Я люблю фантастику. И фильмы тоже. разные - про супергероев люблю, про инопланетян и хорошие тоже.
«Из машины» (Ex Machina, 2014) - хороший. Про искусственный интеллект без Азимова - то есть без трех законов робототехники и всего вытекающего.
Фильм четырех героев - квадрат:
Создатель ИИ - Нэйтан.
Человек, который должен провести тест Тьюринга - Калеб.
ИИ - Ава.
Киоко - служанка, которая не распознает человеческую речь.
И пасхалок много, как я люблю. Я их люблю даже потом, когда фильм закончился, и я уже его обдумываю.
Тесть Тьюринга - вдруг кто не в курсе - «Человек взаимодействует с одним компьютером и одним человеком. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы - ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор».
Неверный выбор - это важно.
«Deus ex machina» - выражение, которое означает неожиданную развязку той или иной ситуации, с привлечением внезапного внешнего фактора - это тоже оказалось важным, название сыграло и в той части, где подразумевается бог, и в той части, где подразумевается сценический прием греков (и даже не раз, кстати).
В античном театре это выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев.
Это - тоже важно.
В самом начале задаются новые условия теста - Калеб знает, что беседует с ИИ, и Нэйтан дает ему шанс сделать либо верный, либо неверный выбор.
А все вместе герои заставляют зрителей делать свой выбор. Смотрела нас трое, фильм мы обсуждали и каждый успел сделать свой неверный выбор, а точнее - неверный вывод.
В процессе просмотра я поняла, что мужская часть компании моей до ужаса оптимистична и верит в человеческий разум и счастливые финалы. А я - много читала фантастики с разными финалами, и мне было интересно, какой выберет команда фильма.
Ляп, который в сети обсуждается, мы тоже заметили. Не буду говорить - какой.
ЭкшОна в фильме нет и не будет, ну так, только вяленький совсем. Зато в фильме много диалогов, герои говорят и говорят, и каждый диалог меняет точку зрения воспринимающего, раскрывает ситуацию с новой стороны.
Все герои очень хороши, актеры - тоже. Им веришь. Даже Аве, хотя играть ИИ с человеческим лицом (буквально) - не самое простое дело.
Еще фильм богат на контрастные сцены - после красного освещения, которое появляется, когда в бункере отключается электричество, появляются невероятно зеленые листья или голубое небо с чистейшими белыми склонами и водопадом.
После напряженного слова или предложения - шум воды или пение птиц.
Если верить "Тетушке Вики" - съёмки фильма проходили в отеле Джувет Лэндскейп в Норвегии. место красивейшее, мы все по нескольку раз позавидовали героям и захотели туда...
Даже в этом - игра со смыслами - природа и машина, природа и человек, человек и машина. И тема бога, конечно же. Так что опять получается смысловой квадрат: бог - человек - природа - машина.
Еще есть искусство и Поллок, который чем-то важен, но, увы, я не сильна в истории искусства, так что эта часть фильма прошла мимо меня во время просмотра.
"Тетушка Вики" подарила мне такую цитату:
"Моя живопись никак не связана с мольбертом. Я едва ли хоть раз натягивал холст на подрамник. Я предпочитаю прибить холст к стенке или полу. Я должен чувствовать сопротивление твердой поверхности. На полу легче всего. Я чувствую себя ближе к живописи, её частью, я могу ходить вокруг неё, работать с четырёх сторон и буквально быть внутри неё".
Пожалуй, Нэйтан в этом плане близок к художнику, чью картину повесил у себя в "гостиной". Нэйтан тоже внутри своего творения. Отец и дитя, творец и творение, и - каждый народ заслуживает того бога, которого создал. Или - не заслуживает.
Вообще - фильм о гениальности, человечности, любви, гуманизме - обо всем том, о чем говорят, когда поднимают проблему искусственного интеллекта. Да - очень хорошо встряхивает и освежает эти размышления.