Оригинал взят у
boris_yakemenko в
ЖИЗНЬ ГИМНАЗИЧЕСКАЯСегодня несколько слов о гимназиях.
Гимназическая жизнь старой России - особая страница быта и культуры тех, кому было от семи до семнадцати. Первые гимназии появились в Москве еще в XVIII веке, а в следующем столетии их были сотни по всей России - мужские и женские (тогда было раздельное обучение). Однако и в тех, и в других преподавателями были почти всегда только мужчины. Нередко один и тот же преподаватель вел уроки как в мужской, так и в женской гимназии, чем нередко пользовались гимназисты и гимназистки, передавая
в карманах или галошах таких учителей записки друг другу.
Руководил мужской гимназией директор, женской - начальница. У каждого класса был наставник или наставница. Преподавались в гимназиях арифметика, алгебра, география, различная история, древние и новые языки, чистописание, рисование, Закон Божий, русский язык и литература. Как и в наше время, многие предметы и их преподаватели гимназистам не нравились и самые смелые иногда вымещали все свои самые «добрые» чувства в письменных работах. Сохранилась тетрадь по литературе одного такого гимназиста, в которой он очень своеобразно прокомментировал список данных ему книг драматурга Островского и Добролюбова и «ответил» на поставленные вопросы (комментарии в скобках):
“Доходное место” (Какое ? Отхожее ?) , “Гроза” Островского (Довольно странно рекомендовать эти вещи).
Добролюбов. “Светлый луч в темном царстве” (Ну его к черту !).
Вопрос. К какому роду драматических произведений можно отнести данную пьесу ?
Ответ. Черт его знает к какому !
Вопрос. В чем состоит драматизм данного произведения ?
Ответ. В том, что герой в весьма странном и неприятном положении.
Вопрос. Указать основного героя и объяснить присутствие остальных действующих лиц.
Ответ. Странный вопрос !!!
Вопрос. Указать основные моменты пьесы.
Ответ. К сожалению, не могу.
Вопрос. Как изображена жизнь города Калинова ?
Ответ. Весьма неправдоподобно.
Вопрос. Положение женщины в семье и обществе.
Ответ. Весьма гадкое !
Вопрос. В каком отношении можно назвать Катерину “светлым лучом в темном царстве” ?
Ответ. Черт и Островский знает в каком.
Вопрос. Кулигин (очевидно, дать описание. Б.Я.).
Ответ. Дурак !!!
Вопрос. Какое значение имеет заглавие “Грозы” ?
Ответ. Никакого !!!!!!
И дальше следует ехидная приписка:
“Я кажется ответил на все вопросы ?”
Кстати, темы для сочинений не меняются уже больше ста лет. В гимназиях были те же "образы" Онегина, Катерины, "Луч света в темном царстве", существующие и поныне. В тетрадях при проверке работ было принято отмечать не только плохое, но и хорошее - удачное сравнение, хороший слог, вывод.
Если были сложности с дисциплиной, виновных выгоняли с уроков, делали записи в дневниках, вызывали родителей, оставляли без обеда после занятий, ставили к стенке во время уроков. Для того, чтобы с гимназистами и гимназистками легче было справиться, их нередко рассаживали следующим образом - на первые парты сажали тех, кто учился отлично, а на последние ряды или «камчатку» - двоечников.
Гимназисты и гимназистки обязаны были ходить в форме и не имели права показываться на улицу без нее. Ученики мужских гимназий носили кителя и брюки темного цвета, а сверху - шинели, подпоясанные ремнем с пряжкой, на которую часто наносилось в сокращенном виде название гимназии. На голове у гимназистов должна была быть фуражка. Ученицы носили темные платья с наглухо застегнутым воротником.
Занятия в гимназиях начинались в девять часов утра и шли до двух или трех часов дня. На каждый день в каждом классе назначался дежурный, в обязанности которого входило читать молитву перед началом урока и в конце его, следить за порядком в классе, открывать и закрывать форточки, называть учителю фамилии отсутствующих на уроке. Входящих в класс учителей приветствовали вставанием. В каждом классе училось до 40 человек. Сами классные комнаты освещались керосиновыми лампами и отапливались печами, за которыми следил гимназический сторож. В воскресенье был выходной день. Кроме того, неучебными днями были все великие двунадесятые церковные праздники, дни тезоименитства царя и царицы и некоторые другие дни. Кроме того, ученикам мусульманского и иудейского вероисповедания разрешалось не посещать занятия и в дни своих больших религиозных праздников.
Принимали в гимназию по результатам вступительных экзаменов. Поступающие писали изложение (Л.Кассиль в своей известной книге “Кондуит и Швамбрания” приводит текст такого изложения: «Купи поросенка за грошш, посади его в рожж, будет он хорош». Нужно было правильно поставить мягкий знак), сдавали арифметику и читали на славянском небольшой фрагмент Священного Писания. После поступления в гимназию ученику выдавался гимназический билет, в котором, помимо основных сведений о владельце, содержались правила поведения гимназиста. Выпускники гимназий получали аттестат, в котором выставлялись итоговые оценки, а также отмечалось поведение воспитанника «в бытность свою в этом заведении». Нередко выпускники «за отличное поведение, прилежание и хорошие успехи» награждались похвальными листами, книгами, а те, кто заканчивал гимназию на «отлично», получали золотую медаль.
Разумеется, порядки в столичных и провинциальных гимназиях серьезно отличались. В московских и петербургских гимназиях в минуты отдыха гимназисты и гимназистки музицировали, читали стихи и прозу, общались на «высокие» темы. В провинциальных гимназиях все было иначе. Л.Кассиль ярко описывает все, что происходило в гимназии г. Покровска на Волге. «Дрались постоянно. Дрались парами и поклассно. Отрывали совершенно на нет полы шинелей. Ломали пальцы о чужие скулы. Дрались коньками, ранцами, свинчатками, проламывали черепа. Старшеклассники (о, эти господствующие классы!) дрались с нами, первоклассниками. Возьмут, бывало, маленьких за ноги и лупят друг друга нашими головами. Впрочем были такие первоклассники, что от них бегали самые здоровые восьмиклассники. Меня били редко: боялись убить. Я был очень маленький. Все-таки раза три случайно валялся без сознания… Сдували, списывали, подсказывали на уроках безбожно и изощренно.
Выдумывали хитроумнейшие способы. Изобретались сложные приборы.
Механизировались парты, полы, доски, кафедры. Была организована "спешная
почта", "телеграф". Во время письменных ухитрялись получать решения из
старших классов… В классах жевали макуху (жмых), играли в карты, фехтовали ножами, меняли козны и свинчатки, читали Ната Пинкертона. На некоторых уроках половина класса стояла у стенки, четверть отдыхала и курила в уборной или была
выгнана из класса. За партами лишь кое-где торчали головы. В классах жгли фосфор - для вони. Приходилось проветривать класс, и заниматься было невозможно.
Учителям, которых невзлюбили, наливали всякой гадости в чернила».
А теперь некоторые иллюстрации былой гимназической жизни.
Проездной ученический билет.
Билет гимназистки, разрешающий ей сходить на представление в театр.
Выпускное фото Второй Московской женской гимназии. 1883 год. Гимназия была с изучением трех иностранных языков (французский, немецкий и английский) и в старших классах назначались три языковых дня в неделю, когда гимназистки в стенах гимназии обязаны были везде (не только в классах, но и на переменах между собой) говорить только на том или ином иностранном языке. Провинившихся, говоривших по-русски наказывали - вешали на шею на шнурке большой картонный красный язык, с которым виновная должна была ходить целый день.
Первая страница альбома для стихов гимназиста А.Прилебского. Автопортрет карандашом и подпись. Рукописные альбомы для стихов и рисунков были почти у всех гимназистов и гимназисток. В них друзья и подруги записывали разные пожелания "на память" или рисовали что-то. Писать в альбом разрешалось только стихами. Сложилась целая "альбомная" гимназическая (а затем и школьная) культура, отчасти дожившая до нашего времени в виде школьных "анкет".
Страница из альбома для стихов А.Прилебского. Просьба обратить внимание на почерк - так учили писать в гимназиях на уроках чистописания. Красота почерка зависела от умения владеть чернильной ручкой с пером. После изобретения шариковой ручки красота почерка исчезла и почерк в целом испортился.
Гимназические тетради
Гимназические тетради
Гимназические тетради
Рукописные гимназические "издания".
Рукописная ученическая газета. Среди редколлегии - Б.Тенин, будущий знаменитый театральный артист.
Гимназические дневники.
Первая страница гимназического дневника с правилами для учащихся.
Страницы из дневника
Гимназические билеты, продлявшиеся ежегодно (как сегодняшние студенческие).
Драматическая история, нарисованная на уроке в женской гимназии.
Рисунок, сделанный на уроке в женской гимназии.
Промежуточная ведомость-табель.
Гимназический аттестат.