Тема бронеавтомобилей начала XX к сожалению очень скудно раскрыта в масштабных моделях. Не смотря на то, что усилиями исследователей таких как Станислав Кирилец, Максим Коломиец, Михаил Барятинский и других, мы все больше узнаем интереснейших фактов о технике тех времен, производители масштабных моделей пока не обращают на нее особого внимания. Нельзя сказать, что масштабных моделей совсем нет, они создавались и создаются, но в основном это продукция мастеров одиночек или небольших мастерских, выпущенная очень небольшими тиражами. Именно по этим причинам мы не стали дожидаться, когда появится в продаже новинка, а решили попробовать самостоятельно создать интересную нам модель. Что из этого получилось, я хочу предоставить вашему вниманию.
Около 10 лет тому назад мне удалось приобрести несколько раритетных к тому моменту «китов» колесной версии бронеавтомобиля «Остин Путиловский» в масштабе 1 \43 выпущенной в 90-х годах прошлого века мастерской Moscow Models. Это была не единственна копия известного бронеавтомобиля. Существовала масштабная модель, выпущенная в Германской Демократической Республике фабрикой ESPEWE выполненная из металла в масштабе 1\50, но она менее популярна среди коллекционеров в связи с нетрадиционным для нашей страны масштабом.
Модель от ESPEWE
Поэтому я очень обрадовался, когда колесный «Остин Путиловский» в масштабе 1\43 все же появился в моей коллекции,
Модель от Moscow Models
тем более это был автомобиль, во времена СССР связываемый с личностью В.И. Ленина. А именно с его знаменитым выступлением на башне этого броневика в Петрограде перед Финляндским вокзалом в апреле 1917 года, вдохновившим скульптора С. Евсеева и архитектора В. Щуко на создание самого первого памятника В. И. Ленину, сооруженному в 1926 году на предполагаемом месте выступления вождя, правда уже в Ленинграде, а И.М. Тоидзе на создание плаката «Вся власть Советам!» и картины «Призыв вождя». Кому интересно как разыскивали впоследствии колесный «Остин Путиловский» рекомендую почитать повесть Н.Ф. Григорьева «Ленинский броневик». Не удивительно, что модель, созданная в Москве, комплектовалась фигурками матроса, солдата и естественно вождя мирового пролетариата - В.И. Ленина. Сегодня многие исследователи доказали, что речь Ленина, которая заканчивалась знаменитым лозунгом: «Да здравствует социалистическая революция!» не могла произносится им на башне бронеавтомобиля «Остин Путиловский», носившего имя «Враг Капитала», так как этот бронеавтомобиль вышел из заводского цеха только в августе 1919 года и в дальнейшем применялся в боевых действиях в составе 1-го авто-броне отряда. Более подробно современная точка зрения о том на каком бронеавтомобиле скорее всего выступал в апреле 1917 года В.И. Ленин изложена в труде Максима Коломиец «Бронеавтомобили «Остин» в России 1914-1930 годы» (стр. 68-70).
Я же заполучив колесную версию броне автомобиля «Остин Путиловский» стал пытаться пойти дальше и найти версию этого автомобиля с движителем конструкции Адольфа Кегресса. Ведь именно установив этот движитель на британский бронеавтомобиль «Остин» 2-ой серии в 1916 году рабочие Путиловского завода собрали первый полугусеничный бронеавтомобиль в мире! Вот он:
После обширной программы испытаний, которой подвергся «Остин-Кегресс» (так в технических документах стали именовать новинку, подчеркивая, что она была оборудована движителем знаменитого изобретателя) и получения высоких оценок военных специалистов было решено наладить сборку полугусеничных бронированных автомобилей на Путиловском заводе. К сожалению, в 1916 году этим планам не суждено было сбыться. В 1917 Адольф Кегресс покинул Россию. Посадил всю свою семью в автомобиль и отбыл в Финляндию.
Адольф Кегресс
К вопросу создания полугусеничных бронеавтомобилей вернулись только летом 1919 года. Многими исследователями выдвигается версия, что молодое советское правительство возобновило производство «Остин-Кегресс», стремясь компенсировать отсутствие танков в рядах Рабоче Крестьянской Красной Армии. Рабочим Путиловского завода поручалось собирать немного усовершенствованные движители «Кегресса» и вместе с остальными необходимыми деталями монтировать не на шасси броне автомобилей «Остин» 2-ой серии, а на шасси «Остин-Путиловского» (в архивных документах этот бронеавтомобиль называли «Русский Остин»). Бронирование и окончательную сборку автомобилей поручили коллективу Ижорского завода. С июля 1919 года по март 1920 года удалось собрать 12 экземпляров этих бронеавтомобилей. Затем сборка была прекращена в виду отсутствия шасси, хотя на Путиловском заводе находилось еще 23 готовых гусеничных движителя, пригодных для установки на бронемашины.
Все собранные бронеавтомобили «Остин-Кегресс» применялись на фронтах гражданской (в основном против армии генерала Юденича) и советско-польской войн. Поэтому в качестве прототипа будущей модели мы выбрали один из бронеавтомобилей 6-го авто-броне отряда 21 марта 1920 года участвовавшего в наступлении против польской армии, предпринятой частями 58 -ой стрелковой дивизии в районе Житомира и носящего имя «Украинец».
Рассмотрим подробнее создание конверсии на базе масштабной модели «Остин Путиловский» от компании «Moscow Models». С моделью получилось также как с прототипом, детали изготовили одни, а окончательную сборку произвел другой мастер. После нескольких лет поисков в 2008 году мне удалось уговорить мастера из Кирова - Андраника Манукяна («Студия МАЛ») и он не отклонил мою просьбу как многие, а взялся за изготовление движителей «Кегресса». Используя освоенные им технологии, включая, например, лазерную резку и прочее ему по чертежам, выполненным инженерами Путиловского завода в 1917 году и опубликованным в журнале «Бронеколлекция» №1 за 1997 год
удалось сделать довольно похожие копии движителей «Кегресса»
К сожалению, за создание готовой модели полностью Андраник не взялся, что в результате все же сказалось на результате, но об этом позже. Получив движители, я стал изучать рынок мастеров «конверсионщиков», и в результате, пообщавшись с Олегом Борисовым («BON») и ознакомившись с его методами по сборке двух не менее сложных «китов», порученных ему ранее, я решил предложить ему поработать над созданием копии «Остин Кегресс». Олег согласился, и летом 2012 года работа началась.
Прежде всего, Олег привел в порядок, выполненный из смолы корпус модели, ликвидировал появившиеся от старости трещины, добавил ручки открытия отсека двигателя,
также первичной обработке от «облоя» подверг все детали, изготовленные специалистами «Moscow Models» из белого металла. Далее Олег поработал с задним мостом
сделав из неподвижного моста «Moscow Models», подвижный,
при этом одна деталь разделилась на 5 составляющих. На следующем фото можно видеть, как движитель был установлен на свое штатное место.
И тут мы заметили, что он несколько длиннее, чем должен быть на самом деле. Я несколько расстроился, но работу решил не останавливать и попросил Олега двигаться дальше. Осмотрев движитель «Кегресса», Олег по фотографиям прототипа изготовил и установил тяги к цепной передаче,
а затем принялся за передний мост. Переделке подверглись передние колеса, из спицованных они превратились в дисковые.
Передние катки сделаны из подошедших по размеру катков, используемых в составе потолочных гардин на которых перемещаются крючки оконных штор (!), предварительно обработанных и зашпаклеванных.
Далее провели пробную сборку и окраску движителя и корпуса будущей модели.
В качестве цветовой схемы использовалась, приведенная в журнале «Бронеколлекция» №1 за 1997 год. Но то что получилось вначале у Олега мне не понравилось,
поэтому я попросил его еще поэкспериментировать с окраской и в результате остановились на цвете представленном на следующих фото.
Обратите внимание на фары, стекла были сделаны Олегом, так как кит от «Moscow Models», остеклением фар не комплектовался. Последним штрихом стало нанесение на модель декалей, которые специально для нее изготовил Болтенко Олег. Окончательный результат можно увидеть на следующих фото.
Всего изготовили две модели «Остин Кегресс». Да, немного ошиблись с масштабом движителя, но это был первый наш опыт и первые ошибки компенсируются тем, что нами впервые были созданы две копии бронеавтомобиля «Остин Кегресс» ! очень желанного для тех, кто интересуется историей техники начала ХХ века. Одна из которых отправилась в Колумбию к коллекционеру военной техники, который не захотел ждать дальнейших усовершенствований и переделок. Но я решил продолжить работу над усовершенствованием и обратился к Андранику Манукяну с просьбой переделать движитель, чтобы он выглядел более правдоподобно. Андраник решил не переделывать движитель, а создать новый, который самостоятельно и установил на оставшуюся в России единственную копию «Остин Кегресс», которая стала более приближена к оригиналу вот она:
Оканчивая историю прототипа, созданных нами масштабных моделей, заметим, что он был подбит в бою и захвачен поляками. Вот на фото:
Затем после капитального ремонта, эксплуатировался в польской армии под именем «LIS» («Лис») в составе взвода «Zagloba».
Возможно, именно этот бронеавтомобиль затем был установлен как памятник в крепости Модлин.
После захвата крепости в 1939 году немецкой армией он еще находился там, но дальнейшая его судьба не известна. Есть версия, что бронеавтомобиль затопили в реке Висла, но поиски пока ее не подтвердили. В СССР эксплуатация полугусеничных бронеавтомобилей продолжалась вплоть до их полного износа. По некоторым данным в 1930 г. в составе бронетанковых сил Красной Армии всё ещё числилось четыре «Остин Кегресс», но из-за крайне ветхого состояния ходовой части их планировали поставить на колесный ход и далее использовать как учебные машины. Вряд ли это произошло, скорее всего, машины были просто списаны на металлолом. На этом история бронеавтомобилей «Остин Кегресс» завершилась.