Оригинал взят у
ispoetov в
ЧЕМ ДАЛЬШЕ В ЛЕС, ТЕМ БЛИЖЕ ВЫЛЕЗ. Я занимаюсь сейчас составлением вопросов по предмету с забавным названием “Литературное чтение”. Главное в этой работе - не тронуться умом. Мне пришлось просмотреть кучу разных тестов и контрольных работ, предлагаемых для проверки знаний по этому предмету. Среди них есть новейшие контрольные работы, которые учителя называют “фгос”, т.е. федеральный государственный образовательный стандарт какого-то, кажется, 2-го, поколения (эти стандарты уже размножаются).
Не могу не поделиться найденным. Нижеследующие шедевры принадлежат перу Галины Викторовны Шубиной.
В аннотации написано:
“Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
...
Пособия прошли апробацию во многих регионах России, имеют положительные заключения от специалистов институтов развития образования. Пособия практичны, современны по содержанию и оформлению. По ним легко учить и интересно учиться.
Приказом №729 Министерства образования и науки Российской Федерации учебные пособия издательства “Экзамен” допущены к использованию в общеобразовательных учреждениях”.
Ну, поехали. Перед Вами вопросы для первоклассников. Я, конечно, выбрал самую красоту. Про не столь красивые вопросы, т.е. про те, о которых можно говорить в здравом уме, возможно, немного погодя поговорим.
Мои комментарии выделаны курсивом.
Укажите, что умеют делать гласные буквы.
1) свистеть
2) жужжать
3) рычать
4) петь
Мне казалось, что буквы ничего не умеют. А тут, пожалуйста, без кавычек, умеют. Может быть, вы не знаете ответа? Да это просто! Ответ - петь.
Укажите, какие звуки издают пчелы.
1) ж-ж
2) з-з
3) ш-ш
4) р-р
Вот интересно, какой вывод сделает автор вопроса о ребенке, который ответит “р-р”? Что не слышал пчёл? Или что к логопеду пора?
Кто не знает, правильный ответ “ж-ж”. Ни в коем случае не “з-з”. Ни-ни!
Отметь, какая буква у слова сыр посерёдке.
1) э
2) ы
3) а
4) у
Уж не знаю, чем “посередке” лучше, чем “посередине”, ну да ладно. При чём здесь литературное чтение? Может быть, это офтальмологический вопрос? Комплексная диагностика, так сказать.
Укажите, чему учит детей стихотворение С. Михалкова “Автобус номер двадцать шесть”.
1) не быть ужом
2) не быть удавом
3) не быть медведем
4) быть вежливым
Я не знаю, как это комментировать, но мне было очень смешно. “Стрекоза и муравей” учит, наверное, не быть стрекозой...Это дебилки какие-то, а не вопросы.
Стихотворение “Автобус номер двадцать шесть” - стихотворение Маршака. Бывает, опечатались, не будем придираться.
Укажите, какие произведения не придуманы народом.
1) сказки
2) загадки
3) потешки
4) стихи
Народное творчество - это у них пунктик. Это до 11 класса будет тянуться: песня про то, что народные произведения не имеют автора. Это очень важно!
Понимает ли автор вопроса, что народные песни - это, собственно, стихи? Ау, мозг!
Прочитайте загадку. Выбери отгадку.
По синему небу тарелка плывет.
1) месяц
2) солнце
3) облако
4) туча
Это, конечно, верх непредвзятости и стремления к объективности, давать на экзамене загадки. Чем месяц не похож на тарелку? Облако в виде тарелки моет быть? Ну а насчёт того, что солнце плывёт, я думаю, с первоклассниками отдельно разговаривать надо. И как бы тут не поплыть...
Укажите, про какую птицу писали поэты в стихах о весне.
1) скворец
2) соловей
3) ласточка
4) жаворонок
Вот Плещеев:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
Вот Жуковский:
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
Вот Пляцковский:
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Вот снова Плещеев:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой...
НУ?!
Найди концовку пословицы о весне.
Увидел грача, …
1) не будешь голодный
2) весна на дворе
3) весну встречай
4) к счастливому году
Это снова дебилки. И то правда: увидел грача - не будешь голодный. Почему нет? Что он, несъедобный? :)
Укажи вежливое слово, которое поможет помириться с товарищем.
1) здравствуй
2) спасибо
3) извини
4) спокойной ночи
Так и вижу:
- Спокойной ночи, друг.
- Ладно, прощаю.
Укажите высказывание, которое не подходит к теме “Я и мои друзья”
1) не разлить водой
2) как кошка с собакой
3) закадычный друг
4) победила дружба
С темой беда. Тема понимается как буквальное соответствие. “Как кошка с собакой”, конечно, не про дружбу.
Укажи концовку пословицы о дружбе.
Новых друзей наживай, …
1) а нашёл - береги
2) а старых не теряй
3) а врозь скучно
4) можете ничего не бояться
Я не пойму, чем плохо:
Новых друзей наживай, а нашёл - береги.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Практически одинаковый смысл. Или мы фольклористов растим?
А дальше психиатрия, конечно:
Новых друзей наживай, можете ничего не бояться.
Баба с возу, потехе час.
Чем дальше в лес, тем ближе вылез.
Укажите, какое качество собаки по отношению к хозяину является главным.
1) ответственность
2) доброта
3) верность
4) дружелюбие
Чем дружелюбие не угодило?
Убери “лишнее” слово.
1) шмели
2) корова
3) шапка
4) сова
Убираю:
Корова, шапка, сова оканчиваются на “а”, а шмели - на “и”.
Шмель, корова, сова - живые, а шапка - неживая.
Шмели, шапка, сова из двух слогов, а корова - из трёх.
Мне не нравятся теории заговора, но с каждым годом всё хуже и хуже. Всё самое необразованное и примитивное поднимается всё выше и выше...