Захотелось мне тут вспомнить детство, и пересмотреть «Зену, Королеву воинов». Ожидала всякого, все-таки, сериал начинался как низкобюджетный...
И, знаете, не все серии, но многие меня приятно порадовали. Правда, свой кусок веселья я отхватила, наблюдая за боями... Но, давайте с азов.
В детстве моем годов с 90-х стартовало два сериала с двумя героями: «Геркулес» и «Зена» (точнее - Зина, но это было бы слишком...). «Геркулес» был своеобразной ролевой моделью для мальчиков - два друга - сильный и добрый, и не очень сильный, но хитроумный, спасали людей.
Ну, то есть - ты можешь быть и не обязательно сильным, чтобы что-то хорошее делать. Правда, тогда ты не герой, а друг героя. Но это вообще типичная для мальчиковых фильмов фишка. Не скажу, что очень хорошая.
Но, умные спасители мира - я и не вспомню навскидку...
Не знаю, много ли в «Геркулесе» было крови, но, насколько я помню, проблемы там старались решать через добро и справедливость.
Модель неплохая, героическая, и с устремлением на добро. Правда, вот беда, без семьи и постоянных отношений: настоящие герои не могут иметь семью и детей, да и с любовью у них не особенно, но семейных супергероев вообще в то время не было, да и сейчас ты всегда или бережешь весь мир, или у тебя есть жена и дети.
Жену супергероя, как правило, убирают - убивают при помощи каких-нибудь персонажей. Это такой стандартный ход - вообще, чем больше женщин у главного героя погибнет, тем трагичнее его судьба.
Ну и оставленные спасенные женщины, которые вздыхают о герое. В более взрослых сказках - носят под сердцем его героического ребенка.
Вторая пара - «Зена» - женская, но при виде такой ролевой модели у любого человека волосы дыбом встанут, ибо это ж поперек канона женственности...
Одна - воительница, другая из дома ушла, стала бардом, а это, как выяснилось в одной из серий - мужская профессия), а после и вовсе - амазонкой.
Да, я помню еще про лесбийские мотивы, но они не столь явные - в том плане, что сериал собирались перезапустить в 2015 уже как именно сериал о воине-лесбиянке. А в оригинале, ну, конечно в последних двух сезонах вообще трындец. Но там и контингент другой стал. Сериал оказался популярен не только и не столько у подростков, а вышел на взрослую аудиторию.
Но, с ростом популярности - сериал шел с 1995 по 2001, направление сериала сменилось, как и целевая аудитория, поэтому в общем и целом серии пошли странные, иногда даже пугающие. И тогда же родились «особые» взаимоотношения между Габриэль и Зеной.
За то мне, кстати, обидно вот по какой причине - если бы сериал изначально был именно о дружбе без намеков, то было бы круче. Любовь и так везде и всюду, а о дружбе, да еще и о женской - мало на тот момент было сказано. Да и сейчас.
Показывали сначала только один сезон, а потом, в 2000 - четыре, но тогда мне было уже 13, и я смотрела «Люди Икс». И когда начались совсем уже закрученные параллельные реальности, мне стало скучновато - пропустишь серию - читай ничего уже не понял. Да и слишком все стало... Не для меня. Но все равно - в 11-12 лет на ура пошел именно простой и добрый первый сезон.
Здесь же в начале истории - дружба, и мужчин у Зены достаточно, чтобы понять, что там все весьма чинно и гетеросексуально. Даже сын есть. А у Габриэль - дочь будет.
Так что - разрыв шаблонов: женщина-воин, амазонки (причем вполне адекватные, просто считают, что женщина тоже воин), и другие героические женщины от жриц до воительниц.
Еще радует в сериале - возраст женщин - показаны разные возрасты - и зрелые женщины, и молодые девушки, и возрастные. Все они не только попадают в беду, но и помогают другим разными способами, решая проблемы силой, умом или добротой.
Крови в сериале нет, хотя убийства есть и почти в каждой серии. Но убивают либо по острой необходимости, либо в бою, когда идет война. Вообще же - вся история о том, как бандитка и убийца встала на путь исправления.
В этом плане характерна серия искушения Зены Аресом, который подстроил несправедливый суд на ней. И даже соблазнял тем же, чем соблазняло кольцо всевластья «ты можешь править справедливо».
Суд - кстати - элемент тех серий, где раскрываются преступления - не месть, а именно суд, и суд справедливый. А еще в таких сериях на первый план выходят милосердие и сострадание: «В скорби человек способен на многие ужасные вещи»
Я смотрела отдельные серии, и мне понравилась та, где Габриэль, подруга Зены, подделывает документы для поступления в академию бардов в Афинах.
Первое, что говорят ей: «Это не для женщин, рассказывай истории о кухне!», - и это после того, как амазонки подарили ей боевой шест!
Потом очаровательно обрисованы барды - позеры, которые принимают торжественные позы и разговаривают исключительно возвышенным языком, барды, которые боятся сцены и злой папа, который запрещает сыну общаться с «соперниками».
А потом молодые барды все вмести едва не покидают конкурс, чтобы их подруга могла принимать участие в соревнованиях. Там же выясняется, что Габриэль - прекрасная рассказчица. Здесь же легко и непринужденно с уст героев слетают правила составления истории с моралью - греческой басни.
Весело было наблюдать за тем, как Зена и Габриэль возятся с младенцем - в серии переигрывается история Иосифа, только царь не убивает всех младенцев, а забирает ребенка себе и усыновляет, раз уж ему суждено править царством...
Одна из первых серий рассказывает о том, как вдовец с тремя детьми предлагает Зене дом... Хотя, обычно, мы видим другую историю - герою-мужчине приходится отказываться от подобных предложений...
В сериале вообще много вывернутых стереотипов и стереотипных ситуаций, а также пасхалок. Есть даже серия о конкурсе красоты, где можно увидеть перекрестные мотивы с фильмом «Мисс конгениальность», - где полицейская занимает место среди красоток.
«Конкурс красоты - это повод для эксплуатации женщин!»
«Нет, солнышко, зачем нам повод! К тому же, это не конкурс, а битва!»
«Я думала, только мужчина может заставить нас так мучиться...»
Есть врезки из фильма «Спартак», есть отсылка к американским фильмам ужасов, есть серии-мюзиклы и даже серии, связанные со скандинавским эпосом и христианскими мотивами, ну и Гомер есть... Молодой и зрячий! И фраза: «Отойдите, вы загораживаете мне солнце!».
Есть поучительные истории и большое количество детей - дети вообще играют весомую роль, как символ невинности. Огромные голубые детские глаза часто мелькают в самые трогательные моменты.
А вот бои - это просто ужас. Трюки - да, видно, что живые, хоть и постановочные и с дублерами, но бои... Когда на экране бьют не по противнику, а по оружию - это видно. Но в детстве я ролевым фехтованием не увлекалась, так что все было норм.
И доспехи. Просто. Доспехи. Функциональность их стремится к нолю. Благо стрелы тут ловят руками и отбивают «шакрамом» - летающим диском, где от диска остался только заточенный обод.
Принцип действия этого оружия мне до сих пор не понятен.
В общем. Не такие уж и плохие сериалы в детстве я смотрела. А была я в наших играх про Зену и Габриэль (да, мы в них играли и махали палками) - Каллисто.