Открыв энциклопедию издательства «За рулем» «Легковые автомобили» мы узнаем, что Gräf&Stift первый Австрийский ( в то время Австро-Венгрия) автомобиль. У истоков этой фирмы в 1907 году стоят три опытных механика -братья Gräf (Карл, Франц и Генрих),настойчиво отстаивавшие свое авторство на первый в мире передне-приводный легковой автомобиль, построенный ими в 1896 году и оснащенный мотором "Де Дион" (De Dion). В 1902 году к братьям Gräf присоединился предприниматель Вилли Штифт (Willy Stift), глава автомобильной фирмы « Celeritas» . В течение 5 лет они строили автомобили для Арнольда Шпитца (Arnold Spitz), одного из крупнейших торговцев Вены, реализовывавший их машины под собственным именем. Перый автомобиль под маркой Gräf&Stift изготовили в 1907 году.
Штифт мечтал создавать большие автомобили представительского класса, не экономя на стоимости производства. Так постепенно продукция новой фирмы достигла такого уровня, что ее автомобили стали называться австрийскими "роллс-ройсами". Естественно на них обратили внимание как сам Кайзер Австро-Венгрии - Франц Иосиф, так и члены его семьи . Ведь сильные мира всегда любили и любят комфорт, надежность и шик.
Автомобиль Gräf&Stift модели "28/32PS" с 5,9-литровым двигателем принадлежал Францу Иосифу, но пользовался им и племянник кайзера и одновременно наследник престола эрцгерцог Австрийский Франц Фердинанд Карл Луис Мария Габсбург-Лотарингский д'Эсте, которого большинство из нас знает просто как Франца Фердинанда.
Именно в этом автомобиле 28 июня 1914 года он был застрелен вместе с женой сербским студентом - анархистом Гавриило Принципом.
Именно из этого пистолета:
Об этом кровавом преступлении написано немало статей. Именно после этого печального события началась Первая Мировая Война 1914 - 1918 гг., - первый конфликт мирового масштаба, в который было вовлечено 38 из существовавший в то время 59 независимых государств. Долгих четыре года смерть собирала невиданный урожай на полях сражений от Ла-Манша до Дарданелл. Все воевали со всеми, на уничтожение людей были брошены только что изобретенные аэропланы и танки, ядовитые газы и пулеметы. К германским державам по странной логике присоединились только болгары и турки, зато государства Антанты были поддержаны потом и США, и Бразилией, и Китаем (позднее всего, 19 июля 1918 года, на их стороне выступил сильно обиженный на немцев Гондурас). В ноябре 1918-го все было кончено и для Германии, и для Австро-Венгрии: первая потеряла Эльзас и Лотарингию и попала под гнет многолетних репараций, вторая развалилась на целый ряд национальных государств. Еще раньше почти все оказалось кончено для России, где произошла катастрофическая социальная революция, повлекшая за собой гигантские человеческие жертвы и немыслимый упадок уровня жизни населения. В результате сараевских выстрелов пали четыре империи (Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская), к концу 1918 года погибло почти 20 миллионов человек. За австрийским наследником «в лучший мир последовала досель небывалая свита».
Ну, а что ж наш автомобиль? Как ни странно его история на этом не заканчивается. Сразу же после начала войны в Европе Gräf&Stift перешел в руки прославленного генерала австрийской кавалерии, Питерека ( в других источниках Патевека честно говоря фамилия мне точно неизвестна) . Пока автомобиль использовался как штабная машина, он успел заработать себе репутацию черного вестника, а его владельца преследовали военные неудачи. После катастрофического разгрома при Вальево Питерек (или Патевек) вышел в отставку и вернулся к себе на родину, где вскоре сошел с ума. Автомобиль между тем перешел к младшему офицеру того же полка, для которого это приобретение оказалось в той же степени несчастливым.
В начале 1915 года капитан, получивший машину, врезался в бампер грузовика и погиб вместе с водителем и двумя солдатами. После подписания мирного договора Gräf&Stift закончил военную службу и оказался в руках гражданских. Его первый послевоенный владелец был комендант Югославии. Хотя автомобиль использовали крайне редко, он все-таки оказался замешанным в нескольких инцидентах, и самый серьезный из них произошел осенью 1919-го, когда машина перевернулась на повороте, убив шофера и лишив самого коменданта руки. Но ему повезло, он остался жив. Судьба других была куда печальнее. "Нехороший" автомобиль погубил швейцарского автогонщика, который врезался в стену. Его выбросило из машины, и он получил смертельные травмы. Лимузин попал в ремонт. Владелец мастерской, приведя его в порядок, решил покатать на "царском" автомобиле друзей. Рискованный обгон - и печальный финал: механик и все пассажиры погибли.
В 1923 году власти продали экипаж с аукциона, и он стал собственностью преуспевающего врача.
После двух лет совершенно беспечальной эксплуатации автомобиля он встретил смерть за рулем, разбившись насмерть, когда Gräf&Stift снова перевернулся. Два крестьянина, стоявшие на обочине, тоже погибли. Но и потом кровавая сага не закончилась. Из последних четырех гражданских владельцев автомобиля лишь один не умер в результате смертельного случая на дороге. Этот человек, оказавшийся единственным исключением, богатый ювелир, лишил себя жизни сам.
Последний собственник машины, Тибор Хиршфилд, умер при лобовом столкновении с автобусом, когда возвращался со свадьбы, и вместе с ним четыре его пассажира. Число жертв несчастных случаев, связанных с Gräf&Stift , таким образом, оказывается просто жутким: двадцать два человека! К счастью для автомобилистов, машина ныне надежно заперта в венском музее.
Приведем технические характеристики этого полтергейста
Gräf&Stift 28/32PS (1910)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 115 х 140 мм
Рабочий объем: 5880 см3
Мощность: 32 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 75 км/ч
Масштабную модель этого необычного автомобиля созадли тоаврищи из Китая, ограниченный тираж, прекрасная деталировка, можно даже различить следы от пуль Гавриила Принципа.
Также у меня есть прекрасная книга об этом автомобиле на немецком, я увы, его не знаю. Было бы не плохо ее перевести на русский. Пробовал переводчиками, но полчается не очень. Если кто-то из коллег, знающих немецкий готов помочь, с радостью предоставлю текст в электронном виде. Объем не очень большой, поэтому для знающего человека, это не такой тежелый труд. Пишите буду рад.
Идем далее. Еще до того как погибнуть от пули террориста Франц Фердинанд заказал на Graf&Stift автомобиль для себя лично модель 40/45 с 7.3х литровым мотором, который был аж на 10 сил мощнее предыдущей "императорской" машины.
Gräf&Stift , Вена, tip 40/45 HP
Номер мотора и шасси 193 год выпуска 1913
14.08.1914 автомобиль был отправлен в управление главного шталместера (императорская коюшня, очевидно гараж Кайзера управлялся главным конюхом) для Кайзера Франца Иосифа
Мотор: 2 блока, 4 цилиндра, 2 распредвала
Сцепление: курантное с внутренним конусом
Коробка: 4-х скоростная, включение кулисой
Тормоза: 2 колодки на задние колеса или охлаждаемый водой тормоз на коробке
Кузов из дерева
Разрешение на эксплуатацию: S. M. Charles
Так как заказчик погиб, она досталась его преемнику - Карлу, который имено на ней и бежал после поражения в войне из Австрии в Швейцарию. На следующем фото Карл в своем авто.
Копию этого автомобиля лет 20-25 тому назад выпускала немецкая фирма Cursor, но масштаб ее несколько отлличается от 1\43. Модель в отличии копии китайских товарищей выполнена не из смолы, а из металла. Вот можно ее увидеть:
вот еще фото марки, вдруг и филателисты нас читают))
Во время первой мировой войны фирма выпускала также грузовые автомобили, пожарные автомобили, санитарные машины и автобусы, тем самым оставаясь на плаву, причём так что в 1917м году пришлось расширять свои производственные мощности.
Копию пожарного Gräf&Stift в металле и масштабе 1\43 также достаточно давно выпускала немецкая компания Conrad.
Другие мсштабные модели Gräf&Stift мне не известны.
В заключении отмечу, что фирма Gräf&Stift выпустила на рынок еще три модели представительских автомоблей "SP-4", "SP-5", "SP-8". Низкий спрос на дорогие автомобили заставил Gräf&Stift прекратить их производство и с 1938 года переключиться на выпуск грузовиков и автобусов. В июле 1971 года Gräf&Stift вошла в состав австрийской компании ÖAF, которая является частью германской корпорации MAN. 8 декабря 2001 года фирма ÖAF - Gräf&Stift была переименована в «MAN Sonderfahrzeuge AG» («МАН Зондерфарцойге»). Вот тут можно почитать подробнее
http://www.jcnews.ru/news/read/16159