Еврений Онегин. Театр им. Вахангова

May 23, 2018 19:48

Театр им. Вахтангова. "Евгений Онегин". В главной роли Алексей Гуськов, хотя ожидался Маковецкий. Но у Алексея Гуськова юбилей - 60 лет - и видимо, это повлияло на "внутреннее расписание" актёров. За несколько дней взять билеты на приличные места очень сложно (в зале, на минутку, аншлаг), но сам театр небольшой, поэтому даже с балкона - благо, первый ряд - было видно и слышно очень хорошо.

Скорее, понравилось. Впечатление постоянно портила Татьяна, которую исполнила Ольга Лерман, но обо всём по порядку.
Я не завзятый театрал, поэтому было сложно с первой же минуты разгадать задумку режиссёра и, как следствие, включиться в спектакль. Мысленно я пыталась усложнять, но всё оказалось проще.

Первое отделение было скорее комедийным. И музыка, и шутки, и эмоции, демонстрируемые героями - всё призвано было создать некий позитивный и в то же время ироничный, даже местами саркастичный настрой. Ольга и Ленский прекрасный. Идеально переданный образчик романтических отношений. "Я пришла в жизнерадостных трусиках, Я хочу от тебя карапузиков... Я хочу жить с тобою в шалашике, Делать борщик тебе и точить для тебя карандашики, Я хочу что бы мы бесконечно ляляляля, Бесконечно ляляляляляляляляляля..." (с) Гуськов прекрасный актёр и изумительно исполнил роль, его "младая тень", конечно, терялась на столь монументальном фоне. А вот трактовка образа Татьяны меня, мягко говоря, удивила.

Отход от классического образа в сторону "нормальности", к обычным подростковым переживаниям и реакциям мне вполне понятен, но контраст оказался слишком разительным. Татьяна перед написанием письма и в момент разговора с няней напоминала щенка лабрадора, восторженно носящегося по сцене, виляющего воображаемым хвостом и обтирающего от счастья все поверхности.

Вторым моментом стал сон Татьяны. Актриса, что читала текст, была уже в годах и местами глотала окончания слов, что всё время меня вырывало из паутинки сновидения, да и сам сон, на мой взгляд, просит налёта мистицизма, а его рассказали, как увлекательную, но обыкновенную сказку.

Вторая часть спектакля в противовес первой - трагичная и пробуждающая сопереживания. И музыка как нельзя лучше соответствовала. (В этой связи соблазнительный танец зайчика перед охотником, снижающий градус драматизма, лично я не оценила. В первой части он был бы уместнее.) Самый красивый момент, самый трогательный и берущий за душу - смерть Ленского. Интерпретация дуэль - убийство на самом деле невероятно близка к истине, потому что по факту это и было убийство, мастерски замаскированное под поединок чести.
Несмотря на разницу в настроении и посыле, вторая часть оказалась динамичнее первой. Первая показалась всем нам местами затянутой. Простота декораций и костюмов оттеняла актёрскую игру, хотя солировал по-прежнему Алексей Гуськов.

Финальный монолог Татьяны поверг меня в ступор. В нём не было ни намёка на драматизм, на внутренний надрыв, на чувства, о которых героиня заявляет в конце: "Я вас люблю"... В монологе нет ни тени любви и страдания. То, как Ольга Лерман его произносит, навевает лишь одну мысль: Татьяна над Онегиным сознательно издевается, мстит ему, наслаждается местью и не считает нужным это скрывать.

Разрыв шаблона, когнитивный диссонанс - пропасть между смыслом текста и всеми невербальными информационными потоками оказалась для меня колоссальной. Я списала это на переигрывание, потому что принять настолько неклассическую трактовку, где Татьяна превращается в холодную самодовольную стерву, я не смогла буквально на физическом уровне.Не до такой же степени! Мне очень хотелось непередаваемого ощущения катарсиса в финале, хотелось сопереживать до дрожи, до слёз, но я не смогла себя заставить. Полное отсутствие эмоций, кроме недоумения, полное отсутствие сопереживания и сочувствия. А ведь это театр, и это одна из его главных целей - погрузить зрителя в состояние катарсиса.

В остальном спектакль оставил в памяти и в душе очень приятные эмоции. Заснять удалось только речь Алексея Гуськова после спектакля. Не понимаю, как людям удаётся снимать фото и видео, - меня всегда ловят на этом бдительные бабушки. На память осталась только стильная программка и собственно эта речь.






мнение, культура, театр, искусство

Previous post Next post
Up