"Пежо-Молния" братьев Мишлен!

Aug 19, 2016 10:57





После того как Эдуард Мишлен (один из создателей одного из известнейших производителей автомобильных шин в мире компании Michelin), попытался помочь случайно проезжавшему мимо его предприятия в Клермон - Ферране велосипедисту починить  пневматическую шину Dunlop ( что кстати потребовало от него более 20 часов времени и  большого упорства, так как пришлось сначала прочесть шестидесятистраничную инструкцию, а затем выполнить все операции по приклеиванию шины на место на обод колеса велосипеда) он твердо понял - необходимо создать съемную шину, чтобы любой смог в течении 15 минут установить новую взамен вышедшей из строя!



Братья Мишлен. Эдуард (слева) и Андре (справа).

Через два года Эдуард получил патент, а его быстро сменяющиеся пневматические шины (любой мастер компании делал это меньше чем за две минуты и готов был научить этому любого желающего) показали себя в 1891 году с наилучшей стороны на велосипеде победителя велогонки «Париж-Брест-Париж» Шарля Террона. Съемная пневматическая шина мгновенно завоевала велосипед, чуть позже в 1894 году колеса конных фиакров Парижа и других французских городов.



Шарль Террон со своим велосипедом



Тут бы многие и остановились, ведь прибыль баснословная, работы не початый край. Идет стройка новых производственных помещений в  Клермон - Ферране, открытие торговых домов во множестве городов Франции, однако братья Эдуард и Андре Мишлен не остановились. Они стали искать применение съемных шин на новинке конца XIX века - автомобиле. Братья Мишлен наблюдали за перипетиями состязаний автопробега «Париж-Руан» 1894 года и по его окончании, вслушиваясь в полемику графа Де Диона, барона Ван Цюилена ( кстати будущего президента Автомобильного клуба Франции), газетного магната Гордона Бенетта, гонщика  и конструктора автомобилей Эмиля Левассора и других увлеченных автомобилистов, твердо решили принять участие в гонке на скорость, протяженностью 1200 км по маршруту «Париж-Бордо-Париж».

Андре Мишлен убеждал своего брата:  «Мы должны работать не над вчерашними и даже не над сегодняшними идеями, а над завтрашними перспективами. Автомобиль окончательно вытеснит лошадь, как только окажется на шинах! Чем сложнее проблема, тем у нас больше шансов решить ее первыми. Наш автомобиль должен был быть оснащен не жесткими резиновыми шинами, а съемными пневматическими! Впервые в мире!»

Для братьев Мишлен это была сложная цель, ведь вес автомобиля больше чем велосипеда или фиакра, да и дороги за городом менее приспособлены для пневматических шин, чем в пределах городских улиц.

По воспоминаниям технического главы предприятия Michelin Эдуарда Мишлена, сначала в гонке хотели выставить автомобиль Benz, который в Клермон - Ферране все называли «Ласточка» (L'Hirondelle). К сожалению не ясно какой Benz точно, Velo, Vicotria или Vis-à-vis. Автомобиль пригнал из Парижа  Андре Мишлен, его оснастили съемными пневматическими шинами и он отправился назад в столицу Франции, распугивая грохотом своего двигателя сельских обывателей и пасущийся скот. Однако до Парижа «Ласточка» своим ходом не добралась, двигатель вышел из строя из-за попавшей в него воды, как в наши дни сказали бы из-за гидроудара.

Братьев это расстроило, однако от намеченной цели они не отказались. Теперь решили установить вместо родного сломанного двигателя на шасси Benz, четырехсильный лодочный двигатель Daimler, прославившие своего изобретателя приемлемой надежностью. Инженеры Michelin долго мучились, но все же автомобиль, получивший прозвище «Паук» (L'Araignée) поехал, однако, толи из-за ошибок в конструкции, толи из-за неопытности водителя, уехал он не далеко, дважды врезался в деревья, нанося травмы как механику с водителем, так и самому себе. Автомобиль полностью разбили.

Однако и это не остановило братьев Мишлен. В третьей попытке они приобрели подержанное шасси Peugeot с двигателем мощностью в половины лошадиной силы. Инженеры Michelin демонтировали родной двигатель и установили имевшийся двигатель Daimler. Так как он был больше, сзади появился объемный ящик - двигательный отсек. Автомобиль стал тяжелее, и очень трудно управляем. Eго не возможно  было удержать на прямой, поэтому он постоянно двигался зигзагами, за что и получил прозвище -  «Молния» (L'Éclair).  Перед гонкой «Париж-Бордо-Париж»  «Молния»  дважды попадал в аварии и сотрудники  Michelin наотрез отказались управлять и в гонке, боясь за свою жизнь. Братья Мишлен решили участвовать  самостоятельно.



«Молния»

На  «Молнии» с установленными съемными пневматическими шинами и дополнительными фарами они выехали 11 июня 1895 года на Марсово поле, где проводился осмотр автомобилей перед стартом гонки в Версале. Авто братьев Мишлен имел номер 46 - последний, среди всех зарегистрированных участников, за ручкой управления восседал младший брат - Андре Мишлен, Эдуард находился рядом в качестве механика.





Братья Мишлен и «Молния»

В результате, первым финишировал в гонке Эмиль Левассор, он на своем автомобиле Panhard-Levassor с прозвищем «Пам-Пам» преодолел 1200 км дистанции за 48 часов 47 минут, со средней скоростью 24,6 км\ч. Эмиль, после финиша воскликнул, вспоминая о скорости : «Это безумие! Я разгонялся до скорости 30 км\ч».  (Именно эти слова в качестве эпитафии поместили на памятнике Эмилю Левассору после его гибели в 1897 году в гонке «Париж-Марсель»)

Первый приз Левассор   не получил,  его машина не соответствовала регламенту - не являлась четырхместной. Первый приз получил Пол Коечлин, выступавший на Peugeot и финишировавший на 6 часов позже Левассора.

Братья Мишлен приехали к финишу последними, через более чем двое суток после  Левассора, потратив на прохождение дистанции 100 часов.  Более пяти десятков раз они меняли съемные пневматические шины конструкции Эдуарда Мишлена ( не потому что шины были плохи, дело в том, что на сельских дорогах в те времена валялись тонны гвоздей, выпавших из лошадиных копыт, к которым прибивали подковы). Над ними смеялись публика и журналисты, но братьев это не волновало, они доехали до финиша, в отличие от множества других участников сошедших с дистанции! Братья Мишлен доказали, что пневматические шины на автомобиле, могут также успешно применяться как на велосипедах и фиакрах! Через пять лет никто в этом уже не сомневался, это стало нормой и, совершенствуясь в деталях, используется до сих пор!



«Молния» в прессе после гонки

Сегодня  «Молнию» можно увидеть в музее Michelin в Клермон-Ферране (тут есть неплохой пост о нем) .



«Молния» в музее

Она не всегда там стоит, но и путешествует по миру, например в США, когда праздновался ее сто двадцатый юбилей в 2015 году.  Я не уверен, но мне кажется это все же реплика.

В 2006 году в качестве бонуса для коллекционеров компания Altaya, выпускавшая с 2005 по 2008 год серию копий автомобилей в масштабе 1\43 под названием Collection Michelin ( с моделями входившими в эту серию можно познакомиться тут, тут или тут)  выпустила копию «Молнии», правда не вариант автомобиля, участвующего в гонке ( на модели нет номера 46 и больше рекламы), а тот что находится в экспозиции музея  Michelin.

Прекрасная и единственная известная мне копия этого легендарного автомобиля в масштабе 1\43. Вот она.



















Конечно это уровень журналки,  но ничего более проработанного на данный момент в 43 масштабе нет.

Существуют другие работы, например копия, выполненная в одном экземпляре ветераном Michelin Жаком Тачетом, представленная им на очередной встрече пенсионеров любителей масштабного моделизма Michelin в августе 2012 года.



Жак Тачет и его модель

Однако она гораздо крупнее и точно недоступна другим коллекционерам и любителям автомобильной истории.  Если кто-то видел копии     «Молнии» от других производителей в масштабе 1\43, пишите в личку, буду очень признателен.  
Кому интересен мой обзор книги Константина Шляхтинского "Русские страницы мишлен" прошу сюда  

L'Éclair, altaya, michlen, peugeot

Previous post Next post
Up