Владимир Тарасов: Если мы занимаемся мелочами, нам не придется заниматься крупными проблемами

Feb 26, 2009 02:42


Люблю писать про встречи МПК - много интересных мыслей, которые не надо придумывать самой. Владимир Константинович Тарасов.

Практически все утверждения иллюстрируются притчами, случаями из классиков, историями из жизни. То, что я успеваю записать - это далеко не стенограмма, и даже не оглавление.

Управление, предпринимательство, лидерство

Предприниматель - человек особый, он готов брать на себя риск.

Я не собирался заниматься преподаванием управления, я разрабатывал системы управления.

Почему-то никто не признается, что именно тем, чем занимается, и хотел заниматься с детства.

Для любого руководителя есть идеальный подчиненный. А вот управлять любым коллективом - это и есть искусство управления.

Чем выше цена управленческой ошибки, для управляющего, тем лучше управление.

Не надо заниматься той теорией, которая на практике не подтверждается.

Кроме интеллекта есть еще чувства и воля. Человек может все знать, но не смочь сказать. В глаза решать проблемы сложнее, чем нажатием кнопки или написать приказ.

Руководитель без волевых качеств - не руководитель. Советчик, кто угодно. Но не руководитель.

Управление - понятие комплексное. Лидера видно невооруженным глазом. Лидера характеризует:
  1. Способность самостоятельно строить адекватную картину мира, которая удовлетворяет потребности группы.
    Адекватная - не значит истинная, адекватная - если нет неожиданностей.
  2. Способность приступать от слов к делу.Можно убеждать до посинения, а можно начать действовать.

Чтобы стать начальником - надо уметь требовать.

Быть собственником - значит быть готовым применить силу для защиты своей собственности, прямо или косвенно.

Со временем для лидера ведомые становятся ценными, лидеру становится есть, что терять. И риск перекладывается на ведомых, и они становятся более компететеными, с ними приходится советоваться. Тогда им хочется участвать в принятии решений, становиться немножко лидерами. Группа либо перерастает в формальную структуру, либо разваливается.

Маркс считал, что менеджерский труд ничего не стоит, это эксплуатация.

Степень цивилизованности измеряются количеством ролей, которые человек может играть. Чем больше мы ролей умеем играть - тем точнее наши приказы.

Макиавелли

Макиавилли получил свой имидж ужасного человека, поссорившись с католической церковью.

Макиавелли развел имидж и репутацию. Государь как физическое лицо и как роль - разные понятия.

Рекомендация - человек дает в кредит собственную репутацию. Имидж - впечатление о репутации.

Имидж должен быть положительным, а действия - разными. Они не могут всегда совпадать.

Жизнь заставляет обманывать. Врага обманывать - надо. Когда ведешь борьбу - обманывать надо. Честный с врагом - предатель.

Чем тоньше человек различает роли - тем лучше они понимают, где борьба, где мир.

Кажд абзац Маккиавелли - социальная технология в сжатом виде.

Борьба физическая и борьба управленческая

Сун-цзы - это учитель. Все кратко, все по делу. Война и управленческое искусство - очень похожи. Я занялся управленческой борьбой. Это звучит, как будто человек хочет конфликтовать, но реально жто самое гуманное искусство, спасает жизни и здоровье людей.

Как только дети учатся бороться словами - драк становится меньше.

Управленческая борьба - борьба не за предмет, а за роль. И если проигравший не согласен - можно подтянуть внешние ресурсы. Внешний ресурс должен быть сильнее борющихся сторон. Иначе борьба из управленческой становится физической.

Управленческая борьба избавляет нас от борьбы физической.

Аналог боя и маневра на войне - деловая и позиционная борьба.

Бой - технологическая, измерительная процедура.

Бой - измерение духовных и физическтх сил сторон путем столкновения. Клаузевиц.

Чем точнее мы что-то хотим измерить, тем больше затраты. При измерении силы - растут жертвы. Возникает возможность компромисса. Чем быстрее прогнозы у обеих сторон совпадут - тем быстрее борьба закончится. Причина борьба - разные прогнозы исхода столкновения.

Управленческий поединок - кто кого, одна выгода на двоих. Яркий жанр деловой борьбы.

В жизни управленческие поединки постоянны. Между людьми и точно так же между странами. Кто будет доминировать, кто будет уступать.

Некоторые любят устраивать поединок, чтобы показать, что с ними придется считаться, поставить на место.

Например, новый начальник, ни с кем не считаясь, говорит переставить мебель. Показывает, что он тут главный.

Чем более квалифицирован человек, тем с большего расстояния ведется борьба. Хорошо борется тот, кто не борется, ему просто уступают.

Чем на более ранней стадии человек умеет различать борьбу, тем меньше ему приходится бороться.

Нужно быть сильнее в нужном месте в нужное время, в вообще сильнее быть не обязательно.

Лучший полководец не выглядит героем. В голове - затратный способ оценки чужой работы. Нет затрат - нет победы, не достижения. Если консультант оставит одну фразу - денег жалко, если три тома - не жалко, даже если и никогда их читать не будешь. Когда люди видят, что вам что-то легко дается - они не оценивают, считают легковесным.

Побеждать в управленческой борьбе видимым образом неквалифицированно. Ведь если вы видите победу - кто-то ощущает поражение. Надо превращать борьбу в сотрудничество.

Не всякая борьба плоха. Противник - не враг. Культурные люди тоже борются - кто кого пропустит.

Надо бороться не с человеком, а с его недостатками вместе с ним. Например, ваш общий противник - страх.

Даже на войне есть договоренности, молчаливые правила войны.

Обучение управлению и этике

В центре у нас при обучении две вещи - управленческая борьба и мораль.

На самом деле этика - это очень важно, а ей привычно не придается значение.

Надо не оказываться в этически-слабой позиции, и чувствовать, когда в ней оказывается другой. Чувство собственной правоты - очень важно.

Наш секрет простой - мы учим вечному. Есть вещи постоянные. Ценно то, что отвечает на вопросы сегодняшнего дн. Но ценно и вечное.

Применение арифметики в этике в войне и мире - разные. Но войне надо пожертвовать 5-ю человеками ради ста. Нужна заменимостью в мирной жизни - нужно не счастье мира, а чтобы ребенок не заплакал. Нельзя жертвовать одним ради других.

Деловые игры и управленческие поединки

Всем понравилось, как я провел конкурс руководителей, но важно то, что я для себя узнал. Я работал с этими людьми, но не видел, как они топорно работают. Почему? Ты думаешь, что есть обстоятельства, которых ты не ззнаешь, поэтому люди принимают неправильные решения, а на конкурсе ошибка сразу видна.

На деловой игре человек очень быстро видит результат своих решений. Любая ошибка очевидна. В управлении, на практике, все растягивается.

В управленческом поединке на тренинге три судейские команды оценивают:
  • К кому бы я нанялся на работу?
  • Кого бы я послал на переговоры?
  • Кому бы я доверил свою собственность?

Это власть, люди, интересы дела. Три координаты, следить надо за всеми, но обычно мы следим за одной, а по остальным теряем.

Неинтересно смотреть соревнования тех, кто выше уровнем. Мастера походили-походили, и тут один вдруг упал.

Про кризис и будущее

Сейчас нет желтой и не-желтой прессы, есть просто СМИ.

Обществом сейчас известность ценится выше, чем положительные качества. Когда не было прессы - было наоборот.

Этика эволюционирует вниз. Раньше люди, поступая плохо, понимали это, сейчас это нормально. Постепенно уважаемые люли стали поступать неэтично. Это стало приличным.

Когда этика опустилась ниже определенного уровня - случился коллапс. Мы можем ожидать, что появятся технологии, которые будут заставлять этично вести бизнес. Это уже началось. Неизбежно будут законы против СМИ. Сейчас они осуществляют информационную поддержку преступников и террористов. религиозными методами призывать уже получается, придется делать неотвратимость наказания.

Подрастает дигитальное поколение, люди, рождающиеся с компьютером в руках - это другие люди.

В следующих поколениях технологизируется все. Технологии заставляют даже чувствовать, а не только технологизируются промышленность и потребление.

Наступает эпоха менеджмента, оставляющего следы. Раньше сомнительные приказы отдавались устно, а правильные - письменно.

Мы к этой эпохе не готовы, но мы ее застанем.

Меняется человек и меняется среда. Две трагедии - среда меняется, а человек - нет. Человек не понимает, что он устарел.
Вторая трагедия - когда человек убегает вперед времени.

Когда меняется общество - меняются ценности. Человек своевременный - делает своевременные поступки.

Жизнь

Слабость духа приводит к тому, что мы уступку называем компромиссом.

60 - это вторые 30. Человек уже что-то понимает.

Лучше помнит тот, кому наступили на ногу. Лучше извиниться, пусть и запоздало. Не надо оставлять за собой хвосты вины.

Для подростка разные картины мира - дом, школа, улица. Ему приходится выбирать базовую картину, понять, что такое жизнь.

Есть люди, не готовые к насилию не по слабости души, а по идеологическим причинам.

Когда человек жесткий, он не точный. Когда точный - обычно мягкий. Но не значит, что мягкий - значит точный.

Человек от детства уходит, а потом в детство впадает. Некоторые называют это маразмом.

Простой человек - человек, который чаще делает выбор “хорошо сейчас, плохо потом”.

Бедным людям интереснее, чем богатым. Богатым быть скучнее.

Нужно понимать, когда ты есть, а когда кажешься. Надо уметь переключаться.

Россия и русские

Мы не любим детали, мы любим, засучив рукава, решать большие проблемы.

Если мы занимаемся мелочами, нам не придется заниматься крупными проблемами.

Русская ментальность - не обращать внимания на мелочи. Поэтому и эстетика по остаточному принципу.

Наша ментальность - перепрыгнуть пропасть на 100% и на 98% - это одно и то же.

Чтобы в России на заводе было качество как Японии надо изменить все. И качество металлургии, и качество дизайна. Если хотите отдельное предприятие - либо интеллектуальный продукт, либо напрямую в мировую экономику.

У нас все получается, чего руки не касаются.

В России рынок пустой. Честно говоря, все делается плохо. Кто будет делать хорошо - будет вне конкуренции.

Русский человек изобретателен технически, а социальные технологии - все заимствованы.

Когда ситуация знакома - это тактика, когда ситуация незнакома или будет незнакома через шаг - это стратегия. Русский человек не стратегичен.

Религия и идеология

Человек за идею работает лучше, чем за деньги. Идеология для нас очень важна. Христианская идеология сейчас в России - не было другой, появится новая идеология, лучше - будет она.

Социальные Технологии - это длинные цепочки действий людей.

Есть учитель, если учение чего-то стоит - появляются ученики. Ученики - разные, у них могут возникать сомнения, они задают вопро, учение развивается. Учитель уходит, возникает борьба за наследство, кто-то побеждает, кто-то не согласен, а без учителя сложно разрешать дискуссии. Тогда создаются постулаты, которые нельзя подвергать сомнению, только верить. Их надо материализовать, создать вокруг них ритуал. Так возникает религия.

Если религия может что-то доказать логически - а это делает. Догмы нужны там, где возникает логический разрыв.

Мужчины и женщины

У женщин пропускная способность канала между полушариями большая, у мужчин - маленькая. Мужчина в конфликте более логичен, мужчина хуже переключается на эмоции, но если уж впал в эмоцию - то уже про логику забыл. Женщина всегда одновременно пользуется и логикой, и эмоциями.

Женщина лучше держит цель, а мужчина ее теряет. Зато целеполагание лучше развито у мужчин.

Мужчина “зарабатывает очки”, женщина - всегда отмечает это. Мужчина считает качество, для женщины же крупный подвиг равнозначен пустяку.

Назовите пять признаков настоящего предпринимателя?

Да есть один признак. Бизнес есть?

Предприниматель, который деньги не потерял - не настоящий предприниматель. Относиться к потерям надо спокойно. Потери неизбежны. Поэтому мужчины чаще становятся предпринимателями, женщины больше боятся потерять

Бизнес-идея - это социальное изобретение. Надо идти туда, где другие не делают. И придумать, как сократить затраты или увеличить доходы.

Умеете поставить себя на место другого - будете хорошим предпринимателем.

Стратагема - рецепт выхода из безвыходного положения.

Когда человек находится в местности смерти - появляются творческие способности. Отступать некуда.

Запись опубликована tribunska.ru.Вы можете оставить комментарии здесь или тут

Бизнес, Владимир Тарасов, Кризис, Встречи МКП, Управление, Лидерство, Руководство, МКП, Предпринимательство, Делегирование

Previous post Next post
Up