Стамбул спал. Город встречал нас тихими влажными улицами, безоблачным небом и первыми лучами утреннего солнца. Огромнейший многолюдный мегаполис был спокоен и умиротворен, подмигивал нам оконными бликами, вовлекая в свою жизнь.
Приезжая в новое место я всегда стараюсь почувствовать его, лучше всего это у меня получается ногами. Первым делом тянет прогуляться по улочкам, кажется что это единственный способ познакомиться по-настоящему.
Встретив нас у автобусной остановки- а именно оттуда для меня начался Стамбул-гостеприимные аборигены предложили купить у них воды и свежих булочек, на что мы совсем не стали возражать. После, мы, уставшие с дороги, но с неугасающим огнем в глазах отправились на поиски нашей гостиницы, параллельно впитывая дух города через темечко.
Стамбул поразил нас, пожалуй, европейскостью. Архитектурой так точно. Мы ехали на восток. Мы ждали другого стиля, другой жизни и совершенно другого отношения - а приехали в огромный европейский город, с домами «в три окна», небольшими уютными квартирами, вытянутыми вгору оконными рамами, лепниной на фасадах и брусчатоными улочками. Меня очень радовало позвякивающее от новизны, возбуждения и неожиданности сердце. Душа, не смотря на усталость и потребность хотя бы в двух часах сна, желал приключений, и лихо рвалась к ним на встречу.
Отыскав гостиницу(которая очень-очень-очень удачно расположена, и с какой-то правильной атмосферой) мы поспешили обрадовать ее администрацию свои ранним приездом, поселить нас, конечно не поселили, но место для вещей предоставили, так что освободившись от ненужного груза мы пошагали завтракать. В первое утро выбор блюд был непрост, но мы справились. Угощали нас вкусненькими такими супчиками и салатами в ближайшей(боюсь соврать, но это у них вроде называется локанта) столовой, там же, где кушают и местные жители. Потом мы переместились в кафе, пить свой первый турецкий чай со сладостями, и решать кто куда пойдет в общественных делах.
Нас с Ленчиком отправили за билетами на местный автовокзал, предварительно вручив бумажку с нарисованным адресом гостиницы. Так получилось, что в этот раз мы путешествовали в неравном гендерном составе. В голове крутилось Борькино «і в Стамбульському привокзальному борделі звали її Роксоляна». Ну что же, делать нечего, поехали мы. Сначала чудом (по крайней мере для меня) мы выбрались на площадь Таксим, откуда, собственно, и можно куда-либо выехать. Тут транспортная развязка просто прекрасная. Для тех., кто тут живет) Мы же с Ленчиком повтыкав на схему линий местного метрополитена, не сказавшей насм особо ничего пошли расспрашивать народ. Самое клевое, что английский мы с Леной знаем одинаково хреново. Ну как хреново?- мы все прекрасно понимаем., и глядим на собеседника так.. умным взглядом, и даже говорить можем от части, но как-то медленно это у нас получалось. И вот стоим мы побреди площади, деловые такие, и спрашиваем приходящий мимо народ спик ли они инглиш. Прохожие отвечают преимущественноооо по-турецки, и как-то по моему матерно. Но это ниче. Главное в этой жизни что?-правильно, не бояться. Мы спустились в метро, где тетя популярно обьяснила нам что для добраться из пункта А в пункт Б на метро нам предстоит сделать то ли три то ли четыре пересадки. И это если ни разу не потеряться, а еще за каждую из них заплатить две лиры(10 грн) Вобщем, к моменту пока тетя договорила я прекрасно поняла одно: «не потеряться» «правильно пересесть 4 раза» при этом еще и найти автовокзал и благополучно купить билеты с моим счастьем абсолютно невозможно, и нужно строчно искать альтернативне логистические каналы. Благо, Ленчик девочка сговорчивая, щарящая, и спорить не стала.
Таксим-большая такая площадь. Людей так много, всех своим дую спик инглишем мы распугать не успели, так что завидев нас народ не шарахался(ура мегаполисам) и мы принялись за уже привычное интервьюирование. Англоговорящих найти не удалось, но тыкая пальчиком в карту с отчаяньем, написанным на лице у нас получилось встретить отклик у небезразличных турков,написавших на карте номер маршрута подходящего автобуса. Тот же человек активно жестикулируя придал направление нашему движению в сторону одной из остановок. В автобусе нас благополучно обсчитали, но это мелочи. Все равно получилось дешевле всех пересадок в метро, удобнее, быстрее, спокойнее и красивее. Автобусы в Стамбуле новые, дороги хорошие, трафик насыщенный, Водят там все лихо. Впечатление, будто все водилы в прошлом водили наши богданчики(может в прошлой жизни?). Но аварий мы не видели, и мне всетаки кажется, что такой стиль движения для них норма. Мне вцелом понравилось.
Автовокзал поразил размахом. Здоровенных таких несколько площадей, разделенных между собой торговыми центрами и офисами-представительствами местных транспортных компаний. Еще в Киеве, ребята почитав немного о Турецкой логистике выбрали для нас в качестве перевозчика компанию «Метро». Претензий нет: все вовремя, все приятно. Рекомендую собсно. Сама покупка билетов не заняла много времени. Ехали мы подготовленные с планом-конспектом: куда, когда, сколько и т.д. А вот очередная серия контактов с аборигенами - впечатлила. Мы девушки видные естественно, но чтоб так- три метра прошли-поклонник, еще три-еще один. И главное ни слова по-турецки не знаем, но сразу ясно- речи о любви до гроба, на край свету увезу, хоч-в Адану, хоч-в Анталию, а хоч-никуда не повезу, тут жить бум. Вах, девушки, оставайтесь с нами, ну и так далее. Пока мы дошли до нужного офиса- а это аж целую площадь пересекли- популярность наша выросла в разы, и мы познакомились с таким огромным количеством народу что аж страшно. Свиданий на следующий день была назначена уйма, и мы мысленно уже выбирали наряды: одеть полную обвязку со всем железом, или взять по ледорубу в руки, в качестве стильных аксессуаров. Вырвал из дымки размышлений над этим важным вопросом непонятно откуда взявшийся дядечка, и будто читая наши мысли схватил нас за руки воскликнул: «АдрЭс!!» благо, турецкие девушки так лихо смеяться не умеют, по всей видимости, потому как наш с Ленчиком хохот обескуражил несчастного, и адрЭс ему так никто и не сказал. Долго можно предполагать что именно пытался сказать этим дядечка, но вывод один: наш смех -он просто незаменим и непобедим.
Обратная дорога не вызвала уже былой бури эмоций, благо, ехать нам нужно было из конца в конец и потеряться мы просто не могли.
Вернувшись на уже знакомый Таксим мы протестили месную детскую площадку на стрессоустйчивость, покатались на качелях, погуляли по парку и всячески наслаждались детскими радостями жизни.
В день прилета в Турции был национальный праздник. Всюду были развешены флаги и портреты Ататюрка, украшены площади, и народ ходил в приподнятом, праздничном настроении. А еще в эти дни проходил Стамбульский фестиваль тюльпанов. И хотя народ не понял-мне было безумно радостно от окружающей меня цветущей, живой красоты. Огромные массивы были были засажены потрясающе нежными весенними цветами, разноцветными, с легким, еле заметным ароматом. Высажены в большущие композиции, радующие глаз и воображение.
Уморившись было решено поесть. Не откладывая в долгий ящик мы пошли есть по первому кебабу, пить айран после чего отправились довольные в гостиницу. Очень уж спать хотелось. Нас так и не поселили, но зато выделили место, где мы занялись упаковкой продуктов, переразделением снаряги и остальными оргвопросами. Но как-то я опять не о том.
Конечно же, усталость, отсутствие возможности хоть немножечко поспать сказалась на моих впечатлениях. Попытки хоть как-то их разобрать упорядочить и внятно описать заканчиваются исчерканной бумагой, так что пока так.
Вечером мы конечно же пошли гулять. Вечер-время этого дивного города. Живет Стамбул ночью. С приходом темноты городской муравейник достигает пика своей активности, и совершенно не получается остановить мгновенье, пока ты внутри бегущего потока. Стамбульские улицы захватывает стихийное движение человеческих волн, все бежит, шумит, спотыкается. Все вертится и от этого голова идет кругом. Улици наводняются машинами и людьми. Каждый городской обьект живет своей жизнью и кажется, что даже брусчатка издает тяжелые томные звуки. Если поднятся над этим всем повыше- в движении каким-то чудом появляется четко определенный порядок. Потоки движутся направлено, с одинаковой скоростью, и оттуда, сверху, создается впечатление работы одного слаженного организма. Окна домов горят ярким светом, и подмигивают друг другу лукаво через дорогу. На кованных внешних ступенях. На балконах и на крышах сидят веселые шумные компании. Развлекаясь веселыми историями. С заходом солнца на улицах становится холодно, но это совершенно не мешает всеобщему веселью и ощущению вовлеченности в странную городскую игру.
Вечером, когда мы пошли гулять, мы пытались все вместе, скопом посетить Голубую мечеть- глупость это была несусветная. Не нужно больше так делать. Оравой в 10 человек невозможно ни разглядеть что-либо, ни пощупать, ни ощутить, ни насладиться. Но.. все с опытом. Ее посещение дало мне намного больше, но это было потом. А пока
Вечерний город встречал нас радостно. Подсвеченные фонтаны весело брызгали разноцветной водой, люди спешили, а над этим всем стояли два больших и ярких архитектурных шедевра: Голубая Мечеть и Айя София, снисходительно наблюдая за окружающей суетой. Веет от них вековым спокойствием и мудростью, стойкостью, силою.. Меня София заставила опять достать книги. Мне снова захотелось живо читать и разгадывать, предполагать, допускать, придумывать… Это, наверное, и есть ее для меня чудо. Но это, опять таки, будет потом.
А пока в городе поднялся очень сильный и холодный ветер. Мы все здорово замерзли, и у нас совсем как-то растратились остатки сил. Бороться со стихией не хотелось. Хотелось согреться и уснуть, магнетизм Стамбульских улочек был побежден острой потребностью уюта. Мы поймали такси, и благополучненько стали в пробку. Мы знаем, что где-то несколько часов назад должны были приехать ребята- недостающая часть группы, но почему-то они не звонят и мы им дозвониться не можем. Нам предстоит жить вместе в горах, и мы еще ни разу друг друга не видели, и я ничегошеньки не знаю о них, кроме странного прозвища,, которым ребята называют старшенького.
Когда сдеть в недвижущейся машине нам надоело мы из нее вышли. У Сережки с собой был ЖПС, говорящий что нам «куда-то туда» вот мы и потулили в указанном направлении. Выйдя на тот же Таксим, мы разделились и пошли в гостиницу разными путями.
Тут, в гостинице и произошло долгожданное воссоединение всей группы, знакомство, и такой долгожданный, такой сладкий, спокойный, мирный сон. Пожалуй, роящийся и шумящий за окном мегаполис убаюкал так скоро и крепко, как не смог бы ни один баюн или сказочник. Грядущий день обещал быть длинным и насыщенным. И не обманул.
За ночь Стамбул преображается до неузнаваемости. Буквально за несколько рассветных часов из огромных горных полноводных рек, улицы превращаются в пересохшие ручейки, с мусором, оставленным когда-то бывавшими на берегах. Исчезает все: люди, машины, шум, свет, и только погасшие рекламные вывески выдают былую активность. Каждое утро в городе свежее, светлое, солнечное. Ребята разбудили меня часов в 10, и ощущение что в эту рань не спим только мы не покидало еще часа два. По обескровленным артериям города шагалось намного легче. Звон пробегающего мимо трамвайчика вызывал улыбку. Прогуливались неспеша, со вкусом, впитывая интересности поверхностью кожи, интуитивно поворачивая в правильном направлении. Часов в 12 город начал оживать, и по-утреннему бодрые люди, сидящие в уютных бульварных кафешках, встречались с нами пытливыми взглядами. Город просыпался потихоньку. Вальяжно. Размеренно. Некуда торопиться. Мир подождет до вечера. А мы витаминизировались фрешами, рядом с магазинами барабанов ручной работы, и жалели, что не увидим танцующих монахов
После, было знакомство с базаром специй. Там пахнет все. И пахнет охренительно. Радушные ребята жонглирующие и угощающие чем угодно, навязчивый сервис и вкусный свежий сыр.
А потом мы разделились и я совершенно не поняла собственного счастья. У меня была потрясающая возможность все осмотреть, рассмотреть, ощутить, а я бросилась искать остальных, и Борьку за собой потащила. Конечно же по пути мы встретили массу интересностей, и такие потрясающие улочки, и шедевральные дома, и храмы, и столько разных лиц, глаз, людей, но мое маниакально желание возеденить всю группы погубило все. Накорню. Да, мы нашли часть группы. Да, мы дошли до Топкапы, и да, мы поддались на уговоры что идти туда не нужно, потому как осмотреть его не хватит времени, и не стоит себя огорчать. И да. Мы пошли в кабак.
Зато благодаря этому я теперь знаю как нужно ходить. И что гамузом-не всегда правильно и нужно. ЖОпыт. О как.
Возвращение в Стамбул было для меня на столько крутой возможностью.. и я решила использовать ее по полной. Выйдя в семь утра на все той же таксим сквер, ощущение знакомого города неожиданно обрадовало. Завтракали мы уже в знакомой кафешке, со знакомыми официантами, вещи оставили в знакомой гостинице и пошли гулять по знакомой улице, по-новому ее для себя открывая, рассматривая вычурные розетки и сплетение паутинок нежных витражных окон. Мы шагали по спящему городу между поливающих машин и вдыхали запах мокрой брусчатки глубоко-глубоко, стараясь оставить его следы в памяти. В который раз оказавшись на берегу Босфора мы никуда и ни за кем не летели. Мы останавливали понравившиеся мгновенья и управляли временем. Мы баловали ножки прохладой мраморного моря и не хотели домой. Мы истоптали пяточками полгорода, мы ходили вдоль оборонных сооружений и щупали кирпичики, разглядывали, болтали, наслаждались духом города, и улыбались прохожим. Мы знакомились с людьми ,говорящими на неизвестных языках, Мы гуляли по колоритным кварталам и пробовали все, что казалось вкусным. Заходили в храмы, рассматривали старинные иконы и росписи, обнаруживали славянские надписи, и очень этому радовались. Мы наблюдали за студенческой демонстрацией и просто блукали. Мы гуляли по антикварным лавочкам и мастерским. Смотрели как изготавливают обувь, ковры, гравюры. Наслаждались одним словом. Потом мы спали в парке - и получили от этого такое удовольствие, что даже неудобно как-то.. И в гостинице мы еще спали, а потом стали читать путеводитель и опять спали. Потом проснулись, спрятали его подальше и спали до самого утра.
А потом, пока Боря жил в аэропорту, мы с соседями в гостинице пили пиво, катались на качеле, делились впечатлениями и надеждами. Они рассказывали о планах на путешествия, а я о свершившемся. И языковой барьер исчез через полчаса. И а один из ребят вдовеску рассказывал мне об исламе, мечетях и турецких традициях. И весь следующий день я провела в попытках записать хоть капельку нового, только открытого мира в свою память. Я блукала… Как сильно я блукала… Пару раз потерялась на столько, что стало страшно, и спросить было некого. В султанахмет я умудрилась попасть со 125 раза(ага, я упорная) и то, сев на автобус. Обратно я тоже ехала -правда уже с совершенно другого района. И поняла: по-настоящему почувствовать город, страну, мир - можно только показывая его кому-то другому. Так что со Стамбулом я совершенно не намеренна прощаться. Мы обязательно встретимся, когда мне захочется показать кому-то мир.