Взгляд со стороны на «Недетское увлечение»

Sep 05, 2023 09:08




                 В начале сентября 2023 года удалось посетить «Московскую международную книжную ярмарку» (MIBF). Это действительно одно из интереснейших мероприятий, где можно встретить и пообщаться с интересными и культурными людьми, знаменитостями, авторами книг, издателями, букинистами, иллюстраторами, художниками, мастерами креативно оформляющие переплеты и многими другими. Естественно там вам дадут подержать в руках книжные новинки множества жанров как крупных столичных изданий, так и региональных, зарубежных, независимых авторов. Полистать, задать вопросы, выбрать, приобрести или даже получить в дар. И все в одном месте. Если вы там никогда не были, обязательно посетите, проходит раз в год примерно в одно и тоже время, так что можно заранее все спланировать (сайт вам поможет).
                Конечно покинул ярмарку с уловом, купил несколько книг, причем одну из них приобрел не потому что она интересна или полезна, а как образец абсолютно безграмотного издания. Просто как вещественный артефакт того, как коллектив создал нечто, о чем видимо имеет отдаленное представление. Предлагаю вашему вниманию «Недетское увлечение» Коллекция масштабных моделей отечественного автопрома из собрания семьи Карисаловых: каталог. Санкт-Петербург, 2015 год. Тираж 500 экз.»  Формат 24,7 на 22,5 см,  212 страниц.




Как видите, при столь малом тираже, каталог все еще доступен в продаже, несмотря на то, что вышел из печати 8 лет тому назад, хотя мог превратиться в библиографическую редкость. Почему не превратился? Причины неизвестны, возможно он не реализовывался через книжные магазины, возможно издатели или обладатели авторских прав недостаточно проявили усердие в формировании стратегии продаж, а возможно потенциальные покупатели, листая его понимали, что держат в руках и отказывались от приобретения.
                В первый момент изучая выходные данные и наткнувшись на фамилию куратора И.С. Сорокин, подумал, что работу по изданию каталога взял на себя известный многим в среде коллекционеров антикварных автомобилей Илья Сорокин - Главный редактор ранее существовавшего журнала "Игрушки для больших ", организатор выставок "Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина", но вовремя вспомнил, что его отчество Александрович. Поискав в сети данные о кураторе, тут нашлась информация : Сорокин Игорь Сергеевич -полномочный представитель М.Ю. Карисалова, координатор проектов, генеральный директор региональной общественной организации «АНА»,  Санкт- Петербург. Данных о том насколько Игорь Сергеевич преуспел в предметных областях, связанных с историей автомобилестроения, коллекционированием и реставрации антикварных автомобилей или коллекционированием масштабных моделей автомобилей найти не удалось.


Видимо он же автор стихотворения, его можно прочесть на десятой странице каталога, чья последняя строфа скорее всего и дала название этому изданию.
              Жаль, не Илья Сорокин или другой историк автопрома или опытный коллекционер масштабных моделей, взялся за курирование данного проекта, тогда, уверен, читатели получили бы более качественный продукт. Пока же, как коллекционер и автор множества статей об истории масштабных моделей, ознакомившись с его наполнением точно могу сказать, что у читателя претензии будут отсутствовать только к работам:
- издательства - прекрасный выбор бумаги, качественная печать;
- дизайнера и верстальщика - добротный макет;
-цветокорректора - насыщенные и яркие цвета;
- фотографа - отличные профессиональнее фотографии масштабных моделей.
А вот к куратору, редактору и группе составления аннотации вопросов будет много, если именно они работали над текстом помогая владельцам коллекции создавать этот каталог.

Давайте разберем все подробнее и по порядку. Прежде всего я очень рад, что семья Карисаловых решила создать и с большой долей вероятности можно утверждать, что и профинансировать данный каталог. Это прекрасно, когда коллекционеры не только приобретают интересный им коллекционный материал - в данном случае масштабные модели автомобилей, но и тратят время на его каталогизацию, предоставляя достигнутый результат для всеобщего ознакомления, оставляя таким образом материальное свидетельство его существования. И не важно, что объем данной коллекции довольно скромен, важен поход ее владельцев и отношение к собственному труду и значительным финансовым вложениям, потраченным на ее формирование. Семья Карисаловых сделала попытку представить свою коллекцию публике одним из самых действенных способов, который, к сожалению, до сих пор игнорируется многими известными и крупными коллекционерами. В результате множество коллекций, не смотря на более значительный объём мало известны с качественной стороны, не систематизированы и не приносят славы людям с таким большим трудом их собравших. После ухода из жизни их владельцев, они растворяются без следа и уже спустя несколько лет никто не может с уверенностью вспомнить из чего они состояли и на что была потрачена жизнь того или иного специалиста и по-настоящему увлеченного человека. Ни одному коллекционеру нельзя забывать, что каталог, особенно бумажный - это прекрасный инструмент, с помощью которого многие смогут следить за эволюцией коллекции, он более доступен чем, например, выставка, даже постоянная. Его можно подарить, возить с собой, показывая коллегам, с ним можно ознакомится в другом городе или стране в любое удобное время, обсудить с коллегами. Он в отличии от выставки или любого другого очного показа не подвергает риску сами масштабные модели. Коллекционеры со стажем подтвердят, что ни раз их редкие экземпляры портили неосведомленные и нерадивые сотрудники различных выставочных залов.  Однако, чтобы каталог стал помощником коллекционера или наиболее эффектно представлял его труд коллегами или любому, кто им заинтересовался, он должен быть составлен с умом. Конечно, для его составления лучше обратиться к специалистам, которые имеют опыт формирования подобных изданий, но если нет возможностей, то можно это сделать и самим, но следуя определенной логике, а уже если поручаете работу другим, то найдите время и оценить результат.
                Составляя каталог хорошо бы сначала определить его цель. По моему мнению если каталог о масштабных моделях автомобилей, то он о них и должен рассказывать и чем подробнее, тем интереснее. Каждая модель может быть описана одинаковым блоком информации, раскрывающим ее масштаб, производителя, материала из которого изготовлена, тиража, годов выпуска, наличия открывающийся элементов, наличия коробки и другого, что хотелось бы отметить о ней ее владельцу, вплоть до интересной истории приобретения или обмена (они бывают очень увлекательными), или реставрации, или постройки из «кита» и многого другого. А раз это каталог частной коллекции, то не лишним будет узнать ее основную тему, несколько слов о владельцах, причинах ее формирования.
                Открыв же каталог «Недетское увлечение» с первых строк, мы узнаем, что представленная в нем коллекция принадлежит семье Карисаловых (кто они, откуда, чем их заинтересовали масштабные модели не указано) формировалась четверть века, состоит из 194 экземпляров (какого масштаба пока не указано) - копий отечественных автомобилей в основном советского периода, прототипы которых выпускались с 1924 по 1991 год. Почему такой период, также не уточняется, возможно случайно, возможно по иным причинам.
                С четвертого абзаца первой страницы нам решили напомнить историю автомобилестроения Новой России. Зачем? И зачем Новой России, если модели в каталоге в основном советского периода? Или Новая Россия по мнению составителей это одно и тоже что и Советская Россия, и СССР?  В следующем абзаце, нам рассказывают, что история советского автомобилестроения началась 7 ноября 1924 года со сборки АМО-Ф-15, а в последнем абзаце этой же странице указано, что первый советский легковой автомобиль - «Промбронь», но не указан год его создания (напомню, это был 1922), так с какого момента началась история советского автомобилестроения? Мне кажется тут неискушенный читатель уже запутается. Далее изложение истории продолжается. Не буду подробно ее анализировать, хотите сами проверьте качество, скажу только, что в изложении пропустили упоминание о ГАЗ-А, НАМИ-1 и других автомобилей. С одной стороны, возможно потому что в коллекции, представленной в каталоге отсутствуют копии этих автомобилей, но с другой стороны в ней нет и копий Я-3, Я-12Д и др. а в историческом описании они упоминаются. Странно что в каталоге отсутствуют ссылки на используемые исторические источники, непонятно какой информацией пользовались составители и на каком базисе с ними можно спорить или уточнять ту или иную историческую информацию. Об истории отечественного автопрома писали и пишут многие исследователи, поэтому источники очень бы пригодились, да это и правило хорошего тона.






Нужна ли в этом каталоге историческая информация, тем более такого качества, вопрос интересный. По моему мнению нет. Если каталог о масштабных моделях, то лучше о них и рассказывать в данном издании не отвлекаясь. Если же кому-то понадобится историческая справка о прототипе, поверьте, он ее найдет.
                С седьмой страницы об экземплярах коллекции начинают упоминать, вплетая ссылки на масштабные модели из каталога в историческое повествование, и тут опять ступор. Внимание читателя фокусируют на копии автомобиля «Руссо-Балт», указывая что это первый российский автомобиль. Но ведь это не так, первым российским автомобилем считается автомобиль «Яковлева и Фрезе», представленного на Нижегородской ярмарке в 1896 году, или составители имели в виду первый автомобиль «Русско-Балтийского вагонного завода»? Но и он был другим, двухместным и представленная в каталоге модель саратовского производства не является его копией. Так все же какая основная тема коллекции может спросить читатель? Автопром России с начала и до наших дней или автопром СССР, как указано в начале каталога?
                Далее знакомясь с повествованием составителей, читатель узнает, что в коллекции представлены подлинные коллекционные редкости. Пожалуй, из всего что там перечислено ГАЗ-3102 А-38 саратовского производства можно к таким причислить, но в каталоге отсутствует фото днища модели, которое бы это подтвердило, все остальные указанные экземпляры все еще доступны на модельном рынке и не является редкостью их до сих пор можно приобрести.


Упоминается модель саратовского производства ВАЗ-2101 «Милиция» производства, ПО «Тантант» с номером А-9, но это скорее всего не аутентичная модель, а так называемый «конструктор» (когда к кузову поздней модели прикрутили днище от более ранней, от обычной версии ВАЗ-2101, у которой на днище и был номер А-9), потому что у версии «Милиция» был свой номер А-17 и оригинальная коробка с указанием этого же номера.


Упоминается модель эксклюзивной сборки, но не указан ее автор, не расшифрована ее эксклюзивность (модель сделана с нуля или как-то иначе). Неправильно приведено название французской компании Eligor (указано Elogar).  Про копию ГАЗ-24-95 непонятно сформулировано что собрана вручную по спецзаказу (собрана модель или реальный автомобиль для Л.И. Брежнева?), далее упоминаются конверсионные модели, опять же без указания их авторов и описания что конкретно конверсировалось и на какой базе.  Прочтя третий абзац девятой страницы каталога, мы узнаем, что в коллекцию семьи Карисаловых включены модели автомобилей в масштабе 1:18, а все предыдущие какой имеют масштаб? Только специалисты, знакомые с предметной областью, могут догадаться, что он равен 1:43.

Вчитываясь в текст становится еще интереснее, составители утверждают: «составить такую коллекцию в СССР было невозможно» . Какую такую? Ведь существует масса коллекций в нашей стране, сформированных именно до окончания 1991 года - конца существования СССР. Далее, приводится мнение: « до конца 1970-х годов собирательство машинок считалось детской забавой…»  где и кто так считал? На основе каких данных делается такой вывод?  Ведь даже в нашей стране существует множество коллекций, состоящих из масштабных моделей, изготовленных в 30-х, 40-х, 50-х, 60-х и далее годов. У каждого были свои возможности, кто-то и во времена СССР мог приобретать интересные модели в том числе и за рубежом, вести обмены. Ярким примером такой коллекции может служить собрание известнейшего актера нашей страны Олега Басилашвили, посмотрите тут ролик того периода 
                Далее читатель узнает: «первая настоящая масштабная модель появилась в СССР благодаря Л.И.Брежневу» и почему-то указана «французская компания Corgi Toys». Тогда как каждому коллекционеру копий автомобилей в масштабе 1:43 известно, что Corgi Toys - производитель масштабных моделей из Великобритании, а упомянутую копию автомобиля Москвич-408 производило французское отделение так же компании из Великобритании, но Dinky Toys. На основе каких данных (архивы, что-то еще) был сделан вывод, что Брежневу вообще кто-то что-то дарил? Возможно все же производство масштабных моделей автомобилей, самолетов, судов и другой техники в нашей стране, а предварительно их закупка за рубежом началась после решения правительства повысить техническую грамотность населения, привлечь его к техническому творчеству? И оборудование, как и пресс-формы и другую оснастку для выполнения данной программы, даже применительно к моделям автомобилей в масштабе 1:43 закупались не только во Франции, но и в Италии, Великобритании обо всем этом можно прочесть массу материалов на страницах отечественных журналов «За рулем», «М-Хобби», «Автомобильный моделизм», «Гараж на столе» и других.
                В целом можно сделать вывод, что информацию составителей мягко говоря нельзя считать достоверной, а их знания предметных областей истории отечественной автомобильной промышленности масштабных моделей автомобилей глубокими.




Перейдем непосредственно к знакомству с коллекцией. Имея данные, о том, что семья Карисаловых формировала ее на протяжении 25 лет, и принимая во внимание, что каталог  издан в 2015 году, можно предположить, что масштабными моделями автомобилей владельцы собрания начали интересоваться в 1990 году, т.е. тогда, когда была уже выпущена и доступна продукция отечественных предприятий из Саратова, Одессы, Казани, Рославля, Умани, Краснодара, Санкт-Петербурга, Минска, Москвы, Каменец-Подольска и других регионов СССР, однако моделей производства СССР в каталоге немного примерно 20 процентов от общего числа, остальную часть собрания составляют модели позднего периода от «ЛОМО-АВМ», DIP models, журнальной серии «De Agostini», «НАП», Classic Bus, Ultra, IST Models, Cararama, ручной работы и конверсий разных мастеров.  Это не является недостатком, так как каждый волен включать в собственную коллекцию то, что ему подходит, по определенным им сами критериям. Однако с описанием каждой модели, все же полная беда.








Составители снабдили каждое, как я уже отмечал ранее, прекрасное фото модели историческим описанием ее прототипа, иногда указывая в каких кинофильмах можно его увидеть и крайне скудно подчеркивают достоинства самой копии автомобиля. У некоторых указан масштаб и производитель, у некоторых не указана и эта информация, вам придется или догадываться, или искать ее по фото самостоятельно. Где-то указано присутствие индивидуального номера или объем тиража. Совсем нет данных ни об авторах ручной работы или конверсии, материале из которого изготовлена модель, количества деталей из которых она состоит или периоде ее выпуска. А меж тем существует множество примеров того, как качественно предоставлять информацию по различным предметам коллекционирования. Например, составители каталогов масштабных моделей автомобилей «Автомобиль на ладони», изданных в начале 90-х годов в нашей стране, даже предложили набор специальных иконок, с помощью которых можно коротко и лаконично описать каждый экземпляр каталога подчеркнуть всего достоинства. Подобный опыт можно было подчерпнуть и в других областях коллекционирования, просто полистав несколько каталогов как пример.


















Надеюсь из моего рассказа вы сами сможете сделать вывод, как прекрасное желание коллекционеров семьи Карисаловых, возможно ими же профинансированное, было уничтожено некомпетентностью составителей информационной части каталога. Модели, которые уверен с большим интересом подбирались много лет, описаны плохо или совсем не описаны. Не подчеркнута их особенность и раритетность. Вместо конкретной и нужной каждому коллекционеру информации, с чьей помощью он мог бы повысить знания о предмете своего увлечения или получить отправную точку для поиска похожего экземпляра, приведены данные не относящиеся к предмету каталога к которым можно относится довольно скептически, потому что они не подкреплены набором достоверных источников.  Подобные каталоги, не смотря на все потраченные на них усилия вряд ли кому-то смогут помочь или направить в нужном направлении, в лучшем случае просто будут бесполезны, в худшем только запутают своих читателей.
                К любому изданию, выходящему в печать, нужно относится внимательно. Оно должно быть не только красивым, но и полезным как его авторам, так и будущим читателям, хорошо бы об этом всегда помнить, тогда не будет появляться на прилавках похожих каталогов.  Надеюсь мой взгляд со стороны поможет новым авторам каталогов в будущем и мы с удовольствием будем наслаждаться их изучением! Всем приятного чтения и хороших книг!  

каталог, книги, хобби, масштаб 1\43, модели автомобилей

Previous post
Up