Что для меня главное в фотографии?

Mar 29, 2017 19:00

Свою первую камеру я купил за пару недель до своего четвертьвекового юбилея. К тому времени за плечами я уже имел среднее специальное художественное образование, 3 курса вуза и 5 лет работы по специальности «графический дизайн». Соответственно, на фотографию я смотрел сквозь призму художественно-дизайнерского опыта. Следует пояснить: многим кажется, что художник - это такая творческая личность, которая годами ждет вдохновения. На самом деле быть художником - значит обладать соответствующим набором навыков, только и всего, в частности уметь строить композицию, передавать объем, выбирать цветовую гамму и т. д. По большому счету уметь рисовать - то же, что и уметь, например, строить дома, просто иметь соответствующую теоретическую базу и необходимую практику. С дизайном так же. Только дизайнер вообще ближе к инженеру, чем к художнику. Вот и фотографию я воспринимал так: главное - знания и практика. Стал изучать технические аспекты, жанры, обработку и т. д. и много-много снимать. За свой первый (2012) год как фотограф я провел более 1000 коммерческих фотосессий, 16-18 свадеб, плюс каждые выходные по ночам снимал в клубах. Это уже не говоря о постоянных творческих съемках, где я старался пробовать что-то новое. Через какое-то время мне стало казаться, что я начинаю понимать, что же действительно главное в фотографии. Берем сюжет, находим правильную композицию, грамотно используем свет, выбираем хорошее цветовое решение и т. д.- таким образом и приближаемся к своей «идеальной фотографии». Я и сам не заметил, что стал смотреть на результат своей работы, как на картину. Помните? Набор навыков, художественных приемов… Тогда мне казалось, что нужно просто оттачивать каждый из них и я стану крутым фотографом.

Время шло, я читал разные книги по фотографии, ходил на мастер-классы, общался с фотографами. Мои работы стали приятнее по цвету, насыщеннее по композиции, гармоничнее по свету. Но чем правильнее они становились, тем больше нарастало ощущение, что я упускаю что-то важное, иду по какому-то ложному следу. Хотя художник во мне никак не хотел с этим соглашаться: «Ну как же? Вот цвет, вот композиция. Разве не так пишутся лучшие картины? Разве не так снимаются лучшие фотографии?»

Как я понял позже, я делал выводы из ложных убеждений, приравнивая фотографию к живописи. Окончательно разобраться в этом вопросе мне помогла книга французского философа Ролана Барта «Camera Lucida». Возможно, отчасти потому, что это книга о фотографии, написанная не фотографом,- не знаю. Главная мысль, которую я из нее почерпнул: «Фотография - это маленькая смерть». Кадр - это своего рода свидетельство о смерти определенного момента. Вот он был, и его уже никогда больше не будет. Его (в отличие от картины) не повторить. В этом и есть главное предназначение фотографии - сохранять мертвые моменты. Сохранять. Моменты.

Так просто, не правда ли? На осознание этой очевидной мысли у меня ушло не меньше трех лет. То есть самый настоящий фотографический жанр - это «репортажка». Не бывает ведь репортажной живописи? Если вы погуглите что-нибудь вроде «лучшие фотографии мира», большинство из них окажутся запечатлением какого-либо неповторимого мгновения. Будь то социальное или природное явление. Неповторимость - вот отличие фотографии от остальных видов искусства. С пониманием этого я полностью поменял приоритеты при съемке и отборе кадров. Несмотря на то, что я снимаю постановочную фотографию, я все же фотографирую людей. И завтра моя модель будет уже на день старше. Изменится погода, атмосферное давление, угол падения солнечных лучей, день недели, курсы акций - да все что угодно. Все будет другим! Тот кадр, который я не сниму сегодня, я не сниму уже никогда. И после, когда я сижу и отбираю лучшие снимки, я смотрю не на правильность поз и композиции, я выбираю кадры, которые не похожи на остальные. Случайный взгляд, неуловимое движение кончиков пальцев - все, что сама модель не сможет повторить специально. Уникальность кадра стала для меня важнее правильности. Последнюю я оставляю художникам.

PS: эту статью я написал по просьбе представителя журнала PhotoCASA специально для них. Очень удивился, когда увидел подзаголовок:


ы, =), фото, размышлизмы, =(, я, публикация

Previous post Next post
Up