Автомобиль это не только средство передвижения, но и инструмент получения невероятной свободы. Особенно в отпуске, когда хочется успеть как можно больше. Тут сплошные плюсы - в автомобиле есть кондиционер (или печка), есть багажник (а значит не придется тащить покупки или тяжелые сумки), дети могут спать на заднем сиденье во время длинных перегонов. И кроме того, можно останавливаться и сворачивать там где вы захотите и когда захотите.
Взять автомобиль в прокат можно практически в любой стране Мира, но чтобы процесс был максимально приятным и после возвращения из отпуска вы не обнаружила на своей карточке финансовую дыру из-за списанных прокатной конторой денег стоит учесть несколько нюансов.
Я арендую машину, практически, в любой поездке - мы проехали на прокатной машине все Италию, Черногорию, Испанию, пересекли Штаты из одного конца в другой, арендовали микроавтобус и пикап в Тайланде и Малайзии и кучу всяких мелких машинок в других поездках. Поэтому этот пост будет основан исключительно на личном опыте.
Заранее все планируйте и оценивайте свои силы.
То какой автомобиль вы будите брать, на какой срок и где именно зависит от
плана поездки.
Маршрут
У многих прокатных контор есть опции взять в одном городе и вернуть в другом и можно без проблем на прокатном автомобиле проехать через всю страну. Чаще всего, такая услуга предоставляется за дополнительную плату, но иногда бывают варианты “перегнать автомобиль” из одного города в другой, и тогда либо не придется доплачивать, либо вам еще и сделают скидку за это. Подобная практика с “перегонам” есть у многих прокатчиков автодомов в Австралии, например. Но и по США можно попробовать найти такую опцию. Но в любом случае, вы должны заранее обговорить с прокатчиком где и как будете возвращать автомобиль.
Взять машину можно либо сразу в аэропорту, либо в городе. Иногда за сдачу и аренду машины в аэропорту есть дополнительный сбор. Но он чаще всего присутствует у тех компаний, у которых нет представительства в
аэропорту. Тут считайте сами, что будет выгоднее - на такси до города или проката, или сразу погрузится в автомобиль и забыть о проблеме с транспортом.
Обязательно прикиньте ориентировочный дневной пробег - бывает что автомобиль сдается в аренду с ограничениями по пробегу (например, максимум 300км. в сутки), а за превышение пробега придется доплатить. Тут тоже бывают варианты. Более редкий, это когда в машине стоит трекер и считает километры в сутки. Наиболее распространенный - километраж просто засекается по одометру и при сдаче считается среднее количество километров исходя из количества дней.
Необходимые опции
Навигатор и детские автокресла обычно в прокатных конторах стоят каких-то нереальных денег сравнимых с арендой автомобиля (около 10$ в сутки за опцию). А если вам нужен и навигатор и два детских кресла, то стоимость аренды увеличится практически вдвое. Но не обязательно это все брать у прокатчика.
В качестве навигатора подойдет мобильный телефон с установленными offline-картами. Мне нравятся кары Maps.me (только не забудьте заранее скачать нужные области карты). А детские автокресла можно купить в ближайшем супермаркете. Средняя цена за самое простое кресло будет около 30$ (именно за столько мы покупали кресла в США и Испании) и если вы берете машину на пару недель, то покупка окупится несколько раз. Потом кресло можно либо утащить домой и продать, либо просто подарить прокатной конторе, либо отдать нуждающимся если знаете как это сделать, все равно свою выгоду вы уже получили.
Кроме этого, стоит уточнить правила перевозки детей в конкретной стране, где-то ребенок до 12-ти лет должен быть автокресле, где-то только до 7, где-то автокресло не нужно (хотя, я считаю, что ребенка всегда надо
перевозить в кресле, но тут уж сами решайте и берите ответственность).
Дополнительный водитель
Эта опция тоже чаще всего стоит дополнительных денег в прокатной конторе. И тоже получается примерно +10$ к стоимости аренды в день. Заранее продумайте, действительно ли нужно чтобы к управлению были допущены два
человека или кому-то одному лучше побыть штурманом? Кроме этого, во многих странах никакая доверенность на управление автомобилем не нужна - за рулем может быть любой человек, у которого есть ключи и документы от авто (как в США). Поэтому вам может быть просто не нужно ставить прокатную компанию в известность о втором водителе? Проблемы могут быть при страховом случае, если авто управлял человек, на которого страховки нет. Но, во первых,
бывают дополнительные страховки (об этом ниже), а во вторых - можно попробовать поменяться местами в случае чего.
Да, существуют прокатные конторы которые добавляют второго водителя бесплатно. Но этот вопрос лучше уточнять при броне или уже на стойке аренды. Очень часто подобную опцию бесплатно предлагают сайты - агрегаторы, так же как и расширенную страховку. Поэтому бронирование через агрегатора бывает намного дешевле, чем напрямую с прокатной компании.
Возраст водителя тоже имеет значение, поэтому при прочих равных выбирайте водителем того, у кого стаж больше и возраст больше 27 лет - будет дешевле.
Ищите выгодные варианты
Цена
Сравнивайте и ищите выгодные варианты аренды на сайтах агрегаторах. Чаще всего машина с ручной коробкой передач и без кондиционера будет дешевле, чем с автоматом и кондиционером. Но не всегда. Например, в США еще надо постараться чтобы найти машину с механикой, а вот в Европе, за удобство пользования автоматом придется немного доплатить.
Иногда цена аренды кардинально меняется если немного “подвигать” даты аренды.Если разница получается в два раза, то почему бы не подгадать путешествие под более дешевый вариант?
Иногда при аренде “на месте” можно получить более выгодное предложение, но я всегда предпочитаю иметь подтвержденную бронь, сделанную через интернет. И если есть желание и возможность просто обхожу стойки проката в аэропорту и спрашиваю варианты. В Азии, например, у местных локальных контор можно арендовать автомобиль сильно дешевле, чем у крупных прокатчиков. А вот на Кипре мне удалось взять машину на две недели за 80 евро (да-да, две недели проката за 80 евро, с двумя водителями и полной страховкой) с помощью брони у агрегатора, а все варианты на месте были минимум в два раза дороже.
И вот, например как может выглядеть
аренда авто в аэропорту Милана
При практически, одинаковой цене, во втором варианте за дополнительного водителя не придется доплачивать. Поэтому еще на этапе планирования просто внимательно читайте то что написано на сайте агрегатора. Чаще всего там есть вся нужная информация и куча дополнительных бонусов.
Автомобиль
При прочих равных, чем ниже классом автомобиль, тем дешевле. И, чаще всего, конкретную модель арендовать нельзя. Если хотите конкретный автомобиль, то придется либо искать варианты с гарантией (чаще всего это либо автомобили премиум класса, либо мелкие прокатчики), либо выбирать на месте и того что доступно в данный момент.
Вы бронируете только “класс” автомобиля, а конкретную марку и модель узнаете только забрав авто со стоянки. Иногда у прокатчиков выходят накладки и вам выдают автомобиль классом выше, чем забронированный.
Считайте, что вам повезло :)
Конкретный класс выбирайте исходя из планируемого маршрута, количества человек и багажа. Если вы вдвоем катаетесь по Европе, то можно обойтись самым простым и дешевым вариантом, а вот если у вас семейная поездка, которая предполагает длительные перегоны и множество чемоданов, то может быть стоит взять автомобиль классом повыше чтобы сделать путешествие более комфортным?
Кроме этого, разные автомобили в разных странах взять в прокат проще. Например, в ЮВА вы без проблем найдете пикап в прокат, в Европе можно найти электромобили, а в США что-нибудь с мощным двигателем и огромного размера.
Контролируйте процесс
Звучит очевидно, но всегда проверяйте и читайте условия аренды. Внимательно изучите условия эксплуатации и сдачи автомобиля.
Осмотр автомобиля
Бывает вариант, что машину надо вернуть с полным баком бензина, а бывает, что берешь с полным, а вернуть надо с пустым, потому что стоимость бензина уже посчитали. Так зачем переплачивать и доливать “лишний” бензин? Чаще всего бывает вариант - сколько бензина взяли, столько и надо вернуть, так что внимательно проверяйте данные в акте приемки авто.
Еще на стоянке прокатной конторы внимательно осмотрите автомобиль внутри и снаружи и отметьте повреждения не только в бумажном акте, но и сфотографируйте. Не поддавайтесь на уговоры в духе “ой это маленький скол, мы такие не считаем”. Их посчитают, когда дело дойдет до сдачи автомобиля. Поэтому все фиксируем всеми возможными способами.
Если у прокатной компании есть опция быстрого получения и быстрой сдачи автомобиля (об этом обычно пишут на сайте) рекомендую воспользоваться, тем более, что чаще всего, для этого надо просто зарегистрироваться на сайте. А
то может быть как у нас аэропорту Мальпенса
Кстати, отменяемую бронь хорошо бы иметь по этой же причине. Если бы можно было, мы бы отменили бронь и ушли в одно из соседних свободных окошек, а не стояли бы 2 часа в очереди.
Локальные особенности
Если в стране есть платные дороги, хорошо бы заранее купить “проездной” - так поездка будет дешевле. В Европе еще пригодятся специальные бумажные часы, для того чтобы отмечать время начала парковки (продаются на
заправках) и не всегда есть в прокатных машинах.
Кстати, очень полезно будет ознакомиться с местными правилами дорожного движения. Понятно, что правила движения везде более-менее одинаковые, но бывают различия в скоростных режимах, и всякие локальные дорожные знаки.
Самое важное, изучить правила парковки и знаки, которым обозначается парковка в той или иной стране, чтобы не пришлось потом искать эвакуированный автомобиль.
Мы как-то в США сдали задом буквально 10 метров (проехали заезд на парковку) в городе и схлопотали штраф в 300$ за это, потому что дорога оказалась автострадой, несмотря на то что проходила по городу и там было ограничение в 30 миль в час.
А в Италии заплатили около 70 евро штрафа за парковку. Оказалось, что парковаться так как мы припарковались можно, но только по вторникам и четвергам.
Оплата
Для всех расчетов с прокатной компанией лучше использовать кредитную карту, именно кредитну, а не дебетовую. Я для таких случаев специально ее себе сделала.
Чаще всего, при аренде у вас потребуют депозит и только очень маленькие локальные конторы согласятся взять его наличными (или вашим паспортом :)) ). Все более-менее крупные прокатчики будут просто блокировать сумму депозита (у разных компаний разная) на карте. А вот разблокировка происходит как-правило в течении месяца после сдачи машины. Депозит берется на случай штрафов или если вы повредите автомобиль, тогда сумма депозита или штрафа просто удерживается из него. Естественно, более удобно и логично “блокировать” виртуальные деньги банка, а не ваше кровно-заработанное.
И еще один нюанс - владельцем кредитки и главным плательщиком должен быть основной водитель. У меня пару раз были ситуации, когда кредитка моя, а водитель муж - пришлось мне становится водителем и рулить весь отпуск.
Предусмотрите неприятности
Хорошо бы еще до того как вы выедете со стоянки прокатной конторы представлять что делать если вы пробьете колесо, где лежит огнетушитель, запаска и домкрат. Куда звонить в случае дтп? Где искать машину если ее эвакуировали?
Ну и самый важный момент страховка.
Чаще всего все машины застрахованы по аналогу нашей ОСАГО, т.e. застрахована ваша ответственность в случае других лиц. А вот если вы въедете в столб и поцарапаете машину об стену дома то тут возможны варианты.
Но можно дополнительно купить и полную страховку.
Самое распространенное - страховка с франшизой. В этом случае, вы платите только стоимость франшизы, остальной ремонт прокатчик делает сам. Размер франшизы бывает разный и должен быть прописан в договоре страхования.
Обычно эта сумма бывает около 500$, иногда больше, иногда меньше. Т.e. если ущерб больше 500$ вы заплатите только 500$, а вот если меньше, то придется оплатить все полностью.
Все эти условия и варианты должны быть четко прописаны в договоре страхования и на сайте прокатчика.
Вот пример, как грамотно можно представить эту информацию (сайт агрегатор cars-scanner.com ).
Но и тут есть выгодное решение - можно купить дополнительную страховку у стороннего страховщика. Подобная страховка не зависит от того в какой прокатной компании и какую машину вы берете и оформляется на конкретного человека. В случае дтп, вы разбираетесь с прокатчиком и его страховой. При необходимости оплачиваете все, что должны по договору проката, но параллельно собираете бумажки, которые потом предъявляете в свою страховую и они покрывают все ваши расходы. В этом варианте немного больше бумажной волокиты, но выгода в цене страховки получается довольно существенная - за 100$ можно купить страховку на год, которая будет работать в любых странах неограниченное количество раз. Если часто арендуете машину - это то, что нужно.
Обязательно уточните входят ли в страховку услуги по эвакуации или помощь на дороге. Надо ли будет платить за проколотую шины или расколотое камнем лобовое стекло? Например, при аренде авто в США чаще всего включена помощь на дорогах, но только в радиусе нескольких сотен километров от места аренды. Мелкие прокатчики чаще всего отдельно оговаривают, что за пробитое колесо или стекло придется заплатить вам.
Еще очень важно обратить внимание на то, разрешено ли вам на прокатной машине ездить не по дорогам общего пользования. Например, съехать на берег озера? Или проехать по дороге в поле? Чаще всего это запрещено. Конечно, никто не сможет проверить, но если что-то случится, то вас никто не спасать не будет, а если узнают, то еще и штраф выпишут.
Закончить, пожалуй, можно главным советом - внимательно читайте, то что подписывайте, не стесняйтесь задавать вопросы и уточнять нюансы. И удачного
путешествия!