Gaffe models побывавшая даже в Космосе!

Jul 28, 2016 10:26





В 1985 году по заказу компании Renault Филипп Прево (Philippe le Prevost) - создатель Gaffe models  изготовил в масштабе 1\43 копию Renault Espace, которую с  собой взял французский астронавт Патрик Бодри (Patrick Baudry), совершивший в июне 1985 года космический полет в составе американо-французского экипажа на корабле «Дискавери».

Я уверен это единственная модель автомобиля в масштабе 1\43 побывавшая в космосе!



Renault Espace побывавшая в Космосе от Gaffe Models



1985 год астронавт Патрик Бодри и автомобиль Renault Espace, копия которого улетела с ним в космос

К сожалению мне не удалось пообщаться с Патиком Броди, хотелось выяснить где эта модель от Gaffe models теперь. Не смотря на то, что Патрик имеет свой сайт в сети, на вопросы, он, увы не отвечает.

А вот о создателе Gaffe models я с удовольствем расскажу.



Филипп Прево, фото с выставки retromobile 2003 год

Филипп Прево, как и многие его сверстники, начал интересоваться моделями различной техники  в детстве. В начале 60-х годов прошлого века,  когда ему было десять он увлекся склеиванием моделей самолетов от Lindbergh models. Мама Филиппа специально не покупала для сына эти наборы для сборки, просто они входили в комплект стирального порошка, который она использовала для стирки белья.  Чуть позже мама поддержала увлечение своего сына, и благодаря ей Филипп Прево смог уже пробовать свои силы в сборке моделей от известной компании из Великобритании Airfix, существующей, кстати, до сих пор. Секреты мастерства Филипп черпал из журнала Airfix magazine, став его постоянным подписчиком и читателем, попутно совершенствуя свой английский. В сферу интересов входили не только самолеты, а военная техника и автомобили. Приобретя навыки и опыт, став старше, Филипп Прево решил сосредоточиться на сборке только автомобилей в масштабе 1\24. Однако когда французская компания Solido выпустила несколько серий копий автомобилей разных эпох в масштабе 1\43, Филипп переключился именно на него, и начал формировать свою собственную коллекцию автомобилей в одном из самых распространенных масштабов в Европе.

После женитьбы Филипп Прево переехал в Париж, где жила и работала его вторая половинка, устроился на работу в компанию по разработке различных конструкций автомобильных кондиционеров, и стал разыскивать магазины масштабных моделей, где он мог бы приобретать интересные для себя экземпляры. Круг его поисков постепенно расширялся и как-то раз он наткнулся на очередной магазин в городке Ле-Ренси, находящемся в 22 километрах от Парижа. В новом для себя месте помимо интересных масштабных моделей он нашел коллег по увлечению, собиравшихся тут каждую субботу, являющихся не только коллекционерами, обменивающимися между собой новыми экземплярами, обсуждающими новинки, а и  пробующими себя на ниве их самостоятельного изготовления. Именно на этих встречах Филипп Прево познакомился с Андре Мари Руфом (Andre Marie Ruf), будущим создателем мастерской AMR, выпускающей высококачественные  наборы для сборки различной техники.



Андре Мари Руф

Домиником Испарсиксом (Dominique Esparcieux), основателем мастерской ESDO models, создающей небольшими тиражами в масштабе 1\43 копии автомобилей, установивших рекорды скорости на суше.



Доминик Испарсикс справа

Жаном Тисседром (Jean Marc Teissedre) владельцем авто-мото магазина, находящемся в Леваллуа-Пере - пригороде Парижа и многими другими.



Жан Тисседр

Все эти люди с радостью делились с Филиппом своими знаниями, связями с другими коллекционерам и мастерскими и  идеями. Он попал в среду настоящих единомышленников. Именно коллектив из Ле-Ренси, помог Филиппу Прево освоить технологии создания мастер моделей. Эти знания ему очень пригодились при знакомстве в Париже с владельцем мастерской MRE Мишелем Элкоби(Michel Elkoubi), для которого он на заказ создал свою первую мастер модель и наблюдал за тем, как она тиражируется, окрашивается, собирается и продается всем желающим!



Мишель Элкоби

Личное собрание Филиппа тоже трансформировалось, он нашел интересную для себя тему - копии автомобилей Porsche, особенно спортивные, участвующих в различных американских гонках. Он все глубже изучал мир этих автомобилей, покупая не только масштабные модели, но и большое количество литературы по этой теме, становясь настоящим экспертом.



Часть архива Филиппа Прево

Ему интересна эта область до сих пор и коллекция это прекрасно отражает! А в те времена он начал делиться своими знаниям, публикуя статьи во французских модельных журналах. Где рассказывал, как можно  создать новую модель интересного реального прототипа автомобиля Porsche или Mini путем  «конверсирования» стандартных копий производимых, например Solido или Vitesse.  По вечерам Прево создавал на заказ интересные «конверсии» гоночных автомобилей в основном на базе Ferrari, перекрашивая стандартные модели, добавляя к ним декали и различную мелочевку, всегда улучшающую любую копию автомобиля, особенно если воссоздается спортивный автомобиль. Помогал он и своим друзьям, например, для Андре Руфа и его мастерской AMR, создавал подробные инструкции по сборке «китов».

К 1981 году Филипп Прево, обладал уже достаточными знаниями и связями, чтобы попробовать сделать модель автомобиля в масштабе 1\43 полностью с нуля. В качестве первого прототипа для копирования он выбрал автомобиль, победитель гонки в Дайтоне - Ferrari P4 Spyder, тиражирование по мастер модели, созданной Филиппом, выполнила компания ESDO, некоторые детали создала компания TENARIV. Это была первая масштабная модель, созданная под брендом Gaffe models - именно так назвал свою мастерскую Филипп Прево.  К сожалению Прево не раскрывает, почему именно Gaffe, ведь с французского это слово переводится как «ляп», «ошибка», «оплошность». Я не думаю, что у Филиппа, был такой своеобразный юмор. Мне кажется, он имел в виду морской термин  - «отпорный крюк», также называемый Gaffe - специальный инструмент ( похож на багор) с помощью которого от борта корабля отталкивают спущенную на воду шлюпку, подразумевая, что его небольшая мастерская выходит в свободное плавание в море производителей масштабных моделей!

Первая копия от Gaffe models, выпущенная тиражом всего в 25 экземпляров была прекрасно принята коллекционерами. Большинство из них признали, что это лучшая модель Ferrari P4 Spyder, существовавшая на рынке масштабных моделей в то время.  У нее мастерски переданы все основные пропорции кузова, отличная покраска и отделка. Сейчас очень не просто найти не только эту модель, но и ее фото, поэтому поверим коллегам на слово.

Воодушевленный такими отзывами, Филипп  решил продолжить свою работу по созданию копий автомобилей в масштабе 1\43.  В 1982 году, компания по производству автомобильных кондиционеров - основное место работы Прево резко сократила штат своих сотрудников, попал под сокращение и Филипп. Однако он не сильно расстроился и решил работать дальше на себя, посвятив все свои силы развитию Gaffe models. Старые друзья ему помогали, размещая заказы, например первой серьезной работой для AMR, стало создание мастер моделей Maserati Birdcage Тип 60 , Ferrari 250 California Spider, предназначенных для покупателей использующих каталог Danhausen ( что-то вроде нашей системы, существовавшей в СССР - «Товары почтой»). Мастерская, где постоянной пропадал и работал Филипп, находилась на заднем дворе его собственного дома.  И однажды одна из ближайших соседок спросила: «Филипп, чем ты постоянно там занимаешься?», он ответил, что создает масштабные модели автомобилей. Оказалось, что соседка Прево является директором по развитию французской компании - крупнейшем импортере автомобилей Lada, Волжского автомобильного завода! Ею владел Жан Пок (Jean Jacques Poch) интересовавшийся не только обычными автомобилями, но и автоспортом! Под его руководством для участия в ралли-марафоне «Париж-Дакар» удалось подготовить несколько различный моделей Lada. Более того   Жан Пок очень любил масштабные модели автомобилей, поэтому соседка тут же уговорила Филиппа сделать для нее несколько масштабных моделей интересующих ее спортивных прототипов.



Жан Пок и одна из моделей от Gaffe Models



Lada Niva в масштабе 1\18  и в масштабе  1\43





Различные фарианты Lada Niva в масштабе 1\43

Так после случайного разговора, начался длинный путь Филиппа Прево в течение которого вот уже более тридцати лет он создает небольшими тиражами масштабные модели автомобилей - участников ралли-марафона «Дакар».  И это хорошая ниша ведь  участники «Дакара» - мужественные и смелые мужчины, поэтому огромная аудитория всего мира следит за их борьбой, страстно болеет, в том числе и в нашей стране и не только в Татарстане - родине команды «КАМАЗ-Мастер», где ее бренд стал уже настоящей гордостью, размноженной в многочисленных сувенирах, форменных майках кепках и другой атрибутике. Литература об истории «Дакара», особенно на русском языке мгновенно исчезает с полок книжных магазинов, становясь библиографической редкостью. И это не удивительно, ведь задуманный в 1977 году французским мотогонщиком Тьерри Сабину (Thierry Sabine) ралли -марафон «Дакар» интересен как экзотическими местами где он проводится, так и составом участников и конструкций транспортных средств, используемых спортсменами  заводских команд, и любителями одиночками.



Портрет Тьерри Сабину

Поэтому,  безусловно, «Дакар» не могли обойти своим вниманием  коллекционеры масштабных моделей автомобилей. Множество крупных производителей масштабных моделей периодически выпускали в различных масштабах копии транспортных средств - участников ралли-марафона. От случая к случаю или по специальному заказу изготавливали  их  и мелкосерийные мастерские и мастера одиночки, однако Gaffe models из Франции - стране, где зародился «Дакар» стала специализироваться на создании в масштабе 1\43,  копий автомобилей участвующих в этом сложнейшем ралли-марафоне.

Прево оснастил свою мастерскую, находящуюся все также на заднем дворе его дома, всем необходимым оборудованием, позволяющим ему обрабатывать деревянные и металлические детали.






Фото из мастерской Филиппа Прево

Приобрел и вакуум-машину, с помощью, которой он производит отливку «китов», причем не только для себя, но и для таких компаний как Nestor, DB Productions, Tacot, Scala 43, FPM Modelcars, Stettnisch Models, AMR (копии автомобилей в крупных масштабах из серии Titian). Тиражируя не только масштабные модели автомобилей, но и другие заказы, вплоть до больших фигурок героев различных комиксов или огромных плиток шоколада, используемых в рекламе одного из крупных магазинов сладостей в Париже.



Масштабные модели сделанные Gaffe models на заказ

У Филиппа нет помощников, он все делает сам, от изготовления мастер модели, ее тиражирования, покраски, если требуется ( иногда его продукцию коллекционеры закупают в виде «китов») финальной сборки, упаковки и доставки. Единственно, что он закупает на стороне, это детали из белого металла ( однако они изготавливаются по его мастер моделям), резиновые покрышки, элементы фототравления и декали ( тоже все подготовительные прорисовки он делает сам).













"КИТ" от Gaffe models

В результате ему удалось выпустить более 250 различных копий автомобилей участников ралли-марафонов ( в основном «Дакар») и городских версий, суммарным тиражом более 3000 экземпляров, разошедшийся по всему миру!  Gaffe models известна и как постоянный участник различных выставок посвященных как масштабным моделям автомобилей (например Modelex, где копии Прево получали приз «Лучшая масштабная модель года» в разделе спортивные автомобили и внедорожники), так и их прототипам ( например Retromobile).

До 1991 года каждая модель от Gaffe models создавалась тиражом в 250 экземпляров, и в основном все продавалось через магазины масштабных моделей. После появления на рынке производителей масштабных моделей предприятий, занимающихся их производством в Китайской Народной Республике, Филипп решил снизить тиражи до 100 штук, а сбыт наладил по заказам через почту.  Не смотря на все увеличивающуюся с каждым годом конкуренцию, копии от Gaffe models востребованы в той или иной степени. Какие-то распродаются быстрее, какие-то ждут своего заинтересованного коллекционера несколько месяцев.  Все дело в копируемых прототипах. Не каждый крупный производитель решиться выпустить большим тиражом копию участника ралли-марафона «Дакар», поэтому ниша, занятая Прево его устраивает. К тому же за эти несколько десятилетий ему удалось собрать такой обширный фото (около 60 000 штук) материал, сформировать огромную библиотеку книг и чертежей из разных стран мира, что вряд ли кто-то сегодня сможет с ним серьезно конкурировать в этом вопросе, и создавать прекрасно проработанные  копии «дакаровских» автомобилей. Филипп всегда очень трепетно относится к коллекционерам и их запросам, ведь он сам им является, и прекрасно знает, как необходимо строить общение. До появления  сети Internet, каждый желающий мог получить от него по почте бумажный каталог продукции Gaffe models, теперь достаточно найти его сайт и заказать нужную модель .

Сейчас Филиппу Прево 64 года, он уже дедушка, однако модели его еще интересуют, может уже не как бизнес, а как хобби. Помимо этого он находит время и занимается абсолютно бесплатно общественной деятельностью как член общественной палаты сначала коммуны Женвилье, а теперь коммуны Коломб - мест на северо-западе Парижа, не далеко от которых  он неизменно проживает.

Филипп Прево прекрасный пример того как любой коллекционер при желании может превратить свое хобби в дело всей жизни, добиться на этом поприще прекрасных результатов и никогда не стареть душой, быть всегда открытым, общительным и жизнерадостным. Надеюсь, кто-то обязательно подхватит его идеи и это поможет коллекционерам всего мира и впредь не только болеть за участников «Дакара,а и добавлять на свои полки все новые и новые копии транспортных средств, как одержавших победу  в этом знаменитом ралли-марафоне, так и просто участвующих в нем, пробивавшихся к финишу на пределе своих сил, надежности техники и возможностей!

ралли-марафона «Дакар», Масштаб 1\43, gaffe models, Дакар, Филипп Прево, Ручная работа

Previous post Next post
Up