Миф об аргонавтах. Часть вторая.

Mar 21, 2019 20:29


Колхида
Колхида - реальное объединение на территории западной Грузии. Одно из первых упоминаний о Колхиде относится именно к мифу об аргонавтах, однако о колхах говорят также в ассирийских и урартских клинописях. Единственное, в чем никто не может договориться: было ли это государством или племенами. Были там грузины или протогрузины, сие до сих пор точно неизвестно, но шашлык из золотого овна они сделали. Царь Ээт милостиво принял Фрикса, воспитал, а потом женил на своей дочери Халкиопе. У Ээта были также сын Апсирт и дочь Медея - оба от океаниды Идии, они приходились внуками Гелиосу и племянниками Цирцее (иногда ее имя пишут как Кирка). Медея была волшебницей и жрицей Гекаты. Темноволосая, стройная и в черных одеждах, она вовсе не стремилась к замужеству, любви и так далее. И более того, ей даже не понравился Ясон. Но боги решили иначе. Как мы помним, наш герой отличился тем, что бабушку перевел через реку. "Ой, спасибо, милок, любви тебе побольше!" - сказала бабушка, которой оказалась богиня Гера. Увидев, что герои прибыли в Колхиду, Гера пошла к Афродите и заставила богиню сделать так, чтобы Медея влюбилась в Ясона. Ну, вы знаете эту ситуацию: "Я поначалу думала, что он дебил, а потом ничего, понравился!" Если бы Ясон этого не сделал, он бы не потерял сандалию, не отправился бы за руном. А если бы и отправился так или иначе - без помощи Геры (а потом Медеи по ее наущению), не справился бы!Понимаете, в чем суть мифа? Помогайте бабушкам переходить через дорогу!
Ясон как честный человек не обратил внимания на Медею, зато прямо сказал Ээту, зачем пожаловал. Ээт отдавать руно не планировал, потому предложил испытания. Тем более, что молодежи только скажи, что надо доказать свою крутость, те тут же побегут. Испытание было страшное. Давным-давно для него Гефест выковал упряжку железных быков. Животные были своенравные - изрыгали огонь примерно изо всех щелей, палили жаром, в общем, подойти к ним никто не мог (зачем такой подарок вообще - спросите Гефеста, он придумал). И вот говорит Ээт: "Вспашешь поле с этой упряжкой, тогда я подумаю!" Опечалились аргонавты, пошли к кораблю думу думать. И тут появилась у них в лагере Медея. Со всей силой внушенной жертвенной любви она предложила Ясону помощь во всем. Так, она сделала специальную мазь Вишневского, от которой кожа перестала чувствовать жар. Намазался ей Ясон и поле вспахал без ожогов, регистрации и смс. Второй квест: нужно было засеять поле драконьими зубами (возможно, того самого дракона, что руно охранял, как часто драконы меняют зубы?). И с этим справился Ясон, только на поле посевы объявили пятилетку в три года - и тут же из зубов выросло быдло-войско, которому нужна драка, все равно с кем. Ясон кинул в толпу камень, тут-то все воины и передрались (погибли ни за что, как оно часто с дураками и бывает). Важно помнить, что идею с камнем тоже Медея дала, сам Ясон на такой креатив был не способен, видимо. За такое читерство Ээт отказался выдавать руно, и Ясону ничего не оставалось, как нарушить законы гостеприимства и украть шкуру, заодно и Медею, которая все равно с ним бы пошла, ибо то была не любовь, а любовная зависимость. И как же наш храбрец выкрал руно? А никак. Медея напоила дракона снотворным, беззубый страж уснул. Аргонавты забрали руно, на корабль и тикать, пока не застукали. Но у корабля их встретил Апсирт, брат Медеи, который раскусил неадекватное поведение сестры и бросился в погоню. И тут две версии. Страшная и реалистичная. В более реалистичном варианте Ясон убил Апсирта (Медее было все равно), и аргонавты отплыли. В страшной версии Апсирта взяли в плен и увезли с собой (потом он им пригодился).



Путь домой

Проснулся Ээт, а дома нет ни сына, ни дочери, и руно понятно, куда исчезло. Собрал царь корабли и выдвинулся за аргонавтами, гостеприимство поправшими. Погоня, погоня, погоня, погоня в горячей крови. И вот тут продолжение страшной версии: Медея расчленила брата, по кускам бросила его в воду. Ээт увидел тело сына в воде и остановился, чтобы собрать останки и похоронить по-человечески. Медее, как видим, в этой истории было вообще на все наплевать, кроме Ясона - такова была сила внушенной любви. Вот, кстати, за что я не люблю богиню Геру - большей женоненавистницы во всей греческой мифологии нет. Скольких женщин она сгубила просто потому, что ее мужу они нравились? А сколько - просто потому, что они могли ему понравиться? Так и тут - не моргнув глазом, пожертвовала женщиной, свела ту с ума, всю жизнь Медеи положила на алтарь мужика, только потому, что он единожды перевел Геру через реку.
В более мягком варианте Посейдон помешал преследователям, подняв мощный шторм. Во время преследования была ранена единственная женщина на борту - Аталанта. Медея ее вылечила. Затем аргонавты остановились на острове Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напомню, Цирцея приходилась Медее теткой. После этого они решили сделать остановку на острове Крит (не спрашивайте, почему их так помотало по морю), но остров охранялся гигантом Талосом (что бы сказал на это дядюшка Фрейд?), чьей отличительной особенностью был гвоздь. Не метафорический, а настоящий - он затыкал единственную вену, которая проходила от лодыжки до шеи. Уязвимых мест у него не было, пристать к берегу было нужно. Поэтому Медея околдовала его, и опять варианты разнятся - она заставила его вытащить гвоздь, в другой версии вытащила его сама. Корабль причалил, аргонавты отдохнули и дальше поплыли домой без приключений. На корабле Ясон и Медея поженились.

Между тем в Иолке творилось страшное. Пелий, пока Ясон отсутствовал, убил всю его семью. Зачем - не понятно, но вот так случилось, в этом мифе далеко не все поступают логично. Пелий вот, например, отправил Ясона к лучшему учителю на свете, а потом впряг мальца в поход за руном, который считал проигрышным. Так что этот парень вообще логикой не отличался. Аргонавты от такого охренели, нужно было что-то делать, и вы не поверите, кто помог. Кто бы вы думали? Лес рук! Конечно же, Медея. Поскольку мужчины в мифе явно сообразительностью не отличались, а она была единственной, кто хоть как-то соображал, Медея пошла на хитрость. Она превратилась в старуху и пошла в Иолк. Там объявила, что умеет избавлять от старости - и на глазах Пелия превратилась в себя настоящую. Потом показала такое же чудо с барашком - порубила старого барана, а потом хопа! - и он молодой ягненок. Дочери Пелия, поверив Медее и желая возвратить молодость отцу, разрезают Пелия на куски и точно так же кладут его в котел вариться. Не все женщины умные, как бы говорит миф. Ибо Медея отказалась воскрешать Пелия, проблема Ясона была решена. И вот тут-то история любви Ясона и Медеи начала клониться к закату.

Ждите продолжения в следующей серии...

в греческом зале

Previous post Next post
Up