МАЗ и Белорусская автопромышленность, в воспоминаниях тех кто их создал!

Oct 07, 2016 13:58




Прошедший месяц я посвятил изучению книг о двух людях сыгравших серьезную роль в становлении Минского автомобильного завода (МАЗ) и позже Белорусского объединения по производству большегрузных автомобилей «БелавтоМАЗ», куда стали входить МАЗ, БЕЛАЗ (Белорусский автомобильный завод), МоАЗ (Могилевский автомобильный завод) и еще ряд предприятий.  Я имею в виду Ивана Михайловича Демина и Михаила Степановича Высоцкого.



И.М. Демин слева, М.С. Высоцкий справа

Прежде всего, хочется сказать, что я очень впечатлен этими людьми. Пока я не прочел их воспоминания, я совсем не понимал, кто и как создавал и далее развивал автомобильную промышленность Белоруссии (бывшей в во времена советского Союза республикой, а теперь ставшей отдельным государством). И как всегда отметил для себя, что многое в СССР создавалось не благодаря, а вопреки. И если бы не работа конкретных личностей, не их умение, ум, смекалка, напор, где-то даже наглость вряд ли бы мы сегодня имели вообще предмет для обсуждения. Если вам интересна история большегрузных автомобилей, создаваемых в Белоруссии, очень советую потратить время, найти и прочитать те книги, которые сегодня я вам представлю.

Начну с книги воспоминаний Ивана Михайловича Демина, как назвал ее сам автор: автобиографической повести «Истоки Будущего».







Книга вышла в свет в СССР достаточно большим тиражом и несколько раз переиздавалась. Поэтому ее сейчас не сложно найти в букинистических магазинах в хорошем состоянии и очень дешево. О ней мало кто знает, так как в названии нет никакого упоминания об автомобилях. Однако написал ее человек, который всю свою жизнь после Великой Отечественной войны посвятил именно управлению предприятиями по их созданию. За что и отмечен множеством наград, в том числе и звездой Героя Социалистического труда. А это стоит очень дорогого. В книге нет фотографии и 3\4 ее  текста посвящено описанию жизни и борьбе Демина с немецкими захватчиками в партизанских соединениях во время войны. С одной стороны это не имеет отношения к истории развития автомобиля или автомобильной промышленности, однако, по моему мнению, очень характеризует личность Демина и помогает понять как в дальнейшем  он и люди его окружавшие, преодолевая тяготы страшной войны, формировали свой характер, росли как личности.  В оставшейся четверти книги рассказано как формировался МАЗ, как восстанавливался, кем и какими силами, показан один день генерального директора, насыщенность и сложность принимаемых решений. В книге нет высокопарности, хотя по традиции советского периода цитируются видные политические деятели Сталин, Ленин, Брежнев, Хрущев. Однако это закон жанра периода СССР. Без упоминания генсеков не выходила ни одна книга. Тем не менее, я ее рекомендую всем, кому интересна история, как автомобиля, так и Великой отечественной войны. И если бы на нынешнее поколение выпало столько тягот и лишений, у меня есть большие сомнения, возникла бы на территории бывшего СССР вообще какая-либо промышленность. Всем известно, чем закончились проекты Ё-мобиля, инновационные проекты «Сколково»,  а ведь условия современности далеки от тех, что были сразу в послевоенное время.  В общем, советую всем автобиографическая повесть Ивана Михайловича Демина «Истоки будущего».

Следующая книга «Генеральный конструктор история жизни» написана Михаилом Степановичем Высоцким.



Она вышла в год его восьмидесятилетия в 2008 году.















Очень объемный труд, что не странно ведь в нем описана целая жизнь одного из величайших людей Белоруссии - конструктора, ученого, прекрасного управленца, и прочее и прочее, человека который работал всю свою жизнь и получал от этого удовольствие. Он именно работал ради конкретных целей, а не осваивал бюджеты, набивая собственный карман. Он спорил, настаивал, доказывал, пробивал и разрушал все преграды на своем трудовом пути, не взирая на авторитеты ( в рабочем запале послал даже знаменитого Королева, и тот сам будучи крутым на расправу, простил Высоцкого, понимая, что попал под горячую рук, когда последний со своей командой делал все что от них зависит, чтобы устранить неисправность быстро и качественно).  Благодаря чему были созданы первые в стране полуприцепы, в том числе для запуска и перевозки военных и космических ракет.  Став в 33 года главным конструктором МАЗа он настоял на своих идеях и идеях своего коллектива, благодаря чему появился МАЗ-500 с кабиной над двигателем, а затем это семейство автомобилей росло, развивалось и совершенствовалось. Как все это происходило и каких высот достиг Михаил Степанович можно узнать из его книги, состоящей из более чем шестисот страниц, с огромным количеством фотографий из его личного архива.  Это прекрасное издание позволяющее оценить масштаб ее автора, который не потерял живость ума, чувство юмора и жажду жизни даже в своем преклонном возрасте, которой могут позавидовать львиная доля молодого поколения. Вы поймете как он все успевал. Создавал новую технику и выбивал финансирование для ее производства, консультировал создателей художественных фильмов, путешествовал и знакомился с достижениями автомобильной промышленности мира, участвовал в научной и культурной жизни общества, строил собственное семейное счастье. Кстати создателя группы «Ласковый Май» Андрея Разина М.С. Высоцкий считает своим приемным сыном. Они до сих пор поддерживают очень теплые почти семейные отношения. И для своего сына Высоцкий на базе МАЗ создал уникальный гастрольный автомобиль, аналогов которому нет до сих пор. Об этом тоже рассказано в книге, как и о процессе создания и судьбе знаменитого «МАЗ-Перестройка» - автомобиля, произведшего фурор на Парижском автосалоне 1988 года.



Гастрольный автомобиль группы "Ласковый Май", созданный на МАЗе, при участии М.С. Высоцкого



Модульный переспективный "МАЗ-Перестройка", созданный М.С. Высоцким

Недостатком данной книги я бы отметил ее вес и глянцевую бумагу. Чтобы читать ее, например,  в транспорте, нужно обладать хорошей физической подготовкой)).  Фото на глянце очень хороши, они яркие четкие, однако текст бликует и глаза устают при чтении.  А самый основной недостаток, это ее недоступность. К сожалению, данную книгу можно зачислить в раздел библиографических редкостей. Мне понадобилось несколько лет ожидания и помощь белорусского коллеги, чтобы заполучить экземпляр, чему конечно я очень рад. Если у вас будет возможность, обязательно ознакомьтесь с этим изданием - это лучшая история о МАЗе и всей Белорусской автопромышленности, рассказанная одним из создателей.

В 2016 году на одном из сайтов, предлагающих приобрести книги в электронном виде, за цену чуть большую, чем четыре сотни рублей появилось издание Эдуарда Михайловича Шпилевского «Академик М.С. Высоцкий, Воплощение мечты», вышедшее к 85-летию Михаила Степановича в 2013 году.









Возможно, в Белоруссии можно приобрести это издание в бумажном виде ( как указано тираж всего 350 экземпляров), мне пока это не удалось. Книга -  очень короткий рассказ о судьбе Высоцкого. Шпилевский просто тезисно пересказал то, что Михаил Степанович рассказал в своих воспоминаниях 2008 года. Новых фото также в этой книге нет.  К короткому рассказу, присоединены поздравления юбиляру от его коллег, знакомых, друзей и руководства Республики Беларусь на 85 годовщину. Пожалуй, единственным достоинством книги Шпилевского я считаю перечисление статей и очерков о Михаиле Степановиче, а также список монографий и учебных пособий, автором которых являлся М.С. Высоцкий. Ранее я не встречал этот список, опубликованный в одном месте.

Вот так два человека, работающих бок о бок в течении нескольких десятков лет на одном предприятии, их разные прошлое, взгляды, характеры могут дать представление о развитии
автомобильной истории автомобильной промышленности Белоруссии. Побольше бы таких книг, и побольше таких целеустремленных и волевых людей на нашем жизненном пути.



Приятного чтения всем!

МАЗ, БЕЛАЗ, Михаил Степанович Высоцкий, МОАЗ, Иван Михайлович Демин, книга

Previous post Next post
Up