«Жестокие игры» - «квест на уровень».

Jun 15, 2015 23:25

Читаем пьесу правильно! Я читаю «Жестокие игры» Арбузова, точнее - берусь за чтение.
Это все #букчеллендж (пункт 47 - пьеса). Я вспомнила про такой прекрасный жанр, как драма.

Это жанр, состоящий из диалогов, практически только из них, что не совсем обычно, особенно для любителей эпических саг, где между репликами есть куча описаний. Читать драматическое произведение, даже если это веселая комедия, дело непростое и требует подготовки. Более того, классическая пьеса - тот еще ларчик с загадками. Так что подходить к ней нужно, вооружившись некоторыми простыми правилами. Между прочим, вам подбирать внутренних «актеров» и режиссер-постановщик - тоже вы, так что будем подходить к делу вдумчиво!

Правила чтения пьесы



это кадр из прекрасного фильма "Лабиринт"



1. Правило афиши

Его еще в школе рассказывают - на первой странице пьесы перечислены действующие лица. Так вот - каждое имя и фамилия, каждая авторская ремарка - очень важны, когда вы открываете пьесу. Вот «Жестокие игры» Арбузова, которые я взялась читать. Есть такой очень глупый вопрос: «Что хотел сказать автор?». Ответа на него нет, потому что автора, как правило, тоже рядом не наблюдается, но можно попробовать пофантазировать на эту тему, анализируя афишу:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Кай Леонидов, 20 лет - у меня при слове «Кай» возникает ассоциация со сказкой «Снежная Королева», такой замерзший холодный мальчик. Так это, или нет - станет ясно по ходу пьесы, но это - первая точка ожидания. Найду, или не найду я черты старой сказки в этой пьесе? Стоит поискать! А фамилия тоже с отсылкой «Леонид» - подобный льву - непростой характер? Проверим!

Никита Лихачев, 20 лет | друзья по школе. - Здесь интересна фамилия - ассоциация возникает сразу. Имя мне без гугла не понятно, но можно заглянуть.

Терентий, 20 лет - Ну и имечко! Веет стариной, деревней и простоватостью… Будет ли прост наш Терентий?

Неля, прибывшая в Москву, 19 лет - Неля - если оно образовано от Нинель, то тут явно родители советской закалки, имечко-то - знаковое - «Ленин» наоборот!

Мишка Земцов, врач, 30 лет.
Маша Земцова, геолог, 39 лет.
Мишка и Маша, кто они? Брат и сестра, или брак с разрывом в 9 лет? Как вы думаете? Мишка - с уменьшительно-ласкательным суффиксом, явно легковесный парень, а вот Маша - явно серьезнее… Наверное, брат и сестра.

Константинов, отец Терентия, 50 лет. - Человек без имени, значит, все так и зовут его «Константинов», по фамилии. Каким вам представляется человек, которого все называют по фамилии?

Ловейко, сосед Земцовых, 38 лет. - Ой какая легкая и даже немного хитрая фамилия…

Олег Павлович, отчим Кая, 43 лет. - Солидный, с именем-отчеством человек… Отчим - наверняка есть в семье внутреннее напряжение. Иначе был бы "отец".

Мать Нели, 44 лет. - Просто мать, без всяких примет…

Любася, младшая сестра Никиты, 18 лет - Не «Любаша» - «Любася» - новый оттенок, не милый ребенок, а что-то такое… Капризное?

Девушка, похожая на ангела
Девица, совсем не похожая на ангела

Автор предлагает эти роли играть одной и той же актрисе.

И что же хотел сказать автор? То, что наш взгляд на одного и того же человека может быть разным? Или что один и тот же человек может быть разным?

2. Правило первой страницы - что еще там есть? У нас есть эпиграф и рекомедации автора по декорациям

«Потом он подрос... Ходил на прогулку... и шел между нами, дав каждому ручку, зная, что мы поддержим и научим его уму-разуму, чувствуя нашу нежность и даже любовь...»
Эдвард Олби. Не боюсь Вирджинии Вулф

Если вы читали - у вас пойдет одна ассоциация, если нет - у вас более чистое восприятие текста, который перед вами лежит. Речь о ребенке и родителях, о каком-то особенном и значимом ребенке…
А автор не боится Вирджинии Вульф.
Это одна сплошная пасхалка

Что еще? «Действие происходит в конце семидесятых годов в Москве и на нефтепромыслах в районе Тюмени. Автор на сей раз рекомендует прибегнуть к натуралистической декорации».
Значит, обычно у автора пьесы немного нереалистичные… Хм, может, я не так уж и не права со своей версией о сказке… тем более, в свете эпиграфа…

3. Правило ремарки

Здесь все просто - внимательно вчитываемся в ремарки, это единственный текст, который определяет действия персонажей, их жесты и мимику, а так же окружающее пространство. Все, чего нет в ремарке - смело отдавайте на откуп вашему воображению. Оно не ошибется! Главное только не пренебрегать логикой действия, конечно же.
Посмотрите цвета, их значение может быть важно, свет - много его, или же, наоборот, перед нами темное мрачное место? Или темное, но не мрачное?
Что у нас с пространством? Много ли его? Как описывается вертикаль (земля-небо, пол-потолок) и горизонталь (стены-двери-окна). Есть ли за конами пейзаж, есть ли картина на стене? И ружье тоже поищите. Это все - важно. Это - сигналы.
Какие звуки окружают героев? Помните чеховскую лопнувшую струну? Каковы голоса героев?

4. Правило символического знака

Тут важно не переусердствовать. Найдите предметы, цвета или образы, на которых автор концентрируется - вещи, к которым возвращаются герои, действия, которые они регулярно совершают, книги, которые берут в руки… Нашли? Ищите их значение. Копайте!

5. Правило цитирования

Что цитируют герои? Что поют? Какие фразы перевирают в речи? Задумайтесь, зачем все это?
В драме почти любое «жжж» неспроста… особенно, если это «жжж» узнаваемо и искажено. Цитата может появиться в надписи на стене, прозвучать от незначительного персонажа, оказаться зашифрованной в диалоге… Но если вы ее увидели, остановитесь и вчитайтесь. Попробуйте раскрыть ее и применить к пьесе.

Эти пять простых правил я взяла на заметку, когда обратилась к пьесе. Можно сначала прочитать, а потом - перечитать внимательно и сравнить впечатления, можно вчитываться и анализировать в процессе, можно устроить перекрестное чтение с кем-нибудь. Пьеса может стать увлекательным квестом, почти лабиринтом!

Так что я вернусь к чтению. Чего и вам желаю - найдите свой квест!

пасхалки, книги

Previous post Next post
Up