Оригинал взят в
mfi_rosa в
Шаг из школы. Во взрослую жизнь или сразу в тюрьму?Выпускной. Как много в этом слове! Каждая старшеклассница ждет этого дня. Кто-то с нетерпением и предвкушением, кто-то с затаенной грустью и страхом, но ждут его все. Некоторые, насмотревшись фильмов, мечтают о выпускном бале, красивом и романтичном другие предвкушают большую вечеринку и пьянку, кто-то тревожно надеется впервые попробовать спиртное и окунуться во взрослую жизнь. Веселье, праздник, шум, в окружении одноклассниц и одноклассников, с которыми проучилась многие годы, дружила, враждовала, спорила и мирилась, сидела за одной партой и гуляла во дворе. Такая знакомая картина, заставляющая взрослых ронять умиленную слезу и пускаться в воспоминания о веселом и беззаботном отрочестве, не омраченном бытовыми сложностями и проблемами. Такая заманчивая картина, если до Важного События еще много времени, впереди годы учебы, ожиданий и предвкушений. Такая страшная картина, если ты - девушка, ставшая жертвой насилия на выпускном.
Все чаще, все громче, все возмутительнее звучат сообщения в СМИ и социальных сетях. Не так давно отзвенели в школах последние звонки, прогремели выпускные, а интернет до сих пор ломится от страшных, болезненных историй, ужасающих фотографий и видео, гадких шуточек и ханжеских комментариев. Сограждане активно обсуждают произошедшее: как такое возможно? - вчерашние одноклассники насилуют девочку на празднике, как это произошло? Оказывают ли люди сочувствие девочкам в этих обсуждениях, порицают ли малолетних преступников?
Нет. Россияне порицают… девочек! Ведь говорят, что «с хорошими девочками такого не происходит», что «хорошие девочки умеют не допустить и правильно себя вести», что «хорошие девочки не употребляют алкоголь», «хорошие девочки не ходят на вечеринки, а если ходят, то только со своими мальчиками», «не провоцируют», «не напрашиваются», «не делают интимных стрижек и эпиляций, если не готовятся к сексу», «не подвергают себя опасности», «предугадывают последствия»… Список бесконечен, как бесконечны потоки обвинений, как бесконечна травля. Девочкам не сочувствуют: если девочка нарушила хотя бы один пунктик из огромного Списка, то она «сама виновата» и нечего ее жалеть. Девочкам не сопереживают, их не поддерживают. Все, на что способны комментаторы, это лицемерные предположения, что и беда-то вовсе не в изнасиловании, а в публикации фотографий и видео, что, это, дескать, «позорище на всю деревню», «нормальный парень такую девку не возьмет», «да ей дорога вешаться или в проститутки». Девочек обвиняют в ложных показаниях, в попытке «обелить репутацию и не выглядеть шлюхой», утверждают, что изнасилования не было, что это реакция на огласку… А мальчиков? А мальчиков защищают с пеной у рта. «Зачем «хорошим парням» жизнь ломать? У них же все впереди! Учеба, карьера, развлечения, «хорошие девочки» (видимо, еще не изнасилованные «хорошими парнями»), семьи… Зачем же из-за «малолетних шлюх» калечить парням будущее? Да и не могли они! Хорошо учатся, на учете не состоят, котят не топят, спортом занимаются…» Вспоминают ли авторы таких комментариев, что «сломанная жизнь мальчиков» в тюрьме - это наказание за преступление? Вспоминает ли кто-нибудь о сломанных жизнях девочек, об их психологических и физических травмах и последствиях травли? Нет, девочек никому не жаль. Раз девочки пили с мальчиками, то автоматически дали согласие на любые действия с их телами. Просто пойти на праздник с мальчиком из класса достаточное преступление, чтобы расплачиваться за него своим здоровьем и жизнью. Ведь по определению, любая девочка или женщина - шлюха, поскольку каждая из нас хоть раз в жизни нарушала хотя бы один пункт из Списка. Родиться с вагиной более чем достаточно, чтобы спровоцировать.
Как же так выходит, что вчерашние одноклассники весело и походя совершают страшное преступление? Более того, снимают его на фото и видео, совершенно не боясь последствий. Бахвалятся в соцсетях, хвастаются знакомым, шутят об этом. Почему это происходит и когда начинается? Давайте разберемся.
Представьте себе маленькую Девочку. Она идет в первый класс, с большим букетом цветов для первой учительницы, с бантиками в косичках, радостная и счастливая. У нее - большой день! В своем новом классе она знакомится с девочками и мальчиками, с которыми ей предстоит учиться. Она - Хорошая Девочка, послушная, тихая. Представили? Хорошо, едем дальше. Готова поспорить, образ Хорошей Девочки вам уже нравится. А еще в классе есть Хороший Мальчик: активный, подвижный, шумный и боевой, бойкий мальчишка. Заводила и озорник, юный спортсмен. И этот образ вам тоже нравится, все мы так или иначе на советской культуре росли. И вот Хороший Мальчик дергает Хорошую Девочку за косичку, развязывает бантик, прячет ленточку, та теряется и просит о помощи учительницу. А учительница мило журит Хорошую Девочку и объясняет ей: «Он же просто играет с тобой! Он не хотел ничего плохого!». Дома Хорошая Девочка жалуется родителям, и мама внушает ей: «Да ты ему просто понравилась! Мальчики в этом возрасте еще не умеют по-другому демонстрировать девочкам, что они им симпатичны!», а папа добавляет: «Мы в школе тоже девочек за косички дергали! И тетрадки прятали, чтобы они за нами побегали! Эх, времечко было!» и мечтательно закатывает глаза. Тут еще бабушка вспомнит, как дедушка бил ее по голове портфелем в школе и какая у них потом любовь началась, что аж до старости - и бабушка и сейчас дедушку любит, ухаживает за ним, и вообще, жить без него не может. И Хорошая Девочка успокаивается. Нет, ей не нравится, как «играет» с ней Хороший Мальчик, но ведь Взрослые говорят, что это нормально. Значит, надо привыкнуть. Она же Хорошая Девочка: скромная, прилежная, не грубит, не хамит, слушает старших…
Годы идут, подрастают Хорошая Девочка и Хороший Мальчик. И Хороший мальчик уже не ворует ленточки и тетрадки, он утаскивает у Хорошей Девочки из портфеля прокладку и смеется с другими мальчиками над «особым трофеем». Хорошая Девочка краснеет, теряется, это же такой позор - прокладка! Но учительница просто призывает класс к тишине, словно ничего особенного не происходит. Значит, эта ситуация нормальна? Выходит, что так, и школьница должна смолчать. Она - Хорошая Девочка и привыкла слушать старших и следовать Правилам. Потом Хороший Мальчик расстегивает Хорошей Девочке крючки лифчика на спине или дергает за бретельки. Хорошему Мальчику очень весело, а Хорошей Девочке - не очень. Но она терпит, вдруг ее будут ругать? Она же Хорошая Девочка, она знает Список и Правила. А потом Хороший Мальчик шлепает Хорошую Девочку по попе и зажимает в углу. Хорошая Девочка жалуется учителям, а они Хорошую Девочку начинают ругать: «Зачем ты Его провоцируешь? Он же мальчик, Он растет, у Него гормоны! Если бы ты не хотела, Он бы так не делал!». И Хорошая Девочка пугается, она ведь не хотела, ей неприятно, но ее ругают… Значит, она не права? А родители говорят: «Хороший Мальчик растет! Ты ему нравишься, это Он так заигрывает! Не реагируй, если тебе не нравится, и Он Сам перестанет!». И Хорошая Девочка слушается. Не реагирует, прячется, держится подальше, молчит, опускает глаза… Только она уже не Хорошая. Теперь она Плохая Девочка, она ведь провоцирует Хорошего Мальчика, мешает ему сосредоточиться на учебе, отвлекает своим присутствием, ногами, попой, грудью, лифчиком и прокладкой в портфеле.
А потом, проходит время, вырастают мальчики и девочки, заканчивают школу. И в один прекрасный и радостный день празднуют свой Выпускной. Плохая Девочка (а вы же помните, почему Девочка стала Плохой) вместе с одноклассниками идет на праздник. Она им доверяет, они не незнакомцы с улицы, которыми пугали ее с детства. Вместе учились, а Хорошему Мальчику она даже нравится, ведь Он столько лет за косички дергал и по углам ловил и зажимал! Девочка не боится. Она же знает, что ничего плохого с ней не случится, вокруг знакомые лица, если молчать и терпеть, то от нее рано или поздно отстанут. А потом ей предлагают выпить с одноклассниками, «за окончание школы», «не будь такой букой», «никому не расскажем», «мы уже взрослые!», и Плохая Девочка соглашается. А много ли надо выпить Плохой Девочке, чтобы потерять иллюзорный контроль над ситуацией?..
Опьяневшая девочка молчит и клюет носом. Она не умеет говорить «нет» и не в состоянии дать отпор. А Хорошие Мальчики не привыкли отступать. А еще Хорошие Мальчики привыкли наказывать, усиливать давление за «непослушание». А еще им просто весело. Это же даже веселее, чем украденная прокладка! Чем зажимание в углу! Это же живое, мягкое и беззащитное тело, а не безликая вещь! Плохая Девочка для них не человек. Для Хороших Мальчиков она - просто тело. Они так привыкли, им всегда прощали такие шалости, а за игры никогда не наказывали. И теперь они снова «играют». Плохая Девочка слишком опьянела, чтобы отреагировать. Но Хорошие Мальчики привыкли, что Плохая Девочка никогда не реагирует, она же девочка! А значит, Им можно! Что дальше? Дальше Хорошие Мальчики насилуют Плохую Девочку, разрисовывают, тыкают разными предметами, фотографируют, пачкают, снимают на видео. Им так весело! А потом они хвастаются своей силой и смелостью, «веселыми шутками» в социальных сетях. Только вот Хорошая Девочка стала Плохой в глазах общества уже за то, что на нее отреагировали Хорошие Мальчики, но они в глазах общества Плохими не стали. Они же не могли изнасиловать! Они - Хорошие! «Плохая девочка врет, она и раньше провоцировала и соблазняла, молчала, не отказывалась! А Мальчики - Хорошие! Они просто играют! Им просто понравилась такая Плохая Девочка! С Хорошими Девочками таких сомнительных историй не случается!..»
В этой истории совсем не важно, какими будут внешность и личные качества Хорошей Девочки. Будет ли она скромницей или сорвиголовой, отличницей или двоечницей, вязать и вышивать или скакать под панк-рок, ходить с аккуратной косичкой или коротенькой стрижкой. В этой истории также не важны внешность и качества Хорошего Мальчика. Мальчики и девочки могут быть любыми. Просто пока девочек учат «не реагировать», «не обращать внимания», «не провоцировать», «он просто играет», «ты ему нравишься», «у него гормоны», а мальчиков не учат: не трогать, не приставать, не настаивать при отказе, слышать "нет", спрашивать разрешения, не нападать, не издеваться, эта история будет повторяться. С разными именами, в разных городах, в разное время, но с одним и тем же печальным финалом. Девочку учат быть жертвой. Мальчика учат быть преступником. Девочку порицают и подавляют. В мальчике культивируют худшие качества и поощряют их. Мальчика оправдывают. Девочку обвиняют. Пострадавшую девочку травят, обсуждают ее образ жизни, стиль одежды, поведение, внешний вид, оценки… Мальчика-преступника оправдывают, припоминая все хорошее, что можно найти в его биографии: от пятерки по географии до лыжной гонки на физкультуре. Сломанную мальчиком жизнь девочки выбрасывают на помойку. Сломанную самим мальчиком жизнь мальчика - оплакивают.
Пока это происходит, изнасилований не станет меньше. Их становится лишь больше. Когда Хорошие Мальчики чувствуют поддержку и защиту общества, они знают - их не накажут. Накажут их жертву. Не просто так снимаются «позорные» для жертвы фото и видео. Это не только бахвальство, это шантаж и повод для начала травли. Ведь Хорошие Мальчики не настолько глупы, чтобы не замечать, как травят девочек, достаточно хитры, чтобы понимать, что после изнасилования затравленная девочка в полицию не пойдет. Ей проще будет отказаться от обвинений, чем проходить через еще большую травлю и осуждение. И «Хороших Мальчиков» становится больше. Общество само создает их.
Каждый раз, когда вы спрашиваете, была ли пьяна девочка, девушка, женщина, во что была одета, как себя вела, сколько у нее было сексуальных партнеров раньше, и задаете прочие неуместные вопросы; каждый раз, когда вы осуждаете и обвиняете девочку; каждый раз, когда вы пускаетесь в рассуждения о том, с какими девочками случается подобное, а с какими нет; каждый раз, когда вы заявляете, что девочка «сама хотела», а теперь испугалась, что ее назовут «шлюхой»; каждый раз, когда вы клеймите шлюхой любую девочку, девушку или женщину - каждый раз вы создаете защитный кокон для очередного «Хорошего Мальчика». Каждый раз вы помогаете насильнику избежать наказания. Каждый раз вы помогаете вырастить нового насильника из простого, и, вероятно, действительно хорошего мальчика. Пока вы вините жертву, обсуждаете и осуждаете ее, вы размываете границы преступления. Вы делаете его в глазах общества незначительным. Вы делаете его допустимым. Вы позволяете очередному Хорошему Мальчику с гордостью писать в социальной сети: «Сегодня мы изнасиловали пьяную шкуру, угарно было! Смотрите фото, пацаны!».
Совсем недавно отпраздновали вчерашние школьницы и школьники свои выпускные вечера. Девочки в красивых платьях и мальчики в аккуратных костюмах сделали первый шаг во взрослую жизнь. И совсем скоро многие из них сделают второй свой шаг: поступление в ВУЗ и своеобразный «праздник» - «Посвящение в студенты». На таких вечеринках школьники ставят себе задачу минимум: напоить и изнасиловать будущих сокурсниц, показать свою «крутость», «наказать» девушек, самоутвердиться. В ваших силах сделать так, чтобы эти шаги во взрослую жизнь не стали для одних - для девочек - шагом в ад. Для других - для мальчиков - шагом к преступлению. Не травите девочек Списком и Правилами. Учите мальчиков не насиловать.
Текст
Елизаветы Пинскойпод редакцией
Наталии Попковой