Что Просвещение взяло из философии Эпикура?

Mar 31, 2016 23:03


Эпикур Геродоту шлет привет...


В 1841 году Маркс защитил докторскую диссертацию на тему «Различия между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Эта диссертация была написана под влиянием его хороших знакомых Кеппена и Бауэра, с которыми вместе они входили в так называемый «Докторский клуб». Именно из него вышли философы, известные нам как младогегельянцы.

В рамках Просвещения движение младогегельянцев носило особенный характер. Они считали себя наследниками своеобразного античного Просвещения, куда относили эпикурейство, стоицизм и скептицизм.

Не претендуя на глубокое исследование, рассмотрим два письма Эпикура своим друзьям, где он излагает основы своего учения.

В первую очередь, Эпикур - материалист, и материя в его учении - основа всего. Материя состоит из неизменных, неделимых, неуничтожаемых атомов, имеющих форму, вес и объем. Для IV века до н.э. это весьма «продвинутая» мысль.

Он сформулировал закон сохранения материи, возможные законы движения атомов (по прямой, с отклонением от прямой и - вследствие взаимного отталкивания - во всех направлениях), мысль о бесконечности Вселенной.

Можно смело сказать, что материализм Эпикура унаследован Просвещением.

Что касается этики Эпикура. В ее основе лежит избегание страданий, и это - главное, что определяет человеческую жизнедеятельность. Но избегание страданий, вопреки расхожему мнению, не означает получение чувственных удовольствий. Таким вульгарным пониманием Эпикур был весьма недоволен.

Удовольствия скорее не для тела, но для ума, не безудержность, а умеренность и сдержанность - ключевые моменты его «эгоистической» этики.

«Так как удовольствие есть первое и прирожденное нам благо, то поэтому мы выбираем не всякое удовольствие, но иногда мы обходим многие удовольствия, когда за ними следует для нас большая неприятность; также мы считаем многие страдания лучше удовольствия, когда приходит для нас большее удовольствие, после того как мы вытерпим страдания в течение долгого времени. Таким образом, всякое удовольствие по естественному родству с нами есть благо, но не всякое удовольствие следует выбирать, равно как и страдание всякое есть зло, но не всякого страдания следует избегать...

Простые кушанья доставляют такое же удовольствие, как и дорогая пища, когда все страдание от недостатка устранено. Хлеб и вода доставляют величайшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность. Таким образом, привычка к простой, недорогой пище способствует улучшению здоровья, делает человека деятельным по отношению к насущным потребностям жизни, приводит нас в лучшее расположение духа, когда мы после долгого промежутка получаем доступ к предметам роскоши, и делает нас неустрашимыми перед случайностью».

К отсутствию страданий ведет, в том числе, и познание мира: чем больше мы узнаем, тем меньше наше состояние неопределенности, которое порой хуже всякого рода боли.

Просвещение XVII-XVIII вв., наследуя идеи Эпикура, трансформировало его этику в «разумный эгоизм».

И, пожалуй, самое яркое. Человек, по Эпикуру, не игрушка в руках судьбы. Наоборот, он сам, пользуясь свободой воли, является ее творцом.

И опять же, недаром именно в эпоху Просвещения на весь мир прогремел лозунг Великой Французской революции «Свобода, Равенство, Братство»!

младогегельянцы, Просвещение, Эпикур, Маркс

Previous post Next post
Up