Выставка Эдварда Мунка в Третьяковской галерее (Инженерный корпус, Лаврушинский переулок д.12) стала своеобразным толчком для меня. Я давно уже только ныла, что никуда не выбираюсь, что хочется посмотреть то, сё, пятое, десятое. А здесь Мунк. Талантливейший, тяжёлый, сильный. Многие творчество Мунка не понимают, ещё больше не хотят понимать, потому что многие его картины вызывают отвращение, страх, стыд - неприятные чувства и эмоции. По убеждению же многих, искусство должно нести позитив.
Очень рекомендую заранее выбрать день и купить электронный билет, по которому вы спокойно пройдёте без очереди, ибо живая очередь внушительная и движется медленно.
Экспозиция расположилась на двух этажах. Стоит, как и рекомендуется, начать осмотр со второго этажа. Всего экспозиция представлена в четырёх залах: зал с фотографиями, где много селфи художника, зал с основной экспозицией, зал с портретами и пейзажами и зал с гравюрами, литографиями - с графикой: Мунк стал одним из первых авторов, массово тиражировавших свои работы.
Я начала с "зала графики" (второй этаж).
Тема болезней и смерти преследовала Мунка с детства - со смерти матери. Потом умерла сестра. Сам Мунк не отличался крепким здоровьем и, очевидно, в иные моменты жизни боялся последовать за ними. Отсюда, по-моему, столь пристальное внимание к теме угасания и ухода. Больные девочки, изображённые Мунком, совсем не похожи на девочек. Болезнь и близость смерти заставляет ребёнка взрослеть раньше срока. На первом рисунке художник сумел мастерски поймать тот самый "взгляд в вечность", взгляд человека, стоящего на пороге смерти. На втором рисунке мы видим почти старуху с запавшими глазами и заострившимися чертами лица.
Автопортрет художника. Надо сказать, Эдвард Мунк был весьма привлекательным и харизматичным мужчиной, который, если б не сложный несколько мрачный характер, пользовался бы большой популярностью у прекрасного пола.
Литография знаковой картины художника. Одной из самых узнаваемых в мире.
А это литография картины "Вампир". Ниже будет оригинал. На мой вкус, литография прекрасно подошла бы для иллюстрирования книг - она нейтральна, тогда как картина оставляет невероятные, яркие впечатления.
Как только в литографии или гравюре Мунка появляется цвет, изображение начинает играть с психикой зрителя. Мунк добавляет не больше трёх цветов, потому что цвет, скорее, призван раскрыть картину, а здесь художнику важно передать идею.
Взять, к примеру, "Влечение". Какая аллегоричная, при этом удивительно точная визуализация чувства. Здесь и притяжение, и страсть, и "омут зрачков", утрированный до бездонных провалов глаз, и извилистый путь, и тёмный тоннель, полный неизвестности. Даже огненные волосы девушки будто стремятся охватить, обнять, окутать. У изображённых здесь людей нет ртов, потому что им не нужно слов, у них есть всё, что нужно, - влечение.
Особенно интересно мне было смотреть на работы, созданные Мунком по одному сюжету. "Незначительное" отличие в деталях разительным образом меняло восприятие картинки. Смотрите сами. Насколько разная эмоциональная нагрузка, насколько разные чувства вызывают левое и правое изображение.
Возлюбленная Мунка - Ева Мудоччи. Почти иконография. Взгляд, поворот головы. Образ, будто заключённый в кокон. В этом портрете как будто заключено преклонение художника перед Женщиной.
Именно образ Евы Мудоччи, по моему мнению, лёг в основу созданной Мунком "Мадонны". Лично для меня эта работа перекликается с классическим образом Santa Muerte, и чувство это усиливается скелетообразной фигурой в нижнем углу, а также контрастом чёрного и красного цветов.
Основная экспозиция - картины. Вот знаменитый "Поцелуй". Фигуры и лица сливаются, как сливаются влюблённые в поцелуе. И пространство укутывает их, ограждая от всего мира в момент единения тел и душ. Доминируют сдержанные и тёплые тона.
И здесь же рядом "Убийца" с ядовито-зелёными и жёлтыми акцентами. Безликий, с руками, будто испачканными кровью. Фотография не способна передать то гнетущее чувство, что навевает картина. Отвращение, брезгливость. Мир стоит, мир не содрогается, пока по дороге разгуливает убийца. И только болезненно-жёлтые и болотно-зелёные цвета намекают на то, что мир чем-то смертельно болен. Красноватая линия вызывает ассоциации с ручейком крови, бегущим вдаль - позади шагающего убийцы.
Картина "Амур и Психея" интересна прежде всего своей колористикой и тем, какую технику мазков использовал Мунк, изображая Амура. Перед нами не классическое античное божество, нет, - Амур более напоминает пришельца или новый вид человека. Некто из совсем другой реальности. И какие интересные позы: она - почти безучастно замерла, как будто ждёт слова или действия; он - чуть наклонился вперёд, но не для поцелуя, он рассматривает её, ему - любопытно.
Картина "Глаза в глаза" несколько напоминает "Влечение". Но если во "Влечении" читалось нечто тёмное и запретное, сгущались краски, то здесь Мунк создал совсем иной контекст. Дом, дерево и двое, молча глядящих друг другу в глаза. Их руки соединены, и вновь даже волосы женщины будто бы тянутся к любимому. Одинокий цветок, возможно, является аллегорией отсутствующего на картине ребёнка. И мне показалось, что "Глаза в глаза" - это метафора настоящего семейного счастья.
"Смерть Марата". В этой картине наибольший интерес вызывает положение тела убиенного, до боли напоминающее положение распятого. И если уж не Иисуса Христа, то возможно, какого-то другого мученика. Любопытно также, как меняется цветовая гамма от светлой, где изображён Марат, к тёмной и пугающей - с его убийцей.
"Вампир", оригинал. К сожалению, фото опять же не способно передать весь пугающий магнетизм картины, наполненной какой-то первобытной тьмой, отталкивающей и влекущей одновременно. Посмотрите на белизну и нежность кожи женщины, на аппетитную линию плеч - почти осязаемая мягкость тела. И так любимые художником рыжие волосы. Обладательницам огненной гривы во все времена приписывались или определённые черты характера, или магические способности, или даже связь с Люцефером. Мунк вообще виртуозно обращался с оттенками красного и оранжевого, расставляя нужные ему акценты с хирургической точностью.
"Меланхолия". Одна из хрестоматийных картин Мунка не произвела на меня неизгладимого впечатления. На мой взгляд, литографии за счёт чёрно-белого исполнения выглядят более мрачными и лучше передают чувство одиночества, безысходности, отрешённости.
А вот "Голгофа" вызывает сильные эмоции. И первая среди них - отвращение. Улыбающиеся лица на переднем плане и лица скорбящие разделены бесстрастной "физиономией" самого художника, намекающего на беспристрастный взгляд свидетеля происходящих событий. От зубоскальства и злорадства хочется бежать без оглядки. За двадцать веков ничего не изменилось.
"Танец жизни" - картина не очень-то жизнеутверждающая. Восход, зенит и закат. И никого, ни одну из танцующих пока юных дев, не минует чаша сия. Это подчёркивает и колористика: белое, красное, чёрное с бордовым платья - и даже детали пейзажа: под ногами юной девушки высокая сочная трава, далее растущее расцветающее дерево - как символ превращения девушки в женщину, и короткие травинки, будто скошенные - под ногами у грустной пожилой дамы.
И снова тема смерти у Мунка. "Смерть в комнате больного". Единственный персонаж в цветной одежде и с лицом - кто она? Смерть с человеческим лицом. Милосердная, освобождающая, с добрыми честными глазами. Именно такой художник представляет её миру.
Эти две картины с изображением купающихся девочек и купающихся мальчиков мне понравились прежде всего тем, как тонко переданы гендерные поведенческие особенности в таком, казалось бы, обыденном ритуале, как купание. Грация и лёгкое стеснение девчонок, их невинное озорство; расслабленность и раскрепощение мальчишек. Здесь в том числе и совершенно разное восприятие собственного тела.
Знаменитый "Крик". О нём можно прочитать массу статей, в которых собрана вся известная информация о картине, и я не буду повторяться.
Скажу лишь, что эту картину нужно просто один раз увидеть своими глазами. Ни одна фотография из интернета или каталога не сравнится с живым полотном. "Крик" оставляет ощущение, будто ты оказался в какой-то другой реальности. Или просто по ту сторону реальности. Обратите внимание: фигуры на заднем плане какие-то бестелесные, они сливаются с ограждением, будто призраки, которым нет преград в материальном мире. А может, астральные проекции. Марсианский закат, доминирование синего цвета в картине, стирание границ между материальным и потусторонним, искажённое нечеловеческим ужасом нечеловеческое лицо... От "Крика" очень сложно отойти - и в прямом, и в переносном смысле.
"Метаболизм. Жизнь и смерть" - картина, которая открывает и закрывает экспозицию в зале, посвящённом циклу жизни.
Классический мотив "Адама и Евы" у Древа Жизни. С небольшой "поправкой на ветер", пойманный Мунком в творческие паруса. Черепа в корнях дерева даже не намекают, а преподносят как аксиому: жизнь без смерти невозможна, смерть - это жизнь, жизнь - это смерть. Перерождение - это не переселение душ, это возможность дать жизнь другому, это перетекание жизненных соков, энергии из мёртвого тела. Извините за попсовость ассоциации, но вспомнилось: "Красная, красная кровь Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива"...
Среди бесконечных селфи Мунка я выделила эту "открытку". Эдвард Мунк славился тем, что любил от руки дорисовывать детали на фотографиях и отправлять эти полуфотографические-полухудожественные произведения друзьям.
Заключительным для меня стал зал с портретами и пейзажами.
"Автопортрет с бутылками". Одно время у Мунка были серьёзные проблемы с алкоголем, и он даже лечился от зависимости. Я выделила этот автопортрет из ряда других из-за его необычной цветовой гаммы. Он очень светлый и даже позитивный. Ощущение, что Мунк никак не может определиться с тем, что бы ему выпить, но уже в предвкушении. Стол с бутылками выглядит весьма аппетитно.
А вот и портрет доктора Якобсона, в клинике которого художник лечился от алкоголизма. Уверенная поза, обилие яркого жёлтого и красного, - Мунк изобразил яркую, харизматичную личность, талантливую и способную заражать идеями.
Три обнажённые натурщицы, три характера, три типа женских фигур, три разные техники написания. Интересно смотреть на них одновременно, чувствуя разницу во всём. Лично мне больше импонирует последняя картина - женственность, чувственность.
Совершенно невозможно обойти вниманием пейзажи Мунка. Не зря организаторы выставки завершили ими экспозицию: яркие и жизнеутверждающие, они снимают напряжение и гнетущее ощущение, овладевающее после знакомства с мрачной частью твочества Мунка.
В пейзажах совсем иная колористика. Художник совсем иначе использует и свой любимый красный, и жёлтые и зелёные оттенки. Картины наполняются жизнью, светятся изнутри. Мягкое сияние звёзд, ветер, гуляющий среди крон, волны, ползущие по камням, тёплые лучи весеннего солнца...
... и само "Солнце". Я влюбилась в эту картину сразу и, наверное, навсегда. У меня даже нет слов, чтоб описать эмоции, которые пробуждает полотно. Оно абсолютно настоящее. Смотришь и непроизвольно щуришься, как будто есть необходимость прятать глаза от ослепляющих лучей. Мунк сумел не просто поселить солнце на холсте, но и сделал так, чтоб оно сияло.
Мне очень хотелось рассказать о всех впечатлениях от выставки, поэтому я задержалась с "отчётом" на две недели. Фотографии действительно - лишь тень реальных работ. Даже если Эдвард Мунк - "не ваш" художник, увидеть его полотна всё-таки стоит. Возможно, он "не ваш" по репродукциям из интернета. Реальность несравнимо красочнее и сильнее.