Продолжаем прогулку про Хиве, на этот раз дневные фотографии. В основном люди, мозаики и резьба по дереву.
1. Стены Ичан-калы тысячу лет надежно защищали город, но в 1220 году, при нашествии монголов, они были разрушены, a на осыпавшихся пологих откосах впоследствии стали хоронить умерших горожан. В 1790 году городская стена была восстановлена. Длина ее составляла более 2100 метров, высота - 7-8 метров, толщина на уровне земли около 6 метров.
2. Вдоль и на крепостной стене находятся захоронения. Такой способ захоронения распостранен только в Хорезмской области и некоторые связывают это с зороастрийскими традициями, а более прагматичные люди объясняют тем, что здесь грунтовые воды проходят очень близко к поверхности и хоронить традиционным образом, закапывая в землю, просто невозможно. В Хорезме траурный цвет белый, а вот в Самарканде - синий.
3.
4. Двери. Двери здесь - настоящее произведение искусства. Делают их из карагача (нам это дерево больше известно как вяз) и орнамент на каждой двери уникален. Их, вообще, можно разглядывать до бесконечности. В качестве консерванта, двери покрывают льняным и хлопковым маслом.
5. К ремеслу здесь детей начинают приучать рано. Годам к четырнадцати они уже вполне овладевают профессией. А до того им поручают, например, окончательную отделку резной двери и оформление подставок для книг.
6. Мастер показывает подставку для книг - лаух, они бывают разные, самые сложные, из тех которые нам довелось видеть, могут раскладываться в четырех положениях (но бывают произведения, у которых 12 позиций), а в сложенном состоянии занимают совсем немного места. Лаух вырезается из одного цельного куска дерева без использования клея, болтов и гвоздей. Когда раздвигают его неотделимые друг от друга прорезанные части, то получается небольшой пюпитр для книги, а сам лаух устанавливается на столе.
7. А это шкатулки с секретом. Чтобы открыть такую шкатулку надо выдвинуть, повернуть, сдвинуть, снова повернуть.
К слову сказать, подставок для книг и шкатулок я не встречала в других городах Узбекистана, так что если хотите приобрести, лучше всего это делать именно в Хиве.
8. Мастерская по производству шелковых ковров -
Khiva Capet Workshop. Сестренки сидят у входа и вышивают сюзане - вышитые панно, их использовали для украшения стен и порой огромные расшитые полотна ткани закрывали собой все стены.
9. А вот так вот выглядит комната в которой делают ковры. Все делается вручную - опытная мастерица настолько быстро завязывает шелквые узелки вокруг направляющих, что ее руки почти не видно.
10.
11. Для окраски нитей используют натуральные красители. Для получения красной краски разных оттенков чаще всего применяли экстракт морены. Из индиго добывалась гамма синих цветов. Отварами коры дуба, ореха, граната окрашивали пряжу в коричневый, черный и желтый тона.
12. Для Хорезмской области Узбекистана характерны ковры с растительными узорами, а вот в Самарканде и Бухаре ткут ковры с геометрическими узорам.
13. Таш Ховли, дворец правителя Хивы Аллакули-хана, был построен в 1831 -1841 гг зодчими Усто Таджиддином и Усто Каландаром. Во двор гарема выходят пять высоких айванов, за которыми находились покои хана и его жен. Напротив располагались жилые комнаты наложниц. Замыкали двор помещения для служительниц гарема и охранников-евнухов.
14.
15.
16.
17.
18. Меня больше всего поразили просто невероятные потолки. Древние мастера обладали удивительной фантазией в рисовании и придумывании узоров.
19. Деревянная колонна и потолок. Известный Узбекский мастер-резчик по дереву Ата Палванов говорил: "Эти узоры можно, конечно, нанести и на кость, ганч и даже на золото, но нигде они не будут так нежны и совершенны, как на дереве". По его мнению, тонкие узоры, нанесённые на ствол карагача или платана изумительны по красоте, поскольку само дерево имеет неповторимый рисунок.
20.
21. Дворец Куня-Арк.
22. Майолика - разновидность мозаики. Но в отличие от мозаик, плитки майолики в Хиве прибиты к стене. Из-за большого количества плиток, необходимых для оформления, они часто производились в различных печях, поэтому цвет у плиток может немного отличаться. Если приглядеться поближе то можно увидеть, что каждая плитка содержит Арабскую цифру так, чтобы они могли быть легко сложены одна за другой.
23. Узоры должны были успокаивать глаз и дать разуму мысли о вечности.
24. Снова потолок
25.
26. Необычный орнамент на этой двери символизирует солнечную систему где все планеты вращаются вокруг солнца и бесконечность вселенной.
27. Еще орнаменты на дверях
27.
28.
29.
30.
31. Вы думаете это какой-то специальный ослик, которого привели в историческую часть города на потеху туристам? Ан нет. На нем просто привезли продукты то-ли для магазинчика, то-ли для чайхоны, а может быть просто на нем ездили на рынок.
32.
33. А это ворота в главную цитадель Ичан Калы - крепость Куня Арк.
32. Напротив ворот, чуть слева, есть замечательная книжная лавочка, в которой можно купить узбекские сказки и книги узбекских авторов. На фото, в левой части, видет небольшой кусочек от нее.
33. Здесь, на каменной мостовой, видны колеи которые остались от древних караванов, когда верблюды тащили тяжелые повозки
34. Еще одно очень красивое и приятное место - загородный дворец - Кибла Тазабог. К самому дворцу, окруженному высокой стеной, ведет вот такая подъездная аллея. Когда виноград разростется здесь будет просто невероятно красиво.
35. Дворец построен в конце 19 века Мохаммад Рахимханом II, который был очень просвещенным монархом, занимался стихосложением и не имел ничего против европейских традиций, поэтому наряду с традиционными канонами хивинского зодчества здесь применялись и европейские архитектурные приемы.
36. Европейские нововведения Рахимхана заключались в том, что он приказал прорезать стены высокими окнами, а во внутреннее убранство ввел люстры и камины. Сейчас здесь ресторан, но роспись на стенах и потолке все равно поражает воображение.
37. Для внутренней отделки был приглашен европейский мастер. Именно поэтому во внутренней отделке чувствуются европейские мотивы, а в росписях на потолке даже можно увидеть ветряные мельницы.
38.
39. А это помещение медрессе Мухаммад Амин-хана находится рядом с минаретом Кальт Минор, здесь потрясающие резные стены. Облицовка стен выполнена из гипса (ганч) и потом по гипсу вырезаны узоры. Сейчас в этом медрессе находится гостиница.
40. Медресе Мухаммад Амин-хана - одно из самых больших в Хиве.
41. К моему большому удивлению в Узбекистане очень развит локальный туризм. Например, эти люди приехали в Хиву из Ферганской долины и просто танцевали на улице.
42.
К слову сказать, мой интерес и желание с фотографировать местное население с лихвой компенсировалась желанием местного населения и местных туристов сфотографироваться с нами :) Видимо, так же как в Таиланде и Малайзии, здесь в диковинку голубоглазые блондины да еще и с бородой (это я про своего мужа)
43. А вот еще мастер кукольник
44. А вот его куклы
45. А вот его дочка, которая сидит на крылечке магазина и шьет одежду для кукол
46. А это колонны Джума-Мечети. Архитектура этой мечети необычна, здесь нет высоких куполов и порталов, а только прямоугольный зал. Джума-мечеть построили в 18-м веке на месте старой мечети, которая датировалась 10-м веком. Но самая главная достопримечательность мечети - колонны, их 212 и все они разные по стилю и дизайну орнаментов. Самые старые датируются 10-м веком.
47. Чудесная узбекская девочка увидела, что я фотографирую колонны тут же начала позировать рядом с ними. Она вставала в позу рядом с какой-нибудь колонной, ждала пока я сделаю кадр, а потом к криками радости подбегала смотреть что же получилось на дисплейчике фотоаппарата.
48.