Собор Лиссабонской Богоматери

Sep 07, 2012 11:25




Это вид на Сэ, одну из главных лиссабонских достопримечательностей. Но вид собора не всегда был таким.



Церковь Санта-Мариа-де-Лижбоа, Кафедральный собор португальской столицы, начали строить в XII веке, после того как Лиссабон вырвал из рук неверных мавров первый король Португалии, Дон Афонсу Энрикеш.

Собор столетиями обустраивали, украшали и улучшали в соответствии с быстро меняющими вкусами различных эпох. Его первоначальный вид совершенно неизвестен. Первые изображения относятся лишь к XVI веку, когда расцвело искусство гравюры.




Вид Кафедрального собора Лиссабона (Сэ де Лижбоа) в XVI веке.




Еще одно изображение Сэ, вторая половина XVI века.

В дальнейшем собор продолжали всячески облагораживать, пока не случилось землетрясение 1755 года, разрушившее почти весь город.




Вид собора после землетрясения.

Восстанавливали Сэ во вкусах второй половины XVIII века, когда барокко сменялось классицизмом. При этом главные усилия тратились на внутреннее убранство собора: там появились инкрустации из цветного мрамора и традиционные португальские изразцы - азулежуш.




Внешний вид Сэ был скромен. Фото конца XIX века.




К середине XIX век этот вид перестал устраивать передовых людей страны, в частности, знаменитого португальского историка Александра Эркулану, требовавшего, как и многие другие, немедленно начать реставрацию собора.

Подобные настроения в обществе стали откликом на новую моду в Европе - увлечение архитектурной эклектикой ("историзм", "неоготика") и примитивами (средневековыми художниками, творившими до эпохи Возрождения). Главным  источником вдохновения стал опыт Франции, где Виолле-ле-Дюк разработал новые принципы реставрации и реализовал их на практике, перестроив Нотр-Дам-де-Пари, сооруженный, кстати, тоже в XII веке.

Проекты реставрации Лиссабонского собора разрабатывались неоднократно, но оставались на бумаге, пока, наконец, в 1902 году бывший министр финансов страны Аугусто Фучини не приступил к воплощению своей мечты - придать Сэ подобающий благородный вид, устранив последствия "варварства и вандализма" предыдущих эпох.



От проекта Фучини осталось три акварели, которые хранятся в архиве в Лиссабоне. 



Главный фасад.




Северный фасад




Южный фасад.



На этой репродукции той же самой акварели лучше видны замыслы Фучини по восстановлению центральной башни, которую он мечтал превратить в колокольню.

За 9 лет реставрационных работ Фучини перестроил северный фасад и половину главного, западного фасада. В 1911 году, не завершив начатое, он умер.



Сэ во время реставрации Фучини. Фото начала 1900-х годов.




В стене южного фасада Фучини успел прорубить псевдоготическое окно с очень красивым видом на реку Тежу (фото cheesemonster). Правда, его главная идея - сломать часть южной стены, чтобы открылся вид на готический восточный фасад собора - так и осталась нереализованной.




Аугусто Фучини

Новым руководителем проекта восстановления собора стал архитектор Антониу ду Коту Абреу. Ему работать было проще: после революции 1910 г. и свержения монархии, правительство объявило об отделении церкви от государства, конфисковало все церковное имущество, а недовольных священнослужителей подвергло гонениям, например, кардиналу Лиссабона было запрещено жить в столице и, тем самым, мешать осуществлению планов реставрации собора.



Ду Коту первым делом начал исправлять "ошибки" своего предшественника, в частности, убрал готический шатер с северной башни. Фото после 1911 года.

Работа реставраторов вызывала восхищение патриотов. В 1920-м писатель Мануэл Рибейру опубликовал быстро завоевавший популярность роман "Кафедральный собор" в духе "Собора Парижской Богоматери" Виктора Гюго, но его главным героем стал не Нотр-Дам, а Лиссабонский Сэ.


Первый проект ду Коту.

Развернуться толком ду Коту мешало отсутствие денег у молодой республики. Лишь с установлением диктатуры Салазара для реставраторов наступило счастливое время. Фашистское государство нуждалось в монументальном подтверждении величия португальской нации. Денег на восстановление средневековых церквей и крепостей правительство не жалело. В 1930-60-х годах бешеными темпами реставрировались десятки памятников по всей стране - каменные свидетели превосходства Португалии.

Среди этих монументов Лиссабонский собор был жемчужиной. Поскольку в центре идеологической концепции Салазара оказался основатель нации Афонсу Энрикеш, постольку построенный им собор должен был стать на вид не готическим, как диктовали художественные вкусы конца XIX - начала XX веков, а более романским, более соответствующим времени первого короля Португалии.

Новый политический заказ отвечал художественным взглядам ду Коту, который с удовольствием изменил первоначальный план и сделал главный фасад собора строже, убрав морально устаревшие декоративные элементы, придуманные Фучини.



Основные работы были закончены к 1940 году, когда Салазар отмечал двойной юбилей - 800-летие основания Португалии и 300-летие независимости от Испании.  Правда, центр грандиозных торжеств оказался в итоге в Белене, где были выстроены павильоны Выставки португальского мира.

image Click to view



Кинохроника "Открытие Выставки португальского мира", 1940 год

Ду Коту руководил реставрацией Сэ до 1944 года и ему удалось перестроить собор не только снаружи, но и внутри, где он, например, заменил деревянную крышу с росписями XVIII века на каменный свод в романском стиле.

Так постепенно получился тот самый вид, которым сегодня мы любуемся. И который любим, несмотря на все новоделы. Ведь в этом соборе сохранилось не мало настоящего.


Иллюстрации с сайта www.monumentos.pt

Previous post Next post
Up