Scale Model Technical Services Кейта Вильямса и Джона Аллена

Mar 02, 2016 14:04




Когда тут я рассказывал о первом Aston Martin и его копии в масштабе 1\43, то пообещал, что расскажу о компании, создавшей эту масштабную модель позже. Мне не хотелось совмещать два разных интересных рассказа в один пост, поэтому сегодня предлагаю вам познакомится со Scale Model Technical Services (SMTS) - одной из успешных компаний, создающих небольшими тиражами различные масштабные модели.

Имея богатый опыт общения с производителями и продавцами масштабных моделей, я давно для себя заметил что ни те ни другие не отличаются чем то от обычных людей. Есть среди них те, с кем сразу начинаешь дружить, и ваше общение вам нравится, а есть те, с которыми поддерживаешь связь, потому что нужно все же быть в курсе их новинок и т.п., но без особого удовольствия. Так вот сотрудники SMTS мне понравились сразу, как только я впервые им написал лет пять назад. Дело в том, что иногда я пытаюсь разузнать у разных компаний, собираются ли они среди своих новинок разместить интересные для меня модели. Так, например, когда я спросил у сотрудников Minichamps, не собираются ли они воссоздать в 43 масштабе автомобиль Protos, участвовавший в гонке Нью-Йорк-Париж 1908 года и хоть и со штрафными баллами, но все же первым преодолевший всю трассу и прибывший в Париж. Сотрудники Minichamps меня культурно послали, сообщив, что их планы это совсем не предмет обсуждения со мной))
Однако, когда я, узнав, что SMTS собирается запустить в производство серию масштабных моделей Aston Martin спросил у мастеров из Великобритании войдет ли в серию копия Aston Martin «Coal Scuttle», мне ответили, что пока не знают, но если войдет, мне обязательно сообщат. И знаете, года через три я получил письмо, в нем говорилось, что  Aston Martin «Coal Scuttle» выпущен SMTS в масштабе 1\43 и доступен для покупки. Вот это я понимаю, внимание к коллекционеру!! Поэтому, конечно же я сделал заказ и решил узнать о SMTS побольше.

Одним из основателей и основным идейным вдохновителем SMTS является Кейт Вильямс (Keith Williams). По сути он из тех людей, кто превращает любимое дело еще и в предмет повседневной деятельности, приносящей доход. Все верно, ведь значительную часть жизни мы проводим на работе, иногда не зная куда себя деть на ней, болтая в чатах или занимаясь другой ерундой.  А Кейт, занят  тем, что любит - созданием масштабных моделей, и я уверен он не смотря на все трудности счастливый человек. То, что светлый, радушный и жизнерадостный это точно)



Кейт Вильямс за своим рабочим местом на фабрике SMTS

Свой путь в масштабных моделях он прекрасно помнит. В начале 60-х годов прошлого века, на свое шестое по счету Рождество, Кейт получил в подарок, конечно же от Санта Клауса, «кит» Supermarine Spitfire -  копию британского истребителя времён Второй мировой войны. К сожалению Кейт не помнит, чьего он был производства, но голубой пластик его составных частей его память с легкостью воспроизводит. Это стало началом увлечения Кейт Вильямса, начавший склеивать «киты» самолетов, военной техники, автомобилей и подобно сегодняшним детям, которых родители не могут отогнать от компьютеров, мама Кейта не могла оторвать его от рабочего стола, периодически взрываясь тирадами :
- «Когда уже ты пойдешь и как все нормальные парни поиграешь в футбол?!»
- «Разве эти модели помогут тебе достичь чего-то хорошего?»
Мамы очень нас любят, но иногда не видят всех перспектив. И Кейт это доказал, подрабатывая, будучи школьником в одном из модельных магазинов, где с удовольствием собирал «киты» и брался за любую сложную работу, связанную с масштабными моделями, с блеском выполняя ее, благодаря своим «золотым рукам».

После окончания школы, он в свои восемнадцать лет решил год поработать осмотреться, а потом уже поступать в колледж. В нашей стране такое вряд ли бы получилось, если парень здоров и призывного возраста, cразу же пришли бы к нему добрые дяди из военкомата и направили осматривать окрестности одной из военных частей нашей любимой страны. Кейту повезло чуть больше, он находился в Великобритании жил в городке Хоршем (Horsham) графства Сассекс (Sussex) в 50 километрах к юго-западу от Лондона.

Устроившись в местную компанию по торговле автозапчастями к автомобилям Leyland, он познакомился с Джил (Jill) - трудившейся тут же и являвшейся женой Брайна Джонса (Bryan Jones) - владельца компании Motorkit, создававшей копии автомобилей, в том числе в масштабе 1\43, по технологии литья из «белого металла». Так Кейт Вильямс покинул торговую компанию и вернулся к любимому делу - масштабным моделям.  На первых порах Кейт в Motorkit занимался сборкой и покраской готовых моделей из комплектующих, затем стал больше внимания уделять созданию мастер моделей, форм, изучению методов литья и другого производства. Брайн это заметил и посоветовал, пока Кейт будет учится в колледже, он может работать у его партнера Майка Стевенса (Mike Stevens), развивавшего к тому времени в местечке Вотермилл (Watermill) недалеко от города Редхилл (Redhill) компанию Western models, на дворе стоял 1977 год. Кейт обучался в колледже и работал 3 дня в неделю на Western models, став  восьмым ее сотрудником, принятым на работу.  В  Western models Кейт Вильямс познакомился с Джоном Алленом (John Allen), трудившемся в компании с 1976 года, тоже полюбившего масштабные модели со сборки Supermarine Spitfire ( бывают же совпадения) от Airfix (инструкция по сборе этой модели до сих пор бережно хранится Джоном в свеом доме)  и ставшего впоследствии лучшим другом, учителем и партнером по бизнесу Кейта.

По окончании колледжа Кейт Вильямс стал отдавать все силы на работу в Western models. Освоив все тонкости производства масштабных моделей по технологии литья из «белого металла», он был способен самостоятельно вести разработку и производство масштабных моделей и Майк Стевенс это заметил. Он поручил Кейту развивать отношения с Minichamps, удовлетворяя их заказы в сериях Metal 87, Metal 43, Metal 24, Plumbies, что составляло 60% бизнеса немецкого производителя. Когда Minichamps отказались от использования технологии «белого металла» и перешли в die-cast с использованием промышленной базы Китайской Народной Республики (КНР), Western models, потеряли крупного заказчика, а  Кейту Вильямсу поручили сотрудничество командами участниками мирового чемпионата «Формула 1», на предмет создания масштабных моделей спортивных болидов. К этому времени начало 80-х  годов Кейт и Джон Аллен, все больше думали о создании собственного предприятия.  Периодически вместе обедая, они строили совместные планы, выдвигали новые идеи.  И вскоре решились и ушли из Western models. Майк Стевенс вспоминая их уход, отмечал, что это были трудные времена для компании, но не уход этих сотрудников повлиял отрицательно на бизнес Western models, а общий мировой кризис в области создания масштабных моделей.



Кейт Вильямс и Джон Аллен

Однако ни Кейта ни Джона трудности кризиса не пугали. Заручившись финансовой поддержкой третьего компаньона Стива Овери (Steve Overy)  в 1983 году была создана SMTS.  Основной задачей компаньонов стало не производство масштабных моделей для коллекционеров - т.е. создание своего собственного продукта, а оказание услуг для других небольших компаний, существовавших на рынке, связанных с разработкой мастер моделей, форм, осуществления литья из «белого металла», сборка и т.п. Одним из первых клиентов, существующих до сих пор, стала многим известна мастерская из Великобритании Minimarque 43.  Через год Стив Овери покинул SMTS, организовав свою компанию Illustra, а Джон и Кейт дружат и трудятся бок о бок каждый день до сих пор. И самое приятное для них это начинать новый проект по созданию с нуля новой модели любого транспортного средства, будь то воспроизведение в выбранном масштабе существующего автомобиля, самолета, поезда, космического аппарата или фантазии частного автора или режиссера анимационного или художественного фильма.  
Первой собственной моделью, выпущенной SMTS, стала копия Arrows A6. Кейту удалось заинтересовать в масштабных моделях знаменитого автогонщика Джеки Оливера  (Jack Oliver)-  основателя и  владельца команды Arrows, участвующей в чемпионате «Формула 1».
В результате этих договоренностей  SMTS выпустила небольшой тираж автомобилей Arrows A6 в масштабе 1/4, с наклейками всех спонсоров и с автографами Джеки Оливера. Все копии использовались Оливером в качестве рекламы команды. Мастер модель Arrows A6, создал известный многим в Великобритании мастер Ян Пикеринг (Ian Pickering), спонсорские декали по эскизам Кейта Вильямса, изготовила Кайли Трансферс (Kaylee Transfers), все остальные работы по формовке, литью, тиражированию, сборке выполнялись Кейтом и Джоном самостоятельно. Что интересно, вспоминают Кейт Вильямс и Джон Аллен, в то время Джеки Оливер женился на красотке Лулу, танцующей в самой популярной группе Legs&Co. Так как сам Джеки постоянно находился в разъездах, пытаясь достать деньги для своей команды, за моделями, в дом Кейта, приезжала сама Лилу, он был просто в восторге, а у соседей в глазах постоянно можно было увидеть немой вопрос, что тут делает одна из знаменитых девушек Великобритании?  Чуть позже в серию уже пошла копия Arrows A6 в масштабе 1\43. Именно благодаря выпуску этой модели  Кейт Вильямс и Джон Аллен познакомились с Колином Фразером (Colin Frazer) коллекционером и основателем мастерской Formula Models. Кейт и Джон, просто поинтересовались, кто тот заказчик, что захотел приобрести сразу 12 «китов»  Arrows A6 из небольшого тиража в 500 экземпляров.  Так началось сотрудничество SMTS и Formula Models.



Различные варианты Arrows A6 от SMTS в масшатбе 1\43 собранные и в виде "кита"

В 1986 году SMTS арендовала цех на фабрике в городке Гастингс (Hastings), находящемся на побережье в 70 км к югу от Лондона  в графстве Восточный Сассекс.  Кейт Вильямс взял на себя все вопросы организации бизнеса, поиска заказчиков, обеспечение необходимыми материалами, формирование новых идей, поиск мастеров, создающих мастер модели ( если не хватало времени поработать над этим самому) - он стал лицом дуэта, представляя SMTS на всех переговорах.  Джон Аллен стал заниматься технической стороной дела, созданием форм, тиражированием, сборкой, упаковкой, доставкой заказчику. Бизнес развивался.

Очень интересный проект SMTS реализовала в 1989 году. Особенно этот проект интересен,  коллекционерам, интересующимся копиями автомобилей хоть как-то, но связанных, с СССР. В 1989 году одна из старейших страховых компаний мира, Norwich Union (была основана в 1797 году, а после 2009 года вошла в состав компании Aviva) штаб квартира которой находилась в Лондоне, решила запустить на британском телевидении рекламную компанию, призывающую жителей туманного Альбиона инвестировать свои деньги через фонды Norwich Union в экономику развивающихся стран, в том числе и СССР. Да, вот так просто. Главными героями рекламного ролика должны были стать два супер автомобиля, якобы созданные в СССР.  Вот тут можно посмотреть этот ролик
А вот краткий его сценарий с текстом:



Позволю себе дать перевод на русский язык некоторых частей:

[Мужчина подходит к необычному автомобилю, контуры которого угадываются под красным флагом СССР с серпом и молотом]
Голос актера - в рекламе это был голос известного сценариста, режиссера, журналиста сэра Людовика Кеннеди (Ludovic Kennedy): [ С явным русским акцентом] Это Mirov-II [скидывает флаг] революционный спортивный автомобиль с турбодвигателем, созданный с СССР.
Смена плана, голос Актера: Светочувствительное стекло с хромом в составе [ Показывает рукой], замки, открывающиеся после распознавания отпечатка пальца владельца [ Демонстрирует],
Смена плана [ Актер внутри автомобиля смотрит в камеру и продолжает рассказ]: Органы управления, в основе которых лежат компьютерные технологии, могут перемещаться справа на лево [ Демонстрируется], и конечно запуск двигателя осуществляется после введения уникального кода [Демонстрируется, слышен звук заведенного двигателя],
Далее рассказывается, почему необходимо вложить свои деньги и помочь экономикам развивающихся стран.
Смена плана [ Актер внутри автомобиля смотрит в камеру и произносит]: Этот автомобиль доступен в любом цвете, однако пока он красный  [Автомобиль уезжает],  «Технологии для прогресса !»  - так мы говорим по-русски!

Вот такая была реклама)

И автомобили Mirov-II действительно существовали.



Mirov-II

Главный дизайнер, трудившийся над проектом Йон Банкер (Jon Bunker), вспоминает, что ему дали всего 10 дней, для разработки компоновки двух автомобилей, взяв за основу шасси от VW Beetle. И он справился, представив рисунки интерьера, системы открывания дверей и многое другое. Вот один из его рисунков того времени, взят отсюда



Один из рисунков Йона Банкера - салон Mirov-II

В результате ознакомившись с предложениями  Йона, непосредственные изготовители Mirov-II, британская компания Unique Vehicle and Accessory  (UVA) воплотили идеи дизайнера на шасси американского «кит-кара» M6 GTR, по сути являющего немного усовершенствованным шасси дорожного автомобиля M6, созданного в 1969 году Брюсом МакЛареном (Bruce  McLaren).  В общем автомобили собрали, они отснялись в рекламе, в ней конечно не показали множество недостатков, которые у них были из-за такой быстрой сборки и подгонки. Ролики потрясли многих, и люди задавали вопросы, неужели в СССР способны делать такие автомобили?

Через некоторое время один Mirov-II продали с аукциона, а другой прямо со стоянки  Norwich Union, приобрел Брайн Томпсон, давно мечтавший заполучить этот автомобиль и потративший много сил на его восстановление и доводку, о чем он написал в своей книге «How to build your own Supercar», прочитать ее можно тут .

Так вот SMTS выпустила, для рекламных целей по заказу Norwich Union копию Mirov-II в масштабе 1\43. Планировалось сделать тираж в 200 штук, однако затем его уменьшили до 50. Вот такой вот раритет, могут искать увлеченные коллекционеры!





Mirov-II в масшатбе 1\43 от SMTS

Параллельно с  производством  Mirov-II, по заказу голландского коллекционера Хенка Ван Астена (Henk van Asten) на SMTS разработали и запустили в производство серию классических американских автомобилей 50-х годов. Эти модели больше известны коллекционерам под брендами Conquest и Madison models. Также Кейт Вильямс и Джон Аллен, заключили контракты на производство масштабных моделей для Marsh Models, K&R Replicas и British Heritage Models.
В начале 90-х годов владелец автомобиля Eagle Weslake, заказал в SMTS себе его копию в масштабе 1\12, Кейт с Джоном прекрасно справились с заказом и получили от владельца разрешение выпустить небольшой тираж этого автомобиля в масштабе 1\43.



Eagle Weslake от SMTS масштаб 1\12



Слева на право Eagle Weslake, Arrows A6 2 штуки и Ferrari 312B, модели в масштабе 1\43 от SMTS



"Кит" BUGATTI 35 от  SMTS

Другим частным заказом был и знаменитый бульдозер 50-х годов Vickers Vigor и многие другие.



Бульдозер Vickers Vigor



ASTON MARTIN ''GREEN PEA'' 1922



ASTON MARTIN 1.5 LITRE MK 2 1934



Фантастический автомобиль от SMTS

К 1992 году SMTS построила свою небольшую фабрику в Гастингсе,  в ее штате насчитывалось тридцать два сотрудника.



Cотрудники SMTS за работой

К началу 2000-х годов, SMTS, хоть и оставалась одной из успешных компаний, создающих масштабные модели по технологии литья из «белого металла», но и она стала ощущать конкуренцию с компаниями из КНР или компаниями, разместившими в КНР свое производство. Не смотря на то, что выпуск копий автомобилей, был наиболее интересен Кейту и  Джону, им необходимо было оплачивать счета, а значит  осваивать новые ниши, новые виды продукции и они это сделали. В результате, при помощи одного из крупнейших коллекционеров мира Брюса Ролстона (Bruce Rolston) была запущена серия Sky Classic, в которой из «белого металла» в масштабе 1\200 увидели свет более 100 различных моделей самолетов. А для Саудовских Арабских Авиалиний, была создана копия Boeing 777 в масштабе 1\36 (длинна модели составляла около 2,5 метров) с тщательно проработанным интерьером, видным по одному из открытых бортов, с возможностью управления освещения используя дистанционный пульт.

Кейт Вильямс и Джон Аллен не собираются останавливаться, хотя результаты их совестной деятельности, осуществленные за прошедшие 33 года более сем внушительны! Не смотря на то, что в наши дни, ни как в 80-еы годы прошлого века, когда можно было общаться даже с хозяевами команд «Формулы 1» в паддоке и они особенно не возражали, когда Кейт делал снимки нового болида, чтобы чуть позже выпустить его в масштабе. Теперь на эти операции необходимы договоренности, пропуска, покупка лицензий. Тем не мене, выпуск болидов прошлого продолжается, вместе с сериями автомобилей Aston Martin, Jaguar и другими. Не смотря на то, что SMTS специализируются на литье из «белого металла», по заказам они освоили работу и со смолой, однако не планируя полностью переводить на нее свое производство.



"Кит" TVR Cerbera из смолы кузов

Годы идут, но ни Кейт  ни Джон не устали, потому что до сих пор сами являются коллекционерами и с большим удовольствием развивают культуру масштабного моделирования.
Вот такая SMTS , создавшая, в том числе и копию первого Aston Martin!  И я рад был рассказать сегодня о людях с которыми дружу )

smts, aston martin, white metal, Кейт Вильямс (Keith Williams), Джоном Алленом (John Allen), Ручная работа

Previous post Next post
Up