Оригинал взят у
ochkarik_48 в
Итак, духовные скрепы IIОригинал взят у
teo_tetra в
Итак, духовные скрепы II 20. Всегдашняя готовность помочь. Причём любому, кто попросит помощи, или окажется в беде. Напомнил мой друг,
Алексей Фёдоров.
21. Неумение (а чаще нежелание) преподнести себя в выгодном свете. А можно иначе сформулировать: примат внутреннего содержания над внешней формой. Следует сразу из всех предыдущих пунктов. Русские просты, естественны и искренни. Это, кстати, все иностранцы замечали. В силу этой особенности русские не улыбаются всем подряд, как американцы, но лишь тем, кому хочется (подробнее о русской улыбке
здесь). Нам не нужно показывать, что у нас всё хорошо. Мы терпеть не можем хвалиться, заниматься самопиаром. Нам кажется это недостойным и даже отвратительным. Разве дело не говорит само за себя? Почему нужно ещё как-то его прославлять, подчёркивать превосходство своего успеха над другими? Самолюбование чуждо русским скрепам. Русские однозначно осуждают гордыню, и допускают только коллективную гордость за что-либо.
Тут мы очень далеко отстоим от Запада, весьма преуспевшего в самопревозношении. Европа столетиями доказывает (и умело навязывает) всему миру мнение, что она лучшая, и все страны просто обязаны двигаться по её пути. Хотя это достаточно спорное мнение - особенно принимая во внимание средства, которыми это достигалось. Мы бы, русские, на её месте постеснялись. Ну так у Европы же нашего смирения нет...
Кстати, именно в силу этого обстоятельства мы всегда проигрывали в информационных войнах. Тому же Западу.
22. Рассмотрение человека не только как совокупности экономических и общественных отношений. В русском восприятии, человек - это нечто более высокое. Выражаясь христианским языком, это образ и подобие Божие.
Повторяю: не все из нас только и живут такими высокими принципами. Всегда бывает мало героев. Но мы знаем о них, ориентируемся на них, они разлиты в воздухе. Они часть нашей культуры, реализуются властями во внутренней и внешней политике, впитываются каждым с молоком матери...
23. Специфически-русское отношение к инородцам. Напрямую следует из предыдущего. Да, на уровне сознания мы смотрим свысока на тех же таджиков или кавказцев - дикари, что с них взять? Но на глубине души относимся к ним как к своим. Девушки из предыдущего примера отвечали кавказцу вполне уважительно. Русскому будет стыдно не заплатить тому же гастарбайтеру за его труд. Точно так же стыдно, как не заплатить русскому.
В марте пришлось нанимать таджика копать яму на даче. При этом он много помогал мне с другими работами, по поводу которых мы формально не договаривались (монтаж труб). К моему изумлению, это оказался парень с отлично работающими мозгами, сметливый и находчивый. Ничуть не глупее русского. Знаете выражение "солдатская смекалка"? Это про него. Так вот, я не раз ловил себя на ощущении, что мы с ним единая сплочённая команда, делающая общее дело. Такие чувства бывают только взаимными. И работая с ним, я задумывался, что совсем не чувствовал его как таджика, приезжего из страны с совершенно иной религией и культурой. Он был для меня своим.
Инородец же, при всей его невероятной обязательности по отношению к землякам, с лёгкостью "кинет" русского с оплатой - если будет считать себя находящимся в более сильной позиции. Никаких моральных терзаний при этом испытывать не будет.
Главный русский критерий отношения к инородцам прост: уважаешь наш народ, культуру, традиции, язык, власть, обычаи и законы, готов их придерживаться - значит, ты свой.
Один комментатор посетовал на то, что главным героем великолепного фильма "Неадекватные люди" оказался не чистокровный русский. На это тут же ответили: а какая разница, если он говорит без малейшего акцента и ведёт себя как русский человек?
Коротко, мы считаем, что тот же таджик - точно такой же образ Божий, как и мы сами. И признаём его равенство. Такого в мире нигде нет. Это типично русское отношение. Западные люди, при всём их напускном уважении к закону и лозунгах про равенство и братство, относятся к любым инородцам очень высокомерно - и в глубине души, и на поверхности. Для сравнения - можно
ознакомиться, как "цивилизованные мореплаватели" в конце XIX века охотились на крокодилов на Цейлоне, в качестве живой приманки используя взятого напрокат негритёнка.
В 1853 г., известный английский учёный-геолог, сэр Родерик Импи Мурчинсон, исколесивший всю Россию, выступая на многолюдном митинге в лондонском Гайд-парке против вступления Великобритании в Крымскую войну, говорил:
"Даже если Россия расширяет свои владения за счёт сопредельных колоний, в отличие от остальных колониальных держав она отдаёт этим своим новоприобретениям больше, чем берёт от них. И не потому, что ею движет некая филантропия или что-то в этом роде. Изначальные устремления всех империй мало разнятся, но там, где появляется русский человек, всё чудесным образом получает совсем иное направление.
Выработанные у восточных славян ещё с дохристианских времён нравственные нормы не позволяют русскому человеку насиловать чужую совесть и посягать на имущество, ему по праву не принадлежащее. Чаще из коренящегося в нем неистребимого чувства сострадания он готов отдать с себя последнюю рубашку, чем у кого-то её отнять. Поэтому, каким бы ни было победоносным русское оружие, в чисто меркантильном плане Россия всегда остаётся в проигрыше.
Побеждённые же ею или взятые под защиту в конечном итоге обычно выигрывают, сохраняя в неприкосновенности свой образ жизни и духовные институты, вопреки их явной недостаточности для прогресса, в чём легко убеждаешься, познакомившись с ними более-менее основательно, приумножая своё материальное достояние и существенно продвигаясь по пути цивилизации.
Показательны примеры тому хотя бы Эстландия и Кавказ, в продолжение веков презираемые и насилуемые своими соседями, но занявшие почётное место среди народов и достигших несравнимого с прежним благосостояния под покровительством России, между тем как от приобретения Эстландии и Кавказа положение русского народа, то есть коренного населения метрополии, не улучшилось нисколько. Последнее нам кажется парадоксом, но такова реальность, первопричины которой кроются, несомненно, в особенностях русской морали".
24. Особый, синтетический менталитет, органически объединяющий как западную рациональность, так и восточную духовность. Нахождение в метафизическом центре между Западом и Востоком ведёт к особому стереоскопическому, объёмному зрению русских на все проблемы. У нас особенный, и чаще всего - наиболее трезвый, разумный и глубокий взгляд. Наилучший пример - русская философия.
25. Самоирония. Нет, самобичевание. Длительный и сложный процесс развития нашей культуры привёл к тому, что у русских выработалось своеобразное, двойственное отношение к самим себе. Прежде всего, мы обожаем себя поругать. И то у нас плохо, и это... А уж сравнить, как оно в "цивилизованных странах" (читай - правильных) - вообще святое дело. Однако в критических ситуациях всё это куда-то испаряется, мы умеем забыть о наших недостатках, вспомнить о достоинствах и объединиться.
Сюда же следует отнести и особенный русский юмор (предложил
ddavidyan) - тонкий, интонационный, богатый на оттенки. Совершенно уникальное явление, заложенное в самом нашем языке, в самой природе русского человека, некая смесь юмора и жизненной мудрости, причем очень часто на интонационном уровне. Подчас эту интонацию понимают только русские на спинномозговом уровне, что их и объединяет. У нас обостренное чувство смешного с точки зрения несоответствия того, что есть, тому, что должно быть (одно из определений юмора). Это от специфического чувства справедливости и внутреннего стремления к совершенству: всегда тонко подмечать некие отклонения и обыгрывать их в ироническом стиле. Причем, работает и самоирония, что не свойственно, скажем, другим народам. Европейская сатира по силе обличения далека от русской, как ирония Д. Свифта далека от едкой сатиры Салтыкова-Щедрина.
26. Советское наследие. Вы можете как угодно к нему относиться. Но это у нас было, и это нас объединяет. У нас был этот весьма оригинальный этап нашей истории. Это тоже делает нас непохожими на других. Это в нас до сих пор живёт.
27. Православие. К нему у нас по разному относятся. Однако заметим, что подавляющее большинство русских имеет потребность обратиться к Церкви в особенные момент его жизни (рождение ребёнка, бракосочетание, смерть). Принимая во внимание нашу особенность "чесаться, только когда прижмёт", можно считать подавляющее большинство русских верующими. Это у нас есть, и это нас объединяет. Это всегда будет объединять нас, оставаться самой глубокой духовной скрепой. Скажу более: именно Православие в течении столетий помогло сформировать наш менталитет, усилило лучшие стороны и ослабило худшие. Что касается попов на "мерседесах", о чём часто вспоминают, то это не есть Православие, не само оно, не его суть, но издержки. Всякое дело имеет свои издержки, негативную оборотную сторону, и чем оно крупнее, тем их больше. Самое главное обычно не лежит на поверхности, для его познания нужно приложить немало сил, а издержки, как правило, сразу бросаются в глаза. Именно поэтому происходит путаница.
28. Примат мудрости над самостью в характере русских женщин. Наши женщины - самые красивые в мире. Это общепризнанно. Конкурировать с ними (по моему скромному мнению) могут разве что креолки и украинки, но у тех ужасный характер. Характер нации более всего проявляется в характере женщины. И наоборот. Сравните характер русской и украинки - и всё поймёте.
Характер русской женщины, её жизненная мудрость является одной из важнейших наших национальных скреп. Вот что пишет Вальтер Шубарт в монографии "Европа и душа Востока":
"Когда инстинктивно азиатская склонность к женской сущности встречается с осознанно христианским уважением к ней, можно ждать удивительных результатов. Итогом такого совпадения, которое не повторялось нигде и никогда на земле, стала русская женщина. Это одна из немногих счастливых случайностей на нашей планете. Многие из тех, кто был в России, выносят оттуда впечатление, что русская женщина обладает более высокой ценностью, чем русский мужчина... Русская женщина самым привлекательным образом объединяет в себе преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы и самостоятельности, не превращаясь при этом в "синий чулок". С француженкой ее роднит духовная живость, без потуг сострить; она обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам... Никакая другая женщина, по сравнению с русской, не может быть одновременно возлюбленной, матерью и спутницей жизни. Ни одна другая не сочетает столь искреннего стремления к образованию с заботой о практических делах, и ни одна так не открыта навстречу красоте искусства и религиозной истине... У нас есть серьезные основания для надежды, что русский народ спасет именно русская женщина".
29. Чувство своей исторической миссии. Собрать вокруг себя те народы, которым всё перечисленное импонирует. Помочь им приобщится к русской культуре, и через нее выйти к приобщению к культуре мировой. Создать единую цивилизацию, крепкую семью из братских народов - один из трёх главных столпов
Русской Идеи.
Эти специфические черты русского человека при умелом использовании могут поднять русскую нацию на значительную высоту, родить совершенно своеобразный, мощный тип цивилизации. Русский может добиться успеха в том случае, если следует своей истинной природе, данной ему Богом. И всегда будет проигрывать, если пытается не творчески усваивать и примерять к себе, но слепо копировать чужие нравы и ценности.
Если есть мысли, добавляйте.
В оформлении текста использована живопись Павла Рыженко (1970-2014)
P.S. По французским блогам этот текст разошёлся в переводе Laurence Guillon. Выглядит так:
http://sans-langue-de-bois.eklablog.fr/les-ciments-spirituels-russes-a119409766