Путешествия, планирование и личная жизнь.

Apr 18, 2016 09:02



Рассказывала вчера на Фотофоруме в Москве про свой подход и опыт в организации фототуров одного фотографа и его семьи и делилась своим опытом по поиску локаций для фотосъемки. В конце немного рассказала про то откуда брать на это все деньги :)
Было очень приятно видеть знакомые лица. И большой неожиданностью для меня стало что не хватило визиток - довольно большая пачка разошлась как горячие пирожки и у меня не осталось ни одной. Придется заказывать себе новые :)
Многие спрашивали про запись выступления. Не знаю будет ли она, но камеры в зале я как-то не заметила, может быть она была где-то спрятана. Но со своей стороны выкладываю презентацию, ну а чтобы у вас, дорогие читатели, было тотальное ощущение присутствия еще и практически дословную речь.
Читайте, разглядывайте, наслаждайтесь. Буду благодарна на отзывы и комментарии чтобы учесть их в будущем.


Выглядело все примерно вот так:


Я фотограф, тревел-блогер и амбассадор компании fujifilm. Но это в основном по ночам, на рассвете и в выходные, а в обычной жизни, я программист в крупной корпорации и воспитываю двоих дочерей.

Тут недавно была новость, что ученые обнаружили ген тяги к путешествиям. По их словам такими генами обладает 20% населения Земли, и судя по всему у меня их в избытке. Я чувствую себя очень неуютно если на ближайшие пару недель в календаре не запланировано ни одной поездки. И сейчас постараюсь рассказать про свой подход к планированию поездок, что нужно сделать и учесть чтобы повысить шансы привести красивую фотографию из путешествия и про то как мне удается совмещать частые путешествия с семьей и работой,



Я тут немного посчитала и посмотрела производственный календарь на 2016 год, и получается что при обычной офисной работе со стандартными праздниками и выходными в путешествиях можно проводить практически треть года - 147 дней. и это не считая того что иногда можно брать несколько дней по собственному желанию.

Свободное время можно потратить разными способами, отличающимися степень безумности.



Самый безумный, но в тоже время не расходующий рабочее время вариант - скататься куда-нибудь перед работой. Дети остаются дома, их в сад отводит папа, я встаю в 2-3 часа ночи в зависимости от того насколько далеко надо ехать и во сколько рассвет, еду, потом час-полтора фотографирую и еду назад попивая кофе в пробках. Обычно в офис успеваю часам к 11, что и за опаздание то особо не считается.
У меня есть несколько любимых мест в паре часов езды от Москвы куда я стабильно езжу уже несколько лет по утрам перед работой. Самое дальнее - Переславль Залесский, там каждой лето проходит фестиваль воздухоплавания "Золотое Кольцо России" который я непременно езжу снимать утром в будни, потому что в выходные ехать по Ярославскому шоссе и назад для меня равносильно самоубийству.

Но есть места и ближе - в 40км от моего дома у станции Томилино в Люберцах течет речка Пехорка которая зимой просто преображается. Ехать сюда надо исключительно зимой и исключительно в морозную погоду, летом тоскливо. А зимой благодаря тому что выше по течению сбрасывают теплую воду река парит и все вокруг покрывается инеем.
Таких мест у меня довольно много и когда со временем совсем швах и все выходные забиты я перестаю спать и катаюсь вот на такие рассветы.

Следующие два варианта поездок менее безумные и отличаются по сути только продолжительностью. Я их разделила на небольшие поездки выходного дня (сюда же попадают не очень длинные праздники) и длинные отпуска за которые можно проехать несколько тысяч километров, чаще всего в какой-нибудь другой стране. Подход к таким поездкам у меня следующий - автомобиль, дети, 300 километров в день, ночевка в палатке или гостинице в зависимости от настроения и погоды.

На обычные выходные мы просто выбираемся куда-нибудь с палаткой, выезжаем из города либо в субботу утром либо в пятницу вечером, расстояние чаще всего 150-200 км от дома в зависимости от того по какой трассе ехать, тут самое главное чтобы все были довольны, и дети не устали в машине. Потом семья спит в палатке, я снимаю на рассвете, потом я возвращаюсь в палатку досыпать, а дети с мужем просыпаются и готовят завтрак. Для таких поездок в лес мы стараемся выбирать довольно глухие места, где по близости не будет людей, иногда ездим на разведку, иногда на уже проверенные локации, тут все по настроению и желанию.

Если свободных дней больше двух то можно придумать какой-нибудь более длинный маршрут. Но подход все тот же - автомобиль, 300км, ночевка в красивом месте, просыпаемся и едем дальше. Например, на три дня мартовских праздников мы ездили по маршруту Москва-Суздаль-Кинешма-Судиславль-Кострома-Москва. Утром семья спит, а я еду снимать, иногда снимаю в городе в котором остановились, иногда ищу что-то вокруг. Из Кинешмы я каталась в деревню Парское - 50км в одну строну чтобы снять там рассвет с монашкой. А днем стандартные семейные развлечения - катание на ватрушках, осетровая ферма и валяние в сугробах.



Если дней больше трех, то уже можно подумать о том чтобы куда-то слетать на самолете. В такие короткие поездки с самолетом мы детей с собой обычно не берем и летаем с мужем вдвоем. Просто потому что с детьми это будет в два раза дороже. Тут главное по максимуму использовать свободное время, например, можно вылетать в пятницу вечером после работы и возвращаться в первый рабочий день рано-рано утром чтобы сразу успеть в офис. Довольно тяжело физически, но через неделю вы о усталости и не вспомните, а яркие воспоминания и красивые фотографии останутся. Таким образом мы летали в Варшаву и Краков на 4 дня, я для примера расписала эту поезду.

Направление в Варшаву выбиралось просто потому, что была акция на авиабилеты и нам они достались практически бесплатно - за мили. 0 день - перелет из Москвы в Варшаву. Нулевой он потому что не требует затрат рабочего времени - вылетали мы поздним вечером рабочей пятницы. В Варшаве есть возможность погулять и пофотографировать ночной город, а также шанс что-то снять на рассвете. Следующий день - на поезде из Варшавы в Краков, в Кракове можно погулять днем и присмотреть места для вечерней и рассветной съемок. Следующий день целиком посвящен Кракову, снова можно ходить, гулять и присматривать локации для рассвета. Закаты я не очень люблю, особенно в туристических местах - всегда очень много людей и как-то ни разу не получалось снять что-то стоящее на закате, поэтому в поездках всегда наибольшие ставки делаю на рассветы. И последний день в Кракове это последний шанс снять что-то на рассвете и пора отправляться на поезде обратно в Варшаву. В Варшаве мы успеваем на закат, а утром ест шанс снять что-то на рассвете перед тем как нужно будет отправляться в аэропорт. В таких туристических городах я всегда стараюсь забронировать отель максимально близко к нужной мне точке съемки, грубо говоря, так чтобы на рассвете оставалось только выйти на улицу и можно уже снимать. А если повезет и из отеля будет сразу открывать нужный вид, то можно просто поставит камеру на автоспуске на подоконнике и вообще не просыпать, правильно настроенная камера сама включится и снимет рассвет.



Ну и последний тип поездок самые клевые - это когда можно в течении нескольких недель каждый день ночевать и фотографировать в новом месте. Такие поездки я стараюсь довольно тщательно планировать, искать заранее места для съемок, бронировать гостиницы в нужных локациях от которых можно до точки съемки дойти пешком, заранее ищу что-то необычное и интересное по маршруту.
Например, прошлой осенью мы 2 недели ездили по сельской Испании, не заехав ни в один крупный город кроме Малаги которая была точкой старта - только небольшие городки и деревни. А вот при поездке по США наоборот хотелось захватить все самые известные и раскрученные природные достопримечательности - Гранд Каньон, долину монументов, Долину Смерти.



Итак, о чем надо не забыть при планировании поездки, особенно если путешествие длинное, а передвигаться вы планируете много.
- перегоны по 300км, для нашей семьи это оптимальное расстояние которое можно проехать так чтобы все члены комманды получали удовольствие. Тут достаточно времени на всякие непредвиденные ситуации и отклонения от маршрута, в тоже время за 300 км можно успеть уехать достаточно далеко от предыдущей точки чтобы ландшафт и пейзажи сменились. Если у вас на каждый день забронирован отель, то если что-то в пути пойдет не так, и одна ночевка сместится, то вы рискуете пропустить все остальные. При небольшом перегоне, шансов опоздать намного меньше. Или например, если вы вдруг встретите утром в кафе местного старичка который расскажет что вот тут в 50-ти километрах от города есть потрясающая деревушка с главной площади которой открывается шикарный вид и вы не будете долго колебаться и гадать успеете ли за день проехать весь намеченный маршрут, а просто поедите смотреть еще одно новое и интересное место. Ну и еще мой принцип - если в какой-то день пришлось ехать больше 300 километров (ну, например, не было ничего интересного по дороге), то в следующий день перегон сокращаем чтобы все успели отдохнуть от дороги снова захотелось двигаться.
- в начале и особенно в конце путешествия заложить несколько дней на одном месте. Если вы прилетели на самолете и брали машину в прокат, значит в городе с аэропортом. Это на случай какой-то большой неприятности типа поломки машины, ну и просто чтобы все-таки насладиться бездельем и расслабленным отпуском напоследок. :)
- я очень вдумчиво всегда подхожу к выбору отелей. Бронирую практически всегда через сайт booking.com за исключением тех случаев, когда отеля нет в их системе. Тогда списываюсь в отелем напрямую. Рейтинг смотрю больше 7, при этом особое внимание надо обращать на условия размещения детей, иногда двухместный номер к кроватью для ребенка выходит дороже, чем более просторный номер в котором уже есть диван и на котором можно детям спать бесплатно. Очень большое внимание уделяю месту расположения отеля - важно чтобы я могла из него в течении получаса добраться (не важно пешком или на машине) до предполагаемого места рассветной съемки. Тогда получается, что семья спит и получает удовольствие от отдыха, а я снимаю и тоже получаю удовольствие и все довольны.



Теперь про то как же искать и придумывать места для поездок. С заграничными поездками все более-менее понятно, обычно они все-так строятся вокруг достопримечательностей типа "обидно же будет не посмотреть". А вот найти что-то интересное и красивое в средней полосе России, особенно если вы стараетесь выбираться куда-нибудь каждые выходные и все уже изведано иногда бывает не тривиальной задачей.



Самое первое с чего я обычно начинаю поиск мест - самое банальное. Поиск в гугле. Банальный запрос "интересные места тульской области" и дальше начинаю исследовать результаты. Очень полезно иногда бывает посмотреть не текстовые результаты поиска, а картинки, они тоже могут навести на интересные мысли.
Eще очень выручают всякие фотосайты и фотографические сообщества, я всегда когда вижу там красивый пейзаж стараюсь выяснить где именно это снято, и найденную точку помещаю на карту. Такие потенциальные места для пейзажных съемок я и мои друзья нанесли на карту в гугле - адрес карты на экране. Теперь когда возникает непреодолимое желание куда-нибудь поехать поснимать, можно просто посмотреть карту и попробовать найти подходящее место.



Для более точного ориентирования на местности подойдут спутниковые карты, тут я использую два сервиса.
Панорамио - сразу видно какие именно снимки сделаны в том или ином месте. Фотографии тут не всегда отличаются особой художественностью, но общее представление составить можно. Главное не забывать что координаты к фотографиям добавляют сами пользователи, а значит там могут быть неточности.
И Викимапиа, где отмечены все особенности местности, а многие места снабжены описаниями от местных жителей. На спутниковой карте, например, хорошо видно если до дорога в нужное место, где лес, где река, и есть ли мостик через реку, можно даже оценить вероятность появления лодки на берегу.
С точки зрения фотографа в средней полосе России и дельта окрестности Москвы интерес могут представлять церкви, монастыри, усадьбы - их обычно строили в красивых и живописных местах, реки и пруды, геологические образования, типа скал и холмов, техногенные объекты - терриконы и карьеры.



Когда с местом съемки определились, осталось понять в какое время туда лучше всего приезжать чтобы поймать идеальный свет. Самое лучшее время для пейзажной съемки 40 минут до рассвета и 40 минут после, с закатом интервал примерно такой же. Есть замечательная программа ThePhotographerEphemeis которая показывает направление заката и рассвета с привязкой к карте и их время. Версия для компьютера у них бесплатная, а за приложение для мобильника придется заплатить. Зато уже на месте можно понять на какую именно точку надо идти чтобы снимать восходящее солнце и значительно повысить шансы на получение хорошего кадра.

Как пример вот снимок с одной из локаций в Тульской области. Грубо-говоря, если бы я пошла снимать рассвет в противоположного холма, то не сняла бы абсолютно ничего, потому что все что с него видно было бы в тени.




Напоследок хочу рассказать про самый животрепещущий вопрос - а откуда деньги то? Самое банальное и первое, что приходит в голову когда фотограф начинает задумываться о монетизации своего труда и увлечения - продажа фотографий на стоках.
Я в столбик выписала фотостоки с которыми работаю, выписала в порядке убывания дохода. При этом наибольший доход приности шаттерсток и он идет с отрывом от остальных где-то в 3.5 раза. Отдельно я вынесла отечественный фотобанк Лори, потому что они единственные кто продает российские реалии. Т.е. если вы вдруг и пропихнете на шаттерсток фотографию улицы Ленинина в Урюпинске, то ее вряд ли кто-то осознанно купит, а вот на Лори ее купят и не один раз, кроме всего прочего у них очень отзывчивая поддержка, и очень толковый форум особенно для новичков и тех кто только хочет попробовать себе в стоковом бизнесе. Но если вы решаете работать со стоками, то не стоит забывать что более-менее прогнозируемый и ощутимый доход который можно использовать в планировании бюджета начинается где-то от 1000 фотографий в портфолио.
Если вы хорошо фотографируете и можете писать более-менее связные тексты то монетизировать увлечение фотографией может помочь ведение блога или тематического сайта. Понятно, что придется потрудится чтобы раскрутить свой ресурс и добиться высокой посещаемости, зато потом можно будет пожинать плоды своего труда.
Монетизировать блог можно несколькими способами - самый банальный из них - размещение контекстной рекламы - это те самые баннеры от Гугла и Яндекса в которых вы очень часто видите то, что искали сами совсем недавно. Сразу скажу, в моем случае такая реклама позволяет окупить разве что хостинг. Наверное, я что-то делаю не так 😃
Еще один способ заработать на читателях блога - это партнерские программы с отелями и продавцами авиабилетов. Выглядит это следующим образом - вы размещаете у себя на сайте форму с поиском отелей или билетов, и если через вашу форму было что-то забронировано или куплено получаете процент. Такие партнерские программы очень удобно собраны на сайте travelpayouts.com, там можно настраивать вид баннера и формы поиска, следить сколько раз пользователи что-то искали, а сколько раз покупали, ну и переводить заработанные деньги на карточку сервис тоже позволяет.
Еще один способ путешествовать бесплатно - это блогтуры. Многие управления по туризму стран организовывают специальные поездки для журналистов и блогеров чтобы они потом могли познакомить своих читателей со страной. Так, по приглашению министерства туризма я ездила в Иорданию, Черногорию и Финляндию. Автомобильные компании тоже очень часто организуют тест драйвы для журналистов в других странах и городах. Понятно что чтобы вам начали приглашать в такие поездки надо писать про автомобили и быть авторитетом в этой области, но такая возможность есть. Например, по приглашению компании Опель я побывала в Германии, а в прошлые выходные вернулась с тест-драйва автомобилей Лексус в Сочи. Кроме всего прочего многие компании организовывают поездки на свои заводы и производства или вот паромная компания Finnlines очень часто приглашает блогеров совершить путешествие на пароме из Хельсинки в Любек и написать об этом, при этом все расходы на поездку оплачиваются.

Неплохой способ сэкономить на билетах - использование миль. Чтобы накапливать мили не обязательно летать, можно сделать себе пластиковые карту которая позволяет накапливать мили за покупки. Сейчас такие предложения есть практически у каждого банка. И все что от вас требуется - платить картой при любой возможности и не пользоваться наличными деньгами.

И отдельный способ экономии в путешествии которые вы планируете сами себе - это бартер с отелями прокатными конторами. Во время подготовки к путешествию я обычно выбираю несколько подходящих мне отелей и рассылаю им письма в которых предлагаю предоставить фотографии которые сделаю в отеле и написать про них статью в обмен на несколько дней проживания. Многие отели такое предложение устраивает, тем более что затраты со стороны отеля тут не очень существенные - так бы номер простаивал, а получается, что по цене, грубо говоря, уборки они получают пачку профессиональных фотографий и статью, благодаря которой к ним приедут новые туристы. Все в выигрыше.



Вот рад интереса я расписала нашу с мужем поездку в Каппадкию по маршруту Москва- Стамбул - Кайзери - Стамбул - Москва. Билеты Москва-Стамбул были куплены за мили, за 3 ночи в отеле в Каппадокии я расплатилась статьей и фотографиями. И все расходы за 4 дня на двоих человек составили примерно 350 долларов. И это с учетом того, что сделанные в поездке фотографии я потом загрузила на стоки и она благополучно продаются, а 350$ это меньше месячного дохода со стоков. Получается что поездка на двоих окупилась меньше чем за месяц.

Ну и последний слайд, наверное, должен быть про технику?


Автомобиль для поездки. Они может быть любым. Многие считают, что для путешествий нужен специально подготовленный дорогой большой автомобиль, но это не так. Мы ездили в путешествия и на Фиате Уно (это такая машинка чуть больше Оки) и на Форде Фокусе, и на Сузуки SX 4, и на серьезных внедорожниках типа LandRover Discovery и Toyota LC200 и ни разу не было что бы не смогли доехать до нужного места. Поэтому если вы действительно хотите ехать - надо просто брать и ехать.
Летом мы обычно ездим с палаткой поэтому багажник машины забит под завязку разным шмурдяком который, как мне кажется, в случае катаклизма или зомби апокалипсиса позволит нам прожить в тайге около 2 месяцев безвылазно. Тут и палатка, и топор, и казан, и спальники, и запас одежды, еды и консервов, ружья и ножи на случай если придется добывать дичь и вялить мясо.
Аптечка - огнетушитель - запаска - написала просто для того чтобы лишний раз напомнить что они должны быть в каждой машине.
Вне зависимости от погоды всегда беру с собой резиновые сапоги. Во первых, в любой момент может пойти дождь, во вторых в сапогах можно ходить по болоту и реке и искать интересные точки съемки, а в третьих на рассвете летом бывает роса и в кроссовках по ней ходить не очень комфортно.
Так же не лишней будет запасная пара обуви. В США я как-то утром снимала рассвете на озере Моно, а берега у него немного болотистые и топкие, и я как-то увлеклась и не заметила как оказалась по икры в топкой и вязкой жиже которая меня затягивала все глубже и глубже. Выбраться оттуда я смогла только принеся кеды в жертву духам озера, наверное они и сейчас где-то там в трясине, а может быть разложились уже под действием солей озера. Так или иначе мне пришлось возвращается к машине босиком, а на улице было около 0 градусов, хорош что в машине были запасные ботинки.
Всегда беру с собой термос с горячим чаем.
Ну и телефон- навигатор. При этом в телефон всегда скачиваю карты которые работают без доступа к интернету. Можно для этих целей закешировать нужный участок Google Maps, а можно воспользоваться приложением Maps.me. Оно работает без доступа к интернету при этом сами карты достаточно точные и на них отмечены проселочные дороги которые очень здорово порой облегают ориентирование на местности.

Ну и фототехника. Когда я куда-то летаю без детей то всегда вне зависимости от длительности поездки обхожусь только рюкзаком в ручной кладью в который помещается и фототехника и одежда.
Из техники всегда беру с собой штатив, потому что никогда не знаешь когда приспичит снимать звездное небо, и стоит только его не взять с собой, как тут же находятся сюжеты которые, по закону подлости, надо снимать исключительно со штатива.
2 камеры, сейчас у меня Фуджи про 2 и фуджи t10, две из соображений отказоустойчивости на случае если с одной что-то случится, и потому что очень удобно бывает снимать на две камеры с разными объективами. Запасные батарейки, флешки, ноубтук, зарядные устройства.
Всегда беру с собой gps логгер от компании loc.me. Муж шутит что это чтобы он потом мог найти мои бренные останки на берегу какого-нибудь болота из которого я не смогу выбраться - логгер умеет транслировать координаты в реальном времени в интернет. Но я использую его для того чтобы записывать трек маршрута который потом пригождается для того чтобы прописать gps координаты в фотографии.

Это пожалуй все, что я могу я об этом рассказать.

Презентацию в интерактивном режиме можно посмотреть по ссылке https://prezi.com/zdalg4fhduq3/presentation/#

подписаться чтобы не пропустить ничего интересного
Я в других социальных сетях:  [Google+ ][ Facebook ] [500px] [Instagram]
Купить мои фотографии: [Lori] [Shutterstock] [Dreamstime] [Istockphoto]

фотография, фотосъемка, умности

Previous post Next post
Up