"Битва за Севастополь" - фильм о войне или очередная "битва за Катю"?

Apr 02, 2015 13:57

Фильм "Битва за Севастополь" представляет собой сцены из жизни Людмилы Павличенко (лучшая женщина-снайпер в истории 309 убитых фашистов).



Вначале нам представляют делегацию СССР в США в 1942 году куда Павличенко отправилась после ранения. Элеонора Рузвельт спрашивает присутствующих сколько человек кто убил и когда очередь доходит до Павличенко, то она заявляет мол я убивала не людей, а фашистов. Создатели фильма показывают как они относятся к фашистам и на мой взгляд это правильно.

После этого нас переносят в предвоенное время, где молодая Людмила Павличенко учится в институте и имеет сложные отношения с отцом работающим в НКВД, который к тому же еще и герой гражданской войны, живущий в ожидании очередной войны. На студенческой гулянке, Людмила и ее друзья отправляются в тир, где участвует в соревнованиях и выигрывает их, в результате чего ее замечают в НКВД и... нет, не тащат в ГУЛАГ или в допросную комнату, а отправляют на курсы меткой стрельбы, что впоследствии пригодилось как самой Людмиле, так и стране. Далее НКВД из фильма пропадает и больше практически не появляется. Кровавая Гэбня отсутствует как класс (Что хорошо).

Нарезка первых сцен довольно рваная и где что происходит понять довольно сложно, но в целом придираться там не к чему, поэтому опустим все это и перейдем к началу войны.

Людмила слушает обращение Молотова о том, что началась война в доме у своего друга, который вроде бы влюбился в нее и вроде бы хочет жениться поэтому знакомит ее со своими родителями(может быть, потому что все это выглядит глупо, да и то что я нашел в интернете это то что к моменту начала войны у нее уже был сын, правда или нет не знаю, но факт остается фактом), после этого она уходит на фронт добровольцем.

Вначале она проходит обучение и в отличии от фильмов "Батальонъ" и "Цель вижу" само обучение показано в сжатом виде, что влияет сильно на динамику развития событий.

После учебки ее отправляют на фронт в Одессу. (где она по многим данным уничтожила 182 фашиста)

Там она встречает свою подругу, (с которой знакома еще с Киева, и которая служит в медсанбате) которая приводит с собой летчиков, один из которых положил глаз на Людмилу. И пытается ее изнасиловать, но она дает ему отпор ибо она влюбилась в своего командира, которого вскоре убьют (по сути показано, что всех кого она любила она потеряла, да война это жестоко, но у нее был на тот момент сын, а она там шашни со всеми подряд крутит).



Этой битве уделено мало внимания (фильм то о другом). Вместе с медсанбатом после ранения и контузии она отправляется в Севастополь, куда эвакуируют весь Одесский гарнизон, хотя город еще можно было держать в Крыму на тот момент случилась катастрофа и войска нужны были срочно там, уходя бойцы разбрасывали листовки о том, что они вернуться чтоб защитить родную Одессу. В фильме это не показано никак, точнее сказано, что город еще можно держать, но о катастрофе под Крымом ничего сказано не было.

Итак Севастополь, Людмила выписывается из медсанбата и возвращается на фронт, где она вновь встречает свою подругу, девушки сидят болтают, а тут к ним заходит новый командир Людмилы, в которого она тут же влюбляется (ну прямо Санта-Барбара, помните о друге в доме которого она встретила войну, так он тоже за ней по пятам ходит). Подруга решает жениться на летчике, а его убивают и она сидит с венцом на голове и веселиться, ну точно психованная. С подругой вообще отдельная история, война, смерть убийства кругом, а она только о мужиках и думает, ну что за бред.

С новым командиром Павличенко работает в паре (как и положено снайперам), однако в какой-то момент они попадают на поле, которое начинает взрываться, эту нелепицу я отметил еще в трейлере, но была надежда, этот момент как-то обоснуют, да какое там, ничео подобного как была бессмысленная сцена, так она и осталась.

image Click to view



В ходе этого обстрела ее командира убивают, ну вот как так они недавно переспали, а его тоже убило. После этого в медсанбате врач говорит, что она не может воевать у нее контузия, на что врачу отвечают, мол у нас солдаты за нее воюют, не за свой город, не за свои семьи, а за нее. Мне вот интересно, а солдаты шли с именем Суркова или Зайцева, или других снайперов? Почему именно с ее? В нужном месте оказалась? Ну да ладно, оставим этот момент. Командование вновь посылает Людмилу на задание, на сей раз для борьбы с вражеским снайпером, который вроде как пришел лично за ней. В ходе дуэли она убивает его.

Заканчивается фильм тем, что ее на подводной лодке неохотно вывозят из Севастополя, а ее друг (да да тот самый), который должен был поехать, уступает место ей.

Во время всего этого повествования нас постоянно перемещают в 1942 год во время визита ее в США. Но я не хочу этому вообще уделять какое-либо внимание ибо рваное повествование не идет на пользу фильму, а иначе эти сцены никуда не вставить ибо они очень скучные и непонятные.

Музыкальное сопровождение в некоторых местах резало слух и совершенно не подходило фильму.

А теперь реальная история.

Людмила Михайловна Павличенко (12 июля 1916 - 27 октября 1974) - Герой Советского Союза, снайпер.

А знаете ли вы, что видимо самая результативная женщина-снайпер Великой Отечественной Войны - Людмила Павличенко - была хорошо известна в Соединенных Штатах Америки и о ней была даже написана песня.

Людмила Павличенко добровольцем пошла на фронт в июне 1941 года и участвовала в оборонительных боях в Молдавии, на юге Украины, в обороне Севастополя и других операциях. Уже к июлю 1942 года Людмила Павличенко уничтожила 309 гитлеровцев, включая 36 снайперов, что было очень сложной задачей). Также она была прекрасным педагогом и воспитала десятки хороших снайперов, которые истребили не одну сотню врагов.

После ранения в июне 1942 года Людмилу Павличенко отозвали с передовой и направили с делегацией в Соединенные Штаты и Канаду. В ходе поездки она была на приеме у Президента Соединенных Штатов Франклина Рузвельта. Позже Элеонора Рузвельт пригласила Людмилу Павличенко в поездку по стране, где Людмила выступала перед американцами с лекциями. А американский кантри-певец Вуди Гатри написал про нее песню «Miss Pavlichenko».

А вот это отрывок из ее мемуаров: "Осталась на ночь. Ведь немецкий снайпер наверняка привык спать в блиндаже и поэтому вымотается быстрее, чем она, если застрянет здесь на ночь. Так лежали они сутки не шелохнувшись. Утром опять лег туман. Голова отяжелела, в горле першило, одежда пропиталась сыростью, и даже руки ломило.

Медленно, нехотя туман рассеялся, просветлело, и Павличенко увидела, как, прячась за макет коряги, снайпер передвигался едва заметными толчками. Все ближе и ближе к ней. Она двинулась навстречу. Одеревеневшее тело стало тяжелым и неповоротливым. Сантиметр за сантиметром преодолевая холодную каменистую подстилку, держа винтовку перед собой, Люда не отрывала глаз от оптического прицела. Секунда приобрела новую, почти бесконечную протяженность. Вдруг в прицел Люда уловила водянистые глаза, желтые волосы, тяжелую челюсть. Вражеский снайпер смотрел на нее, глаза их встретились. Напряженное лицо исказила гримаса, он понял - женщина! Мгновение решало жизнь - она спустила курок. На спасительную секунду выстрел Люды опередил. Она вжалась в землю и успела увидеть в прицеле, как моргнул полный ужаса глаз. Гитлеровские автоматчики молчали. Люда выждала, потом поползла к снайперу. Он лежал, все еще целясь в нее.

Она вынула снайперскую книжку гитлеровца, прочла: «Дюнкерк». Рядом стояла цифра. Еще и еще французские названия и цифры. Более четырехсот французов и англичан приняли смерть от его руки. Он открыл свой счет в Европе в 1940 году, сюда, в Севастополь, его перебросили в начале сорок второго, и цифра «сто» была прочерчена тушью, а рядом общий итог - «пятьсот». Люда взяла его винтовку, поползла к своему переднему краю."

Первые две контузии, одна легкая (снайпер осталась в полку), вторая - тяжелая (Павличенко попала в госпиталь в Одессе с частичной потерей слуха) - произошли в самом начале пребывания её на фронте, в августе 1941 года. А первое ранение в голову (осколок прошел по касательной) - Павличенко получила в бою у селения Татарка 12 октября 1941 года, после чего она попала в медсанбат 25-й стрелковой дивизии. Вместе с медсанбатом Павличенко эвакуировалась в Крым на теплоходе «Жан Жорес». После лечения она вернулась в полк 9 ноября 1941 года. Второе, более тяжелое ранение и контузию Павличенко получила при втором штурме Севастополя, ориентировочно - 19 декабря 1941 года. Тогда осколок снаряда попал ей в спину и, с поля боя её вынес другой снайпер, ставший позже её фронтовым мужем - Алексей Киценко. Третье ранение и еще одну контузию она получила в середине июня 1942 года, когда находилась в штабе 54-го полка, по которому нанесла прицельный удар тяжелая артиллерия немцев. При этом осколок снаряда рассек Павличенко правую щеку (на скуле) и оторвал мочку правого уха. Снова попав в медсанбат она, вместе с другими ранеными, была вывезена 19 июня на подводной лодке «Л-4» из Севастополя в Новороссийск. Всего, Павличенко была трижды ранена и четырежды контужена.

Фильм представляет собой рваное повествование о жизни Павличенко. Битвы за Севастополь в фильме нет, показаны отдельные фрагменты боев и если бы показать только их, то вышел бы превосходный фильм, однако то что мы видим похоже на очередной фильм "Битва за Катю". Моя оценка фильму 5 баллов и то только за то, чего в фильме нет, бухающих командиров(хотя в фильме почти все бьют спирт, но не хмелеют), пулеметов в спину, одной винтовки на троих. В определенных эпизодах показан героизм солдат, но только в отдельных, в большинстве же этих эпизодов мы видим похоть, болтовню о том что женщина это женщина и т.д. но не войну. Спасибо за внимание, изучайте историю, смотрите хорошие фильмы

Битва за Севастополь, Великая отечественная война, фильм, Битва за Одессу, российское кино

Previous post Next post
Up