Бывают смешные книги, бывают грустные, бывают даже страшные (привет дяде Стивену). Но я редко плачу над книгами, потому что мало какой сюжет может пробрать до мозга костей так, чтобы пробило броню насквозь.
У фильма есть множество приемов, чтобы выжать слезу: визуализация, хороший аудиоряд - все играет на руку. В книге только текст имеет значение, да еще воображение читателя. С этой книгой мне хватило.
Я более чем уверена, не из головы Киз брал симптомы, потому что у его героя фактически все классические признаки. Чарли Гордон - человек с легкой умственной отсталостью, если говорить о современной классификации. Раньше такое называлось дебильностью. Сохранена механическая память, легкий труд ему доступен.Нет абстрактного мышления, нарушена речь и плохо с грамматикой. Работает эмоционально-волевая сфера, но внимание не очень хорошее, а память плохая и непрочная, поэтому в его мозгу выстроена стараниями весьма мерзкой мамаши цепочка "когда я буду умным, все будет хорошо", но он не помнит, как она сформировалась и почему для него это важно.
Но это очень важно, и он готов пойти на операцию ради того, чтобы получить желаемое. То, что вышло, на самом деле происходит со многими людьми и без операций. Детство - взросление - старческая деменция. Но обычно это растянуто на многие годы, у Чарли же заняло куда меньше времени. Он резко изменился и стал умным до гениальности (при этом, насколько я поняла, эмоционально-волевая сфера осталась на прежнем уровне, а эмпатия отсутствовала вообще, он не мог и не научился понимать других людей, хоть и пытался анализировать их поведение). На небольшой промежуток он получил мозг гения и сердце эгоистичного ребенка. У него не было сил и времени окончательно повзрослеть и измениться, не было и возможности понять и изучить мир. Ему был отведен лишь крошечный яркий и быстрый забег по лабиринту. И лишь одно создание, способное как-то его понять, и то - лабораторная мышь.
Весь период жизни Чарли после операции описывает один глупый график:
Но, как ни странно, это многое дало не только ему, но и тем, кто был рядом. Я не думаю, что работники пекарни будут дальше глумиться над слабоумными (несколько сцен в книге просто возмутили меня тем, что, несмотря на наличие в них людей с ЗИР, вели себя как дебилы те, кто по всем канонам должен быть образцом адекватности). У многих героев книги появилась возможность увидеть себя со стороны, измениться.
И я еще скажу одно. Есть в нашей стране статистика, и она страшная. 60% детей с ограниченными возможностями воспитываются в неполных семьях. Обычно уходят отцы - просто не выдерживают. С Чарли другая ситуация, отец тянул лямку достаточно долго, а в голове у матери было столько тараканов, что впору назвать сумасшедшей ее. То, как она обращалась с сыном - просто возмутительно. Если бы эта ситуация была реальной, то я бы сказала, что случившееся с ней в старости - кара Божья.
А то, что случилось с Чарли - это одновременно проклятье и милость. Он лишился многого, не успев даже распробовать, но он не помнил, что потерял, и его слабая память стала ему спасением. Но нам, которые все видели и все знают, от этого не легче.
Понравилась ли мне книга? Да. Зацепила она меня? Да. Осталось ли послевкусие? Да, и очень тяжелое. Буду ли я перечитывать? Нет, никогда. Один раз - необходим, но вполне достаточен.
И, конечно, я рекомендую книгу к прочтению. Всем. Особенно тем, кто плюется на слова "толерантность" и "человечность". Возможно, у них встанут винтики на место. Я по крайней мере на это надеюсь.