Дворянское наследие Тарусского уезда.

Aug 18, 2015 17:29



Таруса сегодняшнего дня все больше и больше становится непохожей на тот уездный город который так любили Русские поэты и художники. Сейчас она все больше и больше трансформируется в дачный поселок для москвичей, желающих провести выходные на берегу Оки. И даже раритетный дебаркадер исполнявший раньше роль летней пристани заменили на новое металлическое плавучее нечто. А деревянные лодочки все больше и больше уступают место современным катеркам и яхтам на песчаных берегах реки.
Но остатки былой роскоши и культурно-исторического наследия еще можно найти если основательно поколесить по проселкам и петляющим дорожкам Тарусского уезда Калужской губернии. На этот раз помощь в исследование окружающего мира нам оказывает белоснежный Lexux GX460.


Встретили рассвет в Тарусе и будет. Много раз уже были в этом городке и все равно кроме лодочек на рассвете ничего нормального сфотографировать не могу - каждый приезд сюда заканчивается ленивыми выходными когда хочется созерцать и ничего не делать.




Ближе всего к Тарусе расположилась усадьба Истомино. Ориентиром при поездке сюда из Тарусы может служить деревня Похвистнево перед въездом в которую и мостом через Тарусску надо свернуть налево и дорожка выведет аккурат к возвышающемуся на холмах Истомино.


Высокие берега реки Тарусски сейчас все больше застраиваются безликими и однообразными коттеджными и дачными поселками и взгляд отправляющийся гулять по просторам все чаще и чаще натыкается на забор или чью-то крышу. А чтобы выехать к берегу реки теперь приходится основательно поплутать по хитросплетениям улиц и проездов среди дач и коттеджей, а так же телепортироваться через парочку шлагбаумов и заборов. Но наличие полноприводного автомобиля с хищной мордой добавляет +1000 к возможностям телепортации. И дело тут не столько в высоком клиренсе и способности переехать траншею, сколько в преклонении властелинов шлагбаумов перед белым демоном. Иногда, размер имеет значение и априори доказывает статусность.


Вообще, подобный эффект я ощущала разве что на черном LC200 - когда на дороге вокруг него образовывалась зона отчуждения - никто не хотел лезть под колеса. Оказывается аналогичный эффект вызывает и белый большой Лексус - стоит только помигать поворотником как даже в самом плотном потоке образуется место для перестроения, при выезде со второстепенной дороги поток остановится и будет демонстративно пропускать - чудеса да и только.

Когда-то в этих местах жило семейство Толстых, именно они и построили в 18 веке усадьбу и чуть позже церковь, по историческим данным писатель Лев Толстой неоднократно бывал в этих здесь. А возможно, и принимал участие в праздниках проводившихся в парке раскинувшимся на берегах реки за усадебный домом - выставляли столы, в гроте устраивалась своеобразная сцена для музыкантов.






Чуть позже, скромная усадьба принадлежала теще Кутузова. Усадебный дом вполне можно принять за обычную двухэтажную хрущевку и только притаившийся в кустах остов грота может навесит на мысли о не совсем обычной истории этих мест.


Усадебный дом сохранился, но не том виде в котором его задумывал архитектор - в ходе реконструкции в 1900-х годах утрачен балкон и колоннада.

Если ехать из Истомино дальше в сторону Калуги то петляющая среди деревень дорога приведет в Барятино.
Правда, по дороге иногда попадаются разные сюрпризы и если способностей к телепортации Лексуса вполне хватает для комфортного и незаметного преодоления выбоин на дороге глубиной пару десятков сантиметров, то перед упавшей березой даже он может спасовать. Вообще, складывается впечатление что этому автомобилю абсолютно все равно по какой поверхности ехать, асфальт, гравий, разбитый асфальт, очень-очень разбитый асфальт, проселок - в салоне ощущаются совершенно одинаково - тишина и комфорт. Да, он раскачивается и кренится в повторах, но и выглядит не как гоночный болид. Чуть больше повадок легкового автомобиля появляется если перевести пневмоподвеску в нижнее положение и включить спорт режим на коробке.




Усадьба Барятино первоначально принадлежала княжеским родам Голицыных и Барятинских, но расцвета достигла при князе Дмитрие Горчакове, сын которого стал губернатором Калужской области в начале 20-го века. Именно он осуществил реконструкцию старого барского дома, получившего экстерьер в «русском стиле» и усадьба обрела именно тот вид в котором дошла до нас.


Князь Дмитрий Горчаков (между прочим, внук писателя-сатирика Дмитрия Петровича Горчакова) часто ездил в Европу, любил искусство и имел непреодолимую тягу к коллекционированию прекрасного. Поэтому в усадьбе была обширная коллекция произведений искусства - в том числе работы Рубенса, Ватто, Бушардона, Юбера Робера, Прудона, Жерико. Когда после октябрьской революции и ее "отобрать и поделить" сын князя (тот самый, который был губернатором Калужской области) был сослан в Тобольск, а его жена расстреляна "при попытке к бегству", коллекция предметов искусства была надежно спрятана и благодаря этому не была разграблена и позже попала в музейные фонды Эрмитажа и Третьяковской галереи.


Само село Барятино производит позитивное впечатление - в усадебном доме сейчас расположена школа. Ну и пусть вместо тройки лошадей теперь у крыльца игрушечный коник из бревен, пусть на заднем дворе заросшая травой по случаю лета спортивная площадка, а рядом с входом вместо шикарных гортензий незабудки в клумбах сделанных из покрашенных покрышек, но зато усадебный дом продолжает жить.


На другой стороне дороги огромное и непропорциональное здание конюшни из красного кирпича с коваными дверными петлями и решетками на окнах




А в деревянном доме причудливой планировки, выкрашенном небесно голубой краской, разместился сельский клуб и библиотека. Бесплатная дискотека по пятницам - ну красота же. Прям представляются деревенские девчонки в юбка в горох и парадно-выходных туфлях поднимающиеся к КЛУБ по скрипучим ступенькам.


Ну и пусть рядом с клубом современный особняк в три этажа за кирпичным забором с коваными воротами в сельской школе до сих пор зимой топят углем, который дожидается своего часа в ангаре на заднем дворе - зато здесь красиво и как-то даже уютно.


Еще одно дворянское гнездо Тарусского уезда находится рядом с Алексиным. Усадьба Колосово первоначально принадлежала семье Дмитрия Черткова, который в 1860-ые годы был предводителем тарусского дворянства, имел титул коллежского советника. Затем перешла к Клавдию Никандровичу Пасхалову - сыну боевого кавказского офицера.

Именно Пасхалов в ходе реконструкции предал усадьбе готический вид. Пасхалов был оппозиционером и членом русского монархического общества, почетным членом Русского Монархического Союза и выступал за сохранение монархии, но несмотря на свои политические взгляды во время октябрьской революции не подвергался преследованиям и дожил до глубокой старости. Ну а судьба усадьбы типична - школа, техникум, чуть позже здание передано гидрометеорологической службе в ведении которой и находится до сих пор.






Несмотря на очень ветхое и полуразрушенное состояние флигель жилой - тут развешено белье, занавески на окнах, в огородике растет капуста.


Сюда ведет очень колоритная дорога, по которой местные жители лишний раз стараются не ездить


Продолжая тему впечатляющих построек Калужской области мы не могли не заехать к заброшенной пятиэтажной мельнице на реке Протва.




И пусть у нее нет такой впечатляющей историей, пронизанной хитросплетениями судеб и громких княжеских фамилий, но само здание с пустынными оконными проемами и провалившейся крышей впечатляет, тем более что места вокруг очень живописные. Да и  интересная история и тут найдется.


Мельница была поcтроена предприимчивыми купцами Бобровыми. Которые сделали селу Юрятино заманчивое предложение - земля под мельницу в обмен на обеспечение села мукой. По тем временам мельница была очень большой и процветающией, скупали зерно со всех окрестных сел и деревень, жали масло, валяли шерсть. В одно здании была и сама мельница, и жилые помещения, и склады и даже гостиница.

Во время Великой Отечевенной Войны мельница использовалась немцами как оборонительное сооружение, причем дважды (во время нападения и отступления), очень сильно пострадала при осаде, но выстояла. По свидетельствам очевидцев в послевоенные годы на двери был замок, но система мельничных колес и мукомольные приводы работали, крыша была на месте. А вот в 60-х года случился пожар и на этом история мельницы закончилась.

На другую сторону Протвы ведет металлический пешеходный мостик по которому так и снуют велосипедисты.

А некоторые домики в селе Юрятино, кажется затерялись во времени






Кто-то из друзей сказал не так давно фразу "Тойоты не ломаются, они надоедают".


Истинно так. Могу подтвердить на примере своего старичка Сурфа.
Так и в случае с Лексусом (который же тоже в душе Тойота) - это абсолютно скучный автомобиль. Вот честно. Я даже не знаю что про него написать. Он надежен, он не подведет, он едет, под капотом чувствуется сила и мощь, он проедет практически везде, разве что из-за больших габаритов ветки на лесной дороге будут задевать бока.


Он напичкан современными системами до такой степени, что управлять им можно не глядя в зеркала и окна, а ориентируясь только на камеры, которыми машина обвешана по кругу.


И даже так нелюбимое мной лакированное дерево в салоне (которое, на самом деле, выглядит как дешевый пластик) не сильно портит впечатления от удобного и понятного интерьера где все органы управления на привычных местах.
Стабильность - признак мастерства - кнопки на приборной панели расположены примерно там же где и в моем 13-ти летнем Сурфе  - могу нажимать с закрытыми глазами :)


Terrain Select - это такая специальная штука для блондинок чтобы не объяснять им про блокировки и понижайку и правила вождения по гравию и песку. Выбрал нужный пункт меню, перевел пневмоподвеску в максимальное положение и рулишь по полю аки по асфальту.


На третьем ряду можно усадить не только ребенка, взрослого если приспичит тоже можно, правда, тогда практически не остается места в багажнике, но я пока не встречала автомобиль с тремя рядами сидений и нормальным багажником кроме разве что микроавтобусов. Распашная дверь это прикольно, но мне кажется, было круче повесить ее на левую сторону, а так получается, что если встать около обочины, открыть багажник и начать выгружать из него вещи каждый раз придется обходить эту распахнутую дверь чтобы пройти к обочине или тротуару.


Блин! у него даже нормальная розетка в багажнике есть, а для того чтобы сложить третий ряд сидений не надо ломать ногти и иметь высшее техническое образование - достаточно нажать на пару кнопочек. За это я готова простить заднюю дверь распахивающую не в ту сторону.




Какая-то ода Лексусу получилась? ну и ладно! зато искренне! люблю скучные и надежные машины!

Пробег за выходные 556 километров, средний расход 21 литр.


подписаться чтобы не пропустить ничего интересного
Я в других социальных сетях:  [Google+ ][ Facebook ] [500px] [Instagram]
Купить мои фотографии: [Lori] [Shutterstock] [Dreamstime] [Istockphoto]

калужская область, россия, авто, 2015, умности

Previous post Next post
Up