30 сентября
Просыпаюсь утром, ловлю себя на мысли что побаливает горло. Ничего,это утро, бывает, пройдет.
Ооо, все соседи уже на кухне!
-Доб.. кхм кхм, доб...
Эй,а где голос?!?
Фразу приходится завершать шепотом. Ну вот тебе раз...именно сегодня у меня подготовительный полет перед чек райдом и именно сегодня пропал голос, ну как так :(
Написала инструктору, объяснила ситуацию, договорились полетать, но вся связь будет на нем...
Весь день принимала экстренные меры по восстановлению голоса.
1 октября
-Кхм, кхм...раз-раз-раз,-проснувшись утром, первым делом проверяю голос. Голос вернулся, немного хрипит,но это не страшно. Главное что говорить могу. Только вот потерей голоса все так просто не обошлось,похоже начинаю заболевать...так,нельзя,нельзя...завтра чек-райд! Закидываю в себя пару таблеток и в школу, сегодня крайний полет перед чек-райдом, надо повторить еще все маневры и аварийные процедуры.
По возвращению, дома, еще раз повторяю всю теорию, еще раз прокручиваю в голове завтрашний маршрут,процедуры...
На ночь обпиваюсь колдрексом и засыпаю пораньше. Завтра ответственный день.
2 октября.
Будильник в 6:30 просто выдергивает из сна, разрывая тишину раннего утра противным звуком. Нееет, еще 15 минуточек...закрываю глаза,а в голове уже начинают бегать мысли на счет сегодняшнего полета. Ладно,ладно, встаю...надо постараться никого не разбудить. Тихонько пробираюсь на кухню. Горло почти не болит, голос есть (немного сиплый и в нос, но есть)... и все таки чувствую, что просуда уже крепко схватила меня. Ну ничего,один полет продержаться и все. Давай, организм, не подведи, надо на чуть чуть собраться. Есть совсем не хочется, впихиваю в себя бутерброд, запиваю все какой-то химической бурдой от простуды. Пора выдвигаться в школу.
В школе пустота...все закрыто и никого нет. Ну что ж,есть время сделать префлайт, заправить самолет и неторопясь подготовиться к полету.
Мда...и где обещанная прекрасная погода? облачность 1500 футов,даже до Квин Сити не долететь.
А вот и инструктор!
-Мамед, что с погодой делать? Надо откладывать экзамен? Я в такую облачность не полечу.
-Да, давай подождем еще минут 20, если не улучшится - позвоним Полу и чуть перенесем экзамен.
-Хорошо.
Уже в пятый раз прослушиваю АТИС в надежде, что что-то изменится....
О, что это, информация "T" сменилась на "U", ну-ка ну-ка, погромче..."visibility 10, ceiling 3200 broken"
Ура! Можно лететь!
Пожелания удачи от инструктора. Отмечаю про себя, что он даже план полета не посмотрел...странно...
-Cessna 980, turn right on course, report Queen Sity in sight
-Turn right on course, have Queen Sity in sight, Cessna 980
-Cesna 980, confirm have field in sight?
-Affirmative, 980
-Roger, squawk VFR, frequency change approved.
Докладываю на CTAF Квин Сити все свои действия. Освободив полосу, вспоминаю, что от волнения забыла доложить final, ну ничего...все равно я там сама с собой болтала:) В округе никого нет.
Как. Я. Не люблю. Парковать. Самолет. Одна!!!
Моего веса не хватает, что б надавить на хвост (приподнять переднюю стойку шасси) и одновременно откатить его на место парковки. Как я только не изворачиваюсь, паркуя его самостоятельно:)
Открываю единственную дверь, ведущую внутрь аэропорта. Прохожу внутрь, натыкаюсь на дедушек сидящих за столом.
-Hello
-Hi, are you looking for somebody?
-Yes, I'm looking for Paul
Мне указывают на дверь слева от меня с табличной Paul Senyak
-Тук,тук, Good morning, Paul!
-Hi! Are you Elizaveta?
И началось.. подготовка, сверка всех документов, логбук, студенческая папка с кучей бумажек, я конечно же забыла паспорт...хорошо хоть водительские права взяла ссобой. Пол рассказал последовательность что и как будет проходить на экзамене. И вот я уже сижу, отвечаю на вопросы устного экзамена.
Маркировка на аэродроме, документы необходимые для полета, световые синалы с вышки, планирование кросс-кантри, обозначния на карте, различные скорости полета...
-Лиза, ты выпускаешь закрылки в 10, но они не выходят, что будешь делать.
Так, начались нестандартные вопросы:)
-Я проверю предохранитель, если там все нормально - значит проблема в электрической системе или самом моторе закрылок, смотрим на напряжение сети, и т.д. и т.п....
-Хорошо. А теперь давай представим, что ты летишь ночью, в 10 милях на северо-восток от КвинСити и тут у тебя начинают мигать подсветка приборов...
-Надо найти причину, скорее всего причина в перебоях работы генератора и аккумуляторе, что показывает вольтметр?
-Он показывает процесс зарядки батареи.
-Значит она по какой-то причине не может полностью зарядиться...или повреждена, или там недостаточно жидкости.
-А если наоборот, стрелка опустилась в минус?
-Значит у нас отказ генератора, и все электрические приборы питаются от батареи,и она постепенно разряжается.
...дальше было всевозможное развитие этих ситуации....
Устная часть прошла excellent, теперь нужно еще так же отлетать "программу".
Обычно это происходит так, начинаешь летать по маршруту, проходишь 1-2 ориентира по пути туда, дальше отворачиваешь от трассы, делаешь маневры, симуляция аварийной ситуации, немного инструментального полета в очках, навигация по ВОР, возвращение и немного тач-энд-гоу, что б посмотреть разные способы посадок.
Но, экзамен на то и экзамен, что все может пойти не по плану.
Погода не дала нам лететь на Север, и, прождав 1,5 часа пока облачность поднимется с 1400 хотя бы до 2500футов, мы полетели на Юг, в Квокертаун. Примерный курс, на глазок, полет по визуальным ориентирам.
Достаточно просто нашла аэропорт. Пролет над ним на 500 футов выше высоты круга, где же этот "ветряной носок"...не видно. Ладно, раз в 10 милях на Север ветер был 060 градусов, предположим, что и здесь такой же. Будем заходить на полосу 11. Шорт-филд лэндинг? Да легко:)
Касание, тормоза "в пол"...
-Воу, воу, воу...что ты делаешь, зачем так сильно тормозить?
-Ну как, нам же нужно остановиться за наиболее короткую дистанцию...
-Ну посмотри сколько у тебя еще полосы впереди!
-Хорошо,- отпускаю тормоза и мы просто катимся к ближайшей рулежке.
Далее софт-фидл взлет. Выруливаем на полосу, разбег, нос на себя, но не сильно...что б взлететь и парить в нескольких метрах от полосы на эффекте земли, набирая скорость. Так,это мы еще катимся или уже летим? Тряски нет,значит уже летим...но неужели так близко от земли?..Класс! Набираем 70 узлов и взмываем вверх. Не забыть убрать закрылки!
Прощаемся с Квокертауном и летим делать маневры.
Сделали power-on stall, power-off stall, steep turn все получилось неплохо. Пол не давал доводить самолет до сигнализации сваливания, команда recovery всегда звучала раньше.
Немного полетали инструментально,в очках, просто с сохранением курса и высоты, потом снова "американские горки". Но Пол делал это настолько мастерски, что никакой перегрузки не чувствовалось. А когда я открыла глаза - мы летели носом вниз и правым креном 50 градусов. Весело:)
-Лиза, держи курс 270 и через пару минут слева увидишь маленький аэропорт.
-Ок, начинаю внимательно осматривать окресности слева.
-Ну что, видишь?
-Нет...
-Ну как,вон же он...слева, под 50 градусов,видишь полосу?
-Это вот эта вот маленькая полосочка?
-Да,-говорит Пол, и переводит двигатель в малый газ.
Первые пару секунд пытаюсь сообразить с какой стороны заходить на полосу...Скорость, скорость 60 узлов, пытаемся оживить двигатель. Нет. Не помогает. Бросаем попытки и отключаем подачу топлива и все системы жизнеобеспечения двигателя. Сквок 7700, докладываем аварийную ситуацию. Дальше только планируем. Высоко. Закрылки 10 градусов. Провожу аварийный предпосадочный брифинг. Заходим по стандартному кругу, только без тяги двигателя. В развороте потеряем чуть больше высоты, начинаем 3 разворот чуть раньше. Закрылки 20. Все равно высоко. Разворот на посадочную прямую. Закрылки 30. Идем немного выше, но лучше выше чем ниже. Говорю Полу :
-Я буду делать slip forward (скольжение на крыле) для того что б мы сели, мне продолжать?
-Нет, нет...я уверен, что ты сядешь, двигатель ожил, давай в набор высоты.
Фуууух....самое страшное позади, то, чем мой инструктор постоянно был недоволен...посадка в аварийной ситуации. То поле не то выберу, то слишком высоко, то слишком низко...То забуду отключить подачу топлива. Все было не идеально (насколько это может быть идеально в аварийной ситуации).
Осталось совсем чуть чуть.
У Пола кажется поднимается настроение:)
Недалеко от Кутцтауна делаем еще один маневр - развороты вокруг точки. Пол не дает доделать второй круг, говорит - полетели в Квин Сити (на обед уже торопится что-ли?)
Квин Сити уже в зоне видимости...и тут...Пол вспоминает, что мы не сделали навигацию по ВОР. Быстро настраивает частоту 110.2,и говорит лететь прямо на ВОР.
Так...интересно...мы перхватываем радиал 350...а сами летим с курсом 090, делаю стип терн влево на 120 градусов, летим с курсом 330 и ждем,пока убежавшая влево планка радиала начнет медленно стремится к центру. Потихоньку, не торопять, маленьким креном вправо следуем за ней, выравниваемся на 350 радиале. Вуа-ля:)
Краем глаза вижу что Пол доволен. Разворачиваемся обратно на курс на Квин Сити.
Осталась крайняя посадка!
Входим в левый круг 07 полосы в Квин Сити, и...видимо Пол не хочет отпускать меня просто так..."Лиза, а покажи мне посадку без закрылок!"
ЧТОООО?!?! Проносится в моей голове... Как без закрылок?!? Я же такого ни разу не делала!!!
Но ничего, всего-то нужно держать скорость чуть больше...65 узлов-посадочная скорость при убранных закрылках. Непривычно то, что на заходе ты просто планируешь на 70 узлах, снижая до 65 на предпосадочной прямой...и не надо дергать закрылки,бороться с увеличивающейся подъемной силой и все такое...:)
Иду ровно по глиссаде, пролетаю номера, начинаю выравнивать...и тут понимаю,что самолет без закрылок - это самый настоящий планер! Сопротивление почти отсутсвует, а подьемная сила на 60 узлах огого! Цессна просто отказывается касаться полосы! Ну не хочет она садиться!!!!
Пролетев уже почти половину полосы и тангажом скинув скорость до 35 узлов, мы наконец то касаемся задними шасси асфальта.
Рулю к стоянке и понимаю, что чек-райд сдан!
Только вот голос начинает садиться...
Дебриф.
Все получилось хорошо. Что-то отлично, что-то просто хорошо. Замечание только одно - на заходе, при подлете к полосе, если пользуешься элеронами - тут же пользовать противоположным радером. И наоборот.
Даже не верится, что все так хорошо получилось!:)
Осталось долететь до дома. Настроение отличное! Но вот голоса совсем нет.
Собираю последние звуки на доклады на CTAF, в районе Квин Сити летают еще 2 самолета. Далее связь с подходом Аллентауна, с вышкой...Посадка. Вышка дает указания по освобождению полосы и переводит на связь с рулением. Маршрут руления уже не подтвержадаю,а шепчу срывающимся шепотом...
Стоянка, паркинг, закрыть-привязать самолет.
Иду внутрь. Устала..
Захожу в школу и на всю комнату...шепчу... I'm a PRIVAT PILOT! Насколько громко это можно прошептать:)