«И вот, согласно словам поэта, „смешав с водою землю“ и размягчив ее, я вылепил людей, пригласив Афину помочь мне в моей работе»....
Лукиан, «Прометей, или Кавказ»
Прометей - очень сильный образ, вдохновлявший многих писателей и философов: от древнегреческого трагика Эсхила до классического марксиста Лафарга. В том числе, гениального немецкого поэта Гёте. В 1774 году он создал небольшой
драматический отрывок, так и не ставший в итоге полноценным произведением.
В этом отрывке Гёте обращается к мифу о Прометее в достаточно поздней (I век н.э.)
версии Лукиана. Гётевский Прометей сам творит людей из воды и глины, а не просто приносит им огонь. Правда, созданные им люди были безжизненны. И лишь богиня Афина (у Гёте - Минерва), спустившаяся с Олимпа помочь Прометею, наделяет жизнью глиняные «заготовки».
Гёте особенно выделяет этот эпизод, раскрывая в нем историю любви Прометея и Афины. Любви, ради которой богиня предала отца, открыв Прометею источник жизни. Мне этот сюжет напоминает снисхождение гностической Софии к творениям демиурга и наделение их искрами духа. Хотя, возможно, это слишком свободная интерпретация.
А может и нет. Ведь Гёте специфическим образом затрагивает и тему человеческой природы. В его изложении она изначально несовершенна, потому что содержит в себе и доброе, и злое. А это совсем не христианский взгляд. Не ветхозаветная легенда о первородном грехе, повредившем совершенную природу человека. По Гёте, никакой совершенной природы нет. Но нет и греха. Жизнь хороша, как она есть: со всеми радостями и печалями, болезнями и трудностями, - она не нуждается в каком-то особом смысле. Который, например, христиане видят в спасении и обожении.
И если в христианстве первый человек стал смертным в наказание за совершённый грех, то здесь смерть - совсем не наказание. Собственно, о такое отношение к смерти у Гёте я и споткнулась. Ведь спустя 50 лет в самом известном своем произведении он будет говорить ровно то же самое.
Вот уж, поистине, каждый берет из античности то, что хочет...
(
Продолжение следует.)