что способны − и сами построили мост через речку. В Карелии проект родился из того, что люди нашли свое село в Википедии с пометкой «Ничем не примечательно». Возмутились, подали на наш конкурс и построили на улице тренажеры для пожилых людей. Вокруг сделали площадку, озеленили, построили заборчики, почистили дороги, привлекли бизнес - словом, закипела деятельность. Люди завелись, почувствовали вкус к переменам к лучшему.
Проект «Живая старина», Республика Коми
Пожилые люди в состоянии постигнуть науку социального проектирования?
Им сложно, но мы помогаем. В задачи региональных координаторов входит обучение. Пожилые люди консервативны, но единожды попробовав, не остановятся. Так что сейчас наши координаторы получают огромный поток позитива, когда люди приходят и рассказывают о том, что у них получилось. Часто можно слышать о том, что «наш народ не инициативен, никого не поднимешь с дивана и не оторвешь от телевизора…» Это не так. Мы верим в то, что у нас сильные люди, способные на инициативу и умеющие что-то делать, и убеждаемся в этом.
Вы приходите на территории всерьез и надолго?
Да, и здесь возникает тема управления и долгосрочности конкурса. Ценность не столько в каждом отдельном проекте, сколько в уровне самоорганизации. И эффект производит не столько факт раздачи денег, сколько регулярность. Важно, чтобы он был ежегодным, постоянным, чтобы у людей формировалась определенная привычка и уверенность: «если ты активен, тебя поддержат». Поэтому для нас ключевая задача в том, чтобы конкурсы становились устойчивыми и продолжались даже после нашего возможного выхода из этой программы.
Расширение географии конкурса способствует устойчивости?
Достижение устойчивости, как вы понимаете, непростая задача, и в первую очередь ее решение зависит от качества партнеров, с которыми мы работаем. Поэтому мы не стремимся сразу охватить всю страну, а двигаемся постепенно, устанавливая и тестируя взаимоотношения с регионами. В этом году мы увеличили количество поддерживаемых регионов с 11 до 34, и по результатам будем принимать решение о расширении в в следующем году.
Как вы подбираете партнеров для координации конкурса в регионах?
При установлении партнерства мы руководствуемся рядом принципов. Во-первых, работаем с лучшими инфраструктурными некоммерческими организациями, имеющими опыт в грантмейкинге и привлечении ресурсов - это прежде всего фонды местных сообществ и региональные ресурсные центры. Этим организациям мы даем максимальную долю ответственности по отбору проектов и информационной работе по теме старшего поколения.
Во-вторых, мы выстроили двухуровневую систему управления конкурсом, которая включает федеральных операторов, которые являются финансовыми центрами, выплачивающими гранты и отвечающими за несколько прикрепленных регионов, и региональных координаторов, осуществляющими мониторинг реализации проектов на участвующих территориях. Сейчас федеральных операторов пять, и их будет не более семи на Россию. Каждый из них сможет «взять» до 12 регионов. При этом у всех инфраструктурных участников программы стоит задача по привлечению дополнительных ресурсов, и по результатам этой работы мы будем принимать решение об увеличении или уменьшении грантового фонда для конкретного региона.
Вы вовлекаете партнеров в поиск ресурсов, потому что сами рано или поздно можете выйти из программы?
Мы просто честны. Все на свете может закончиться − но для нас главное, чтобы не заканчивалась поддержка пожилых людей в регионах. Именно поэтому мы подчеркиваем: конкурс не является собственностью Фонда Тимченко, а проводится при его поддержке. Он открыт для любых партнеров, заинтересованных в теме старшего поколения, и наши региональные партнеры уже активно работают по привлечению дополнительных ресурсов.
Например, сейчас наш партнер в Архангельске - Архангельский центр социальных технологий «Гарант» - запустил в местной сети продуктовых магазинов программы привлечения средств на программу «Активное поколение». Фонд «Добрый город Петербург» (Санкт-Петербург) привлек крупные коммерческие компании, а несколько проектов были выложены на краудфандинговой платформе Planeta.ru и привлекли народные средства. Один из крупных иностранных банков готов объединить с нами усилия через одного из наших партнеров - Фонд местного сообщества «Самарская губерния». Благотворительный фонд развития города Тюмени привлек своих учредителей и постоянных партнеров к поддержке проектов для старшего поколения в рамках общего конкурса. В общем, работа идет.
«Добрый город Петербург»
Как все это связано с концепцией активного долголетия, Национальной стратегией поддержки старшего поколения?
Напрямую. Мы получаем огромное количество фактурного материала и можем говорить о конкретике и планах действий по созданию условий для активности пожилых людей в сельской местности.
Если говорить о стратегии действий в интересах людей старшего возраста, то в нее внесено много пунктов, связанных с вовлечением пожилых людей в добровольчество. Кроме того, мы стараемся продвигать эту тему в обществе, поскольку, если не менять общественный климат, локальные проекты не будут иметь устойчивого эффекта. Поэтому мы проводим ежегодно конференцию «Общество для всех возрастов» и разного рода информационные мероприятия.
Опыт конкурса может быть взят на вооружение государством или это должно остаться частной инициативой?
Мы считаем, что очень важно, чтобы государство понимало ценность этой гражданской инициативы − не протестной, а позитивной, когда люди хотят помочь себе сами. Нам не раз говорили, что мы помогаем превратить вечных жалобщиков в активистов. Для переведения энергетики из негатива в позитив грантовый конкурс - просто идеальный формат. И это касается любого возраста: если людям доверять, они могут сделать многое.
"АКТИВНОЕ ПОКОЛЕНИЕ": как конкурс малых дел меняет жизнь сообщества - Агентство социальной информации