В конце 19 начале 20 веков цирковое искусство достигло своего апогея и на протяжении полувека было одной из важнейших форм развлечения населения в Европе и Северной Америке. Посещение Цирка было доступно всем слоям населения, его мобильность, с развитием железных дорог, еще больше повысила популярность представлений. Повсеместно, прибытие цирка являлось «Событием». Его предворяли всевозможные листовки, плакаты, объявления в прессе, красочные афиши и постеры на стенах, в окнах и заборах.
Передвижной Цирк прибывал в город и начиналось «Чудо»...
Не удивительно, что в это же время появилось множество игрушек и безделушек на Цирковую тематику.
Одним из наиболее интересных примеров является «Цирк Хампти-Дампти» (Schoenhut’s Humpty Dumpty Circus), созданный Альбертом Шонхутом.
Альберт Шонхут родился в 1849 году в Вюртемверге, в Германии, в семье три поколения занимавшейся изготовлением деревянных игрушек. Он иммигрировал в Соединенный штаты в возрасте 17 лет и поселился в Филадельфии.
6 лет А. Шонхут проработал в фирме «John Deiser & Company», производившей лошадки-качалки и другие деревянные игрушки.
В 1870 он женился и в последующие годы в семье родилось две девочки и шесть сыновей.
Со временем Альберт Шонхут организовал собственное производство деревянных игрушек. Всевозможные наборы кубиков, музыкальные игрушки, куклы и кукольные домики, но самыми успешными оказались игрушки из серии Schoenhut’s Humpty Dumpty Circus («Цирк Хампти-Дампти»).
Началось с того, что в 1902 году соотечественник Щонхута Фриц Мейнеке (Friz Meinecke) запатентовал подвижного деревянного клоуна. Патент был сразу выкуплен А. Шонхутом и уже в следующем году налажено производство новой игрушки.
В мае 1903 года, в первом игровом наборе было всего три игрушки - клоун стул и лестница, следом появились осел и слон, кадка и баррель.
Все игрушки можно было купить отдельно и в разных наборах.
Для повышения интереса А. Шонхут стал добавлять в наборы новых животных, персонажей и аксессуары. Лозунг компании звучал примерно так - «Вы можете начать с маленького цирка и пополнять его , когда Вам захочется!».
В 1904 добавились белая лошадь, пудель и бродяга.
В 1905 - Мастер манежа, темная лошадь и наездница, козел и негр в раскраске.
китаец-акробат, цирковой тент и различные аксессуары.
В последующие годы ассортимент игрушек пополнялся, менялся их дизайн, так был выпущен цирк уменьшенного размера с основным набором животных и актеров, а затем и наборы адаптированные для маленьких детей.
Компания просуществовала до 1935 года и закрылась как имноге во времена великой депрессии.
Игрушки А. Шонхут производил из дерева, так же как его дед и отец, которые делали деревянных кукол в Германии.
При производстве использовались различные приспособления - станки, дрели, фрезы, но некоторые детали и окончательную отделку мастера делали вручную.
Основа игрушки - туловище/голова/ руки/ноги/лапы - вырезались из дерева. Уши, ласты делали из кожи, хвосты из конского волоса, шнура или кожи. Одежду персонажей шили из хлопка и фетра, украшали шнуром и пайетками. Подвижность обеспечивалась оригинальной системой крепления с использованием пружинок.
У игрушек раннего периода ( до 1918 года) - стеклянные глаза и боле детализированная резьба и роспись, у более поздних игрушек глаза нарисованы, формы и роспись упрощены.
Уникальность и популярность этих игрушек в том, что персонажи и животные имели подвижные головы, руки/ноги, лапы и даже хвосты и уши. Точно выверенные размеры и формы позволяли, и позволяют до сих пор, принимать игрушкам различные позы , в том числе с использованием стула, лестницы, всевозможных подставок и предметов.
К коробкам с игрушками «Цирк Хампти-Дампти» всегда прилагались листовки с рисунками возможных «движений/поз».
Копания выпускала не только вышеописанные игрушки, были и куклы и деские пианино, но это отдельный рассказ.
На всех фото представлены игрушки из моей коллекции. Период 1923-1935гг.
Использованы материалы книги «Under the bigtop with Schoenhuts HUMPTY DUMPTY CIRCUS» Evelin Ackerman.