-Бонд, возвращайтесь
-Я никуда и не уходил (с)
Развитие неотъемлемая часть всей нашей истории, от эволюционных витков в миллионы лет до сиюминутных жизненных уроков, опыта, который так или иначе меняет каждого из нас изо дня в день. И Бондиана как франшиза словно персонаж сам по себе, живой, дышащий герой, из десятилетия в десятилетие выбирающий себе новый аватар, олицетворяющий представление об идеальном герое здесь и сейчас, отражающий веяние времени и требования зрителя к киногерою своей эпохи. И спустя 6 десятилетий и 6 актёров, 6 эволюционных витков франшизы, переросшей не только исполнителя главной роли, но и режиссёров и продюсеров, лишь добавляющих новые кирпичики к саге длиной в бесконечность, Бондиана подбирается к 007-му десятилетию и 007-му исполнителю главной роли с опытом за плечами, длиной не только в жизнь, но и в смерть. А потому, кажется, ещё никогда так не было злободневно, что же франшиза от прошлого опыта возьмёт в свой следующий путь, и каким он, этот путь, будет, насколько далеко попытаются зайти создатели во франшизе, дальше пройденного в которой, кажется, заходить уже некуда.
Бонд, агент с лицензией на убийство, к концу своей карьеры, умудрившись лишиться сердца и вновь его обрести, научившись заново любить, и обретя, наконец, семью в лице дочери, прошёл полный персонажный арк, который одновременно бессмысленно продолжать, не обесценив достижений истории и героя, но и невозможно проигнорировать. Особенно теперь, когда Бонд, потеряв так много за долгие годы службы, наконец, сумел себя за всю ту боль, что причинял другим и себе, простить, словно в последние мгновения Бондианы с Крэйгом после долгих лет кризиса личности, поняв себя и приняв. Так каков же остаётся путь, и что Бондиану впереди? Остаётся только догадываться. Но как и водится во франшизе, ставшей основой для всех франшиз современного Голливуда разом, размышления о грядущих дорогах - одна из самых обаятельных и притягательных черт в истории, для которой Завтра, как известно, не умрёт никогда.
Начало
И так представьте себя в кинозале в 2026-м году (как я и говорю, "представьте", я оптимист). Вы видите как безымянный агент бежит за своим противником в погоне в лучших традициях агента 007. В это время ему отдаёт приказы М, при чём в исполнении Райфа Файнса. На другом конце провода сидит, в напряжении сама Наоми Харрис в роли мисс Манипенни, пока Кью с лицом Бена Уишоу просит агента вернуть в целости и сохранности гаджеты, выделенные ему правительством Его Величества (Билл Таннер тоже есть в этом фильме). Просит он именно агента 007 - что зрителя уже не удивляет. Как сказала агентесса в исполнении Лашанны Линч - "Это просто номер", который может принадлежать любому имени. Однако после сложного задания, и интро длиной, хотелось бы верить меньше титанических 28 минут из "Не время умирать", агент побеждает своего противника, который, конечно же является важным информатором в новом деле, которое начнётся в полную силу как только закончатся начальные титры. Информатор однако спрашивает, кто же наш герой такой. В это время мы видим вздох мисс Манипенни, приподнутяую бровь Кью и хмурый взгляд М, когда наш герой, поправляя свой галстук, произносит: "Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд". И недоумевающего зрителя встречает, наконец, новая песня. И всё начинается заново.
Но прежде чем перейти к пояснению того, что происходит, давайте сначала поспекулируем о той форме, которую Бондиана должна вместе с новым агентом принять.
Тёмный рыцарь
Фильмы Бондианы были всем. И самостоятельными историями (по большей части), и частью чего-то большего, и сериями долгоиграющего сериала, и уникальными в своей стилистической самодостаточности фильмами. Однако удивительно, если учесть, что Бондиана прошла все этапы развития, что за всё время своего существования, зритель от неё так и не получил одного - полноценной трилогии, даже в те времена, когда благодаря успеху ВК и приквелов ЗВ на рубеже веков Голливуд буквально начал мыслить триптихами. Идея однако всегда витала где-то тут, рядом. И потому "Живёшь только дважды"/"На секретной службе Её Величества"/"Бриллианты навсегда" считаются неофициальной трилогией Блофельда, "Доктор Ноу"/"Из России с любовью"/"Голдфингер" периодически получают наименование оригинальной трилогии 007, а "Искры из глаз" и "Лицензия на убийство" так и не остались двумя частями незаконченной трилогии с Тимоти Далтоном, подписавшего контракт именно на 3 законченных фильма. Да что там говорить, фактически Бондиану с Крэйгом можно разделить на своеобразную трилогию, где "Казино" и "Квант" составляют этакий "Бэтмен: Начало", как начало карьеры Бонда, "Скайфолл" и "Спектр" равнозначны "Тёмному рыцарю", с его серединой, нагоняющей предыдущую сагу и возраст и опыт персонажа, и "Не время умирать" - как "Возрождение Легенды" и её финал. И Бондиана с Крэйгом - как неидеальная попытка создать законченную сагу, связать все истории воедино, как будто ещё один шаг в эволюции франшизы к той самой Трилогии, к которой так долго стремились и сами создатели, и даже определённые актёры. И Крэйгиана, даром, что оказалась произведением законченным - на поверку словно "Лебедь, рак и щука", победа вопреки обстоятельствам, вынуждавшим каждого нового режиссёра историю переизобретать под себя, что пошло по итогу саге только на пользу - каждый новый виток истории Бонда Крэйга был непредсказуем, создавая общую основу для Наследия. А потому, необходимый контраст новой истории только один, тот рубеж, который франшиза ещё не проходила, шаг настолько смелый, что на него не решились даже создатели трилогии сиквелов ЗВ: а именно законченная трилогия от начала и до конца.
И законченная трилогия если не с единым сюжетом на все три фильма в духе ВК или ЗВ, а скорее в духе трилогии Темного рыцаря,, где каждый фильм является законченным произведением, собирающимся в единую сагу - как раз то, что нужно современной Бондиане, где сага с Крэйгом сделала столь космический рывок в сторону единения, саморазвития, надстройки над уже вымощенной основой с каждой новой частью. Не говоря уже о том, что в мире мультивселенных законченное произведение из трёх глав может оказаться даже в выгодной позиции, где для понимания происходящего понадобиться лишь знать три фильма произведения. Этому способствует и сама схема Бондианы, о которой речь шла в прошлый раз. Первый фильм - пилот новой истории, второй - усиление его наиболее выделяющихся качеств, будь то плюсы или минусы, и третий окончательное становление Бонда для нового поколения, как такового. И возможность новому актёру уйти на пике своей славы (удивительно, что до Крэйга ни один актёр не уходил тогда когда хотел или хотя бы добровольно, под стать самому Бонду), Бондиану нового формата создав.
Вот вам и три оставшихся тайтла рассазов Яна Флеминга, так ни разу не использованные: "The Hildebrand Rarity", "Risico" и "The Property of a Lady" (мой личный фаворит, тайтл так и не использованный для 17-го фильма, когда в нём ещё должен быть играть Далтон) - как хороший способ отметить грядущее 70-летие с 7-м актёром, вернувшись к отцу-основателю. Про мои рассуждения о "Bullets for the Queen" отныне можно конечно забыть, а "007 в Нью-Йорке" ещё один Флеминговский рассказ - название настолько в лоб, что на самом деле вряд ли когда-нибудь будет использовано (хотя бы потому что Бонд в одной локации уже и не Бонд вовсе)
Но на самом деле есть ещё причина, по которой следующему актёру нужно будет предоставить полноценную трилогию, и состоит она в количестве фильмов, которые тянул каждый актёр на себе, а именно:
Роджер Мур - 7 фильмов
Шон Коннери - 6 фильмов
Дэниел Крэйг - 5 фильмов
Пирс Броснан - 4 фильма
Тимоти Далтон - 2 фильма
Джордж Лэйзенби - 1 фильм
Словно сама судьба не отпускала актёра, или же наоборот не позволяла двигаться ему дальше до тех пор, пока он не займёт собственное место на иерархической лестнице, не деля свою ступень ни с кем. И где-то на этой лестнице на данный момент остаётся пробел. И как перфекционист я считаю важным этот пробел восполнить.
Что же, с количеством фильмов мы определились. Осталось только понять, что же за Бондиана нового формата ждёт нас дальше. Что же, прослушав песню под титры обзяательного Дэниела Кляйнмана, дай Бог ему долгих лет жизни, мы начинаем новое кино и встречаем нового Бонда.... Который.... А вот здесь поподробнее.
Помни
"Всё связано" как бы говорили нам создатели на протяжении всей Бондианы от отсылок на почившую жену агента 007 до гаджетов из предыдущих фильмов. Так что логично, что Крэйгиана вывела связанность серии на критически новый уровень, с одной стороны якобы вписав предыдущие фильмы в новый таймлайн, с другой не раз намекнув на каноничность таймлайна старого: от Астон Мартина ДБ5 1964-го года с катапультой до портретов не только М в исполнении Джуди Денч, но и Роберта Брауна (выше, слева на стене), как бы приняв во внимание как минимум существование миссий 1980-х годов, как бы сложно не было принять существование "Осьминожки" и "Казино Рояль" в одной вселенной. Но что дальше? "Рене Матис" ведь просто псевдоним" - спрашивает Бонд в Кванте, "не очень удачный" словно бы подшучивают сами над собой сценаристы, Тиаго Родригез - говорит М о настоящем имени Рауля Сильвы, как бы подталкиваю Бондиану к ещё одной ступени раскрытия собственной вселенной, о которой сами продюсеры словно бы знают много больше, чем открывают зрителю. И к концу "Не время умирать" остаётся словно бы последний шаг, последний вздох перед тем, как открыть всю правду зрителю.
Забавная, почти нелепая ирония. Крэйг, желавший смерти своему Бонду, чтобы свою историю закрыть разом, не позволяя играться с наследием своего героя, кажется, своим желанием создал именно потрясующую возможность для развития этого самого наследия. "Бонда придётся переизобретать" снова и снова говорят нам Брокколи и Уилсон, фраза - двусмысленна, как и большая часть бондовских названий. Ведь переизобретать отныне придётся целую франшизу, и лучшего момента, чем смерть оригинального Бонда - не найти. И Номи Лашанны Линч как первая ступень к чему-то большему, вслед за передачей номера 007 остаётся лишь одно. Передача имени. В нашем мире Джеймс Бонд как и Супермен давно стал именем нарицательным. Пришла пора сказать об этом прямо и в мире кинематографическом. Новый Джеймс Бонд - новый персонаж со старым именем, наследник, которому право носить это имя ещё только предстоит заслужить. И Бонд отныне кодовое имя персонажа без имени, словно костюм, в который герою ещё только предстоить врасти, идеальная стартовая точка для франшизы новой, и идеальная возможность для продолжения франшизы старой. Джеймс Бонд умер. Наследие родилось.
Сложно поверить, что создатели действительно в данный момент не думают о том же. Вот и недавние слухи о возможном возвращении Леи Сейду в 26-го Бонда - как подтверждение неизбежного, о котором, кажется, начали спекулировать уже в то время, когда кинематографический Бонд, выйдя за пределы флеминговской хронологии, начал в реальном времени стареть и молодеть словно в вечном цикле самообновления. И Бонд с Крэйгом, заслуживший, пожалуй, наибольшие почести как среди критиков так и зрителей со времён Шона Коннери, ставший тем самым народным героем, уж слишком большая ноша чтобы закрыть глаза на её существование вот так, просто проигнорив, двинуться дальше. Как и в случае с Бэтменом Нолана, после которого Бэтмениана страдает вот уже 10 лет, пытаясь найти новую почву для опоры, да падая снова и снова, в неспособности завоевать ту народную любовь, что когда то завоевал Бэтмен Бэйла, новому Бонду и так предстоить тяжёлая работа по завоеванию для аудитории. И возможность хотя бы сохранить то самое континуити позволит работать с аудиторией в том формате, в котором Бондиана ещё не работала, превратив попытку нового актёра завоевать зрителя фактически в мета-комментарий, буквальный и художественный элемент сюжета, сценария, готового заговорить со зрителем на совсем другом уровне. И в мире мультивселенных в пику остальным расширенным вселенным создать единую сагу о персонаже и его имени.
А потому и новый Бонд - новый персонаж в старом мире, одновременно развяжет сценаристу руки так, как никогда прежде, заранее лишив его всего эмоционального груза прожитых лет, боли из-за убитых любимых женщин и друзей и разбитого сердца, которое не залить в беспамятстве всем мартини мира, но свяжет по рукам в необходимости вписывать нового героя в образ, которому ещё только предстоит соответствовать. Однако даже это ерунда перед возможностями, которые сценаристу новый Бонд откроет, вместе с новыми горизонтами для восприятия зрителем, и устоявшимися персонажами в знакомой франшизе, где Файнс, Харрис и Уишоу в ролях М, Манипенни и Кью уже сидят как влитые. И вместе с целой новой почву для спекуляций среди поклонников персонажа, касаемо того, были ли предыдущие Бонды такими же агентами под псевдонимом или же итерациями одной личности. Спекуляций, вокруг которых можно будет выстроить целую трилогию о становлении нового агента 007, которому к третьему фильму и предстоит создать новый образ нового времени, новое наследие, за которым последуют остальные. Символично особенно, если третий фильм, он же 28-й в общей Бондиане (число, делимое на 7), создатели смогут подгадать аккурат к 70-той годовщине агента с 007-м исполнителем главной роли. Что на самом деле абсолютно реальная и достижимая цель, если начать трилогию в 2026-му году (а упустить возможность стать единственной франшизой на свете, выпустившей 26-й фильм серии в 26-м году надо очень постараться), и выпускать по фильму раз в три года, в 2029-м и 2032м годах соответственно. Чтобы отметить 70-й юбилей с невиданным доселе размахом, и к 28-му фильму свести всё наследие воедино.
Вопрос лишь в том, кто же сможет занять столь ответственную позицию. Стать Бондом ровно на три фильма. И здесь мы подходим к одному из главных обманов киносерии об агенте 007. На самом деле, после неудачи с Джорджом Лейзенби, франшизу бросившим после одного фильма, выбор Бонда никогда не был случаен. К Муру обращались с предложением ещё после "Живёшь только дважды", Далтона Брокколи обхаживал долгие годы ещё во время службы Мура, Броснан должен был стать Бондом ещё в 1986-м, но не сошлось, а Крэйг впечатлил Барбару Брокколи, взявшись за пистолет в "Слоёном пироге". Последнее примечательно, ведь и Мур успел побывать шпионским Святым, Далтон успел засветиться в шпионским триллере 1975-го года с многозначительным названием "Permission to Kill" и примерить на себя образ английского джентльмена в телевизионной "Джейн Эйр" 1983-го, а Броснан щеголял в смокинге уже в "Ремингтон Стиле", в то время как Крэйг играл немецкого шпиона ещё в "Хрониках молодого Индианы Джонса", другими словами, после Лейзенби каждый актёр проходил кастинг на роль Бонда заранее, успев показать себя в образе агента, своё умение держаться на экране, выправку и умение зрителя у этого самого экрана удержать: и потому правда состоит в том, что Брокколи никогда не оставляли выбор Бонда на произвол судьбы, позволяя самой судьбе решать, кто же будет новым агентом 007.
А потому и нового агента 007 вы скорее всего уже видели. Где-то в фильме от английского режиссёра, который, скорее всего сам является поклонником Бондианы (как Мэтью Вон, постановщик "Слоёного пирога", снявший впоследствие свою Бондиану в лице Кингсменов) уже появился тот самый агент. Кто-то конечно моментально вспомнит Гая Ричи с Агентами АНКЛ и Генри Кавилла, да только вот важнейшее условие: ни один актёр Бонда до того в иконичной кинотеатральной роли замечен не был (телевизионные не в счёт). Кавилл уже Супермен, а человек на постере должен быть Бондом и только Бондом без ассоциации с другими крупными ролями, и даже появление в других кинофраншизах должно быть сугубо второплановым.
Так что неисключено, что кастинг на роль провёл Эдгар Райт ещё в прошлом году аккарут к выходу последеней миссии с Крэйгом. И кто знает, возможно, это и есть наш будущий Бонд. Прошлой ночью в Сохо. В том самом фильме, где свою последнюю роль сыграла Дайана Ригг, она же Трэйси Бонд.
Словно чтобы сразу развеять слухи о Томах Холландах на корню - недавно Майкл Дж. Уилсон поставил точку в спекуляциях, заявив, что Бонд должен быть опытным агентом, и никто моложе 30 лет на самом то деле на роль не рассматривается. А скорее всего новый Бонд будет в одной возрастной категории с Крэйгом, когда тот свою службу начинал. Крэйгу в "Казино" было 38 лет, Сэму Клафлину на данный момент 36, и к моменту кастинга, который возможно будет проведён только через пару лет ему вполне может удастся достаточно заматереть. Броснану в начале карьеры было 42 года, Муру 45 лет, Далтону 41. И Клафлин находится аккурат в идеальной возрастной категории, не говоря уже о полном отсутствии иконичной главной роли, которую, кажется, он на самом деле вполне себе готов потянуть.
Другой разговор, кто же сможет потянуть на себе трилогию в качестве режиссёра? Да, вопрос правильный. Начиная с фильмов с Броснаном основной линией продюсеров был выбор режиссёра на один фильм, таким образом постоянно обновляя стилистику франшизы. Но если мы действительно хотим полноценную трилогию, то перед финальным рывком к 70-летию саги - всё, что остаётся это позволить одному человеку распланировать и поставить всю историю. От начала и до конца. И какой же режиссёр может быть заинтересован в подобном? Какой режиссёр, каждый свой фильм снимающий, как продолжение предыдущих может заинтересоваться киносерией, которая сама по себе с каждым новым фильмом развивает предыдущие идеи? Известно какой.
Довод
Есть же история: Идёт как-то Кристофер Нолан по Голливуду. Смотрит, фильм про Бэтмена/путешествие во времени/сны внутри сна бесхозный валяется, он взял его и случайно снял фильм про Бонда
Вот они, мои любимые слева направо: Бонд, М, Кью, Мисс Манипенни, Феликс Ляйтер (нет, нынче без шуток его играет Феликс Ляйтер, мета-ирония вышла из-под контроля)
История молодых да ранних режиссёров, мечтавших снять фильм Бондианы, но не получивших одобрения династии Брокколи печально известна. Настоящий hit and miss, где режиссёр, являющийся с юных лет поклонником Бондианы, вынужден, получив от ворот поворот идти и снимать каких-то Индианов Джонсов (прописав отцом главному герою Шона Коннери) и Властелинов Колец (прихватив по пути Кристофера Ли, Джона Риса-Дэвиса, Шона Бина, и всё, что было не прикручено к полу на съёмках Бондианы, позже и вовсе снимая Хоббитов на той самой студии, где снимался Голдфингер) - парадокс внутри мерно выверенного механизма, где продюсеры франшизы, кажется, способны разглядеть будущее целой индустрии на десятиелия вперёд, но не таланты, которые, вскоре после собственного успеха, к франшизе собственно интерес теряют. И Марк Форстер, а за ним и Сэм Мэндес как первые лица из мира, далёкого от вселенной блокбастеров, в последнем случае и вовсе первый режиссёр-лауреат премии Оскар - словно первые ласточки во франшизе, постоянно переизобретающей саму себя, в мире, где на фоне Тёмных рыцарей режиссёры авторские и большие тентполы всё чаще перестают бояться друг друга.
И сложно представить в современном киномире большего поклонника Бондианы, чем Кристофер Нолан, вписавший мотивы франшизы почти во все свои фильмы, распределив роли в трилогии о Бэтмене по типажам фильмов об агенте 007, став единственным человеком в киноиндустрии, кто вспомнил о существовании Люциуса Фокса в тот момент, когда его шпионскому блокбастеру под прикрытием кинокомикса понадобился Кью, введя личную Веспер Линд Бэтмена в лице Кэти Холмс за 1,5 года до Казино Рояль, позволив отобрать Джокеру у Розы Клебб её знаменитой ботинок-кинжал, и второй раз в истории человечества напомнив о якобы существовавшем Небесном крюке вслед за финалом Шаровой молнией вытащившим Бэтмена из Гонконга. Пересмотрите "И целого мира мало". Тот самый фильм в котором злодей, лишенный чувств из-за травмы, оказывается лишь пешкой в руках француженки, которой и отдаёт своё сердце на пару с Бондом, травмированным в начале фильма и вынужденным с разбитым в очередной раз сердцем искать детонатор посреди мегаполиса, который вот вот будет уничтожен атомным взрывом. Всё верно. Пока наивные люди ждали завершения трилогии о Тёмном рыцаре, Кристофер Нолан тихим сапом сделал римейк 19-го фильма Бондианы и был таков.
Что уж говорить о Доводе, по всем лекалам фильма о Бонде скроенном - от обязательного брифинга с М в лице Майкла Кейна до разбора новых гаджетов с Кью с лицом Флер Делакур до соблазнения девушки злодея, и обязательного рандеву на яхте. Да, спасение мира от атомной бомбы и детонатор там тоже есть. А ещё Феликс Ляйтер - друг црушник с внешностью Брюса Уэйна бонусом. Про третий акт "Инсепшина", вдохновленный "На секретной службе Её Величества" с клиникой в снежных горах и вовсе говорить моветон.
Редкое фото: Кристофер Нолан отстреливается от адвокатов EON Productions
И Нолан и Бондиана - словно брак заключенный на небесах, пара, которой суждено быть вместе, чтобы подарить зрителю идеальное кино про Бонда, которое скорее всего окажется непонятым, но красивым плодом самой настоящей голливудской истории любви, тянущейся на протяжении нескольких десялителей. И Бондиана, как следующий проект - идеальный шаг для Нолана, каждый следующий фильм которого является продолжением предыдущего. Уникальный шанс начать новую трилогию там, где предыдущую он закончил. На том самом моменте, где Бэтмен и Брюс Уэйн перестали быть одним целом, и наследие перешло другому человеку, титул обессмертив. Идеальный шанс для режиссёра, снова и снова снимающего кино о масках - показать как человек маской другого становится, вернувшись к темам Престижа и Помни, где протагонист вынужден придумывать себе новую личность снова и снова, продолжая тему Протагониста "Довода", не желая того главным героем ставшего. Что может быть интереснее и выразительнее в рамках фильмографии Нолана - увидеть Бонда, пытающегося обрести собственное лицо под личиной уже устоявшейся? И даже не так важно, захочет ли Нолан вновь оставаться на целую трилогию, важен первый шаг. Неслучайно, кандидатура постановщика уже рассматривалась перед "Спектром", когда сам Нолан заявил, что если и захочет снимать нового Бонда то только с новым актёром, и свежей концепцией, видя, как он заявил, что Бонд с Крэйгом и без него справляется. И человек, ребут для Голливуда изобретший, сейчас, кажется, как никогда идеальным выбором для фильма, которому так или иначе Бондиану придётся изобретать, следующим шагом в бесконечной эволюции. Каким будет этот шаг - сейчас остаётся только гадать. Но неисключено, что потому и ЭОН в лице Уилсон и Брокколи выдерживают информационную паузу. Сложно поверить, что Нолан в данный момент не является их выбором на роль режиссёра номер один. Обжигаться на Спилберга и Джексонах пора прекращать. Когда режиссёр такого калибра сам изъявляет желание снимать фильм вашей киносерии - стоять в стороне не подобает.
И вот и Бэтмен и Бонд, два плэйбоя киноэкрана, идеи друг у друга вечно заимствовашие (вслед за Бэтменианой - сам Бонд пойдёт по пути Бэтмена, вплоть до того, что отберёт себе монтажёра, оператора, а к 25-му фильму и композитора фильмов Нолана) - словно два близнеца, разделённые океаном, но которым суждено рано или поздно пересечься. И Нолан - для подобного пересечения двух миров - идеальный кандидат.
Престиж
Впрочем, всё это лишь не более чем спекуляции, желания кинозрителя, основанные на наблюдениям и фактах, выводах и наблюдениях, личных предпочтениях, которые, как известно у каждого свои. Ваш покорный слуга прекрасно осознаёт, чт данный прогноз, как желание подвести итог киносерии возрастом к 60 лет, к реальности дело имеет очень отстранённое. Ведь каким бы ни был следующий режиссёр, актёр, композитор (хоть возвращения Дэвида Арнольда бы и очень хотелось) - в данный момент уже не так важно. Не так важно и то, какой путь выберут продюсеры. Одно ясно точно - ещё никогда не в истории производство фильма о Бонде не могло казаться делом настолько престижным, привлекательным для постановщиков самых разных мастей, никогда до того история об агенте 007 не была настолько открыта новым интерпретациям и экспериментам. В мире бесконечных киновселенных, где MCU под руководством Кевина Файги сумела выдать за 14 лет больше фильмов, чем Бондиана за 60 - происходит ироничная рекурсия. Киносага, когда-то славившаяся славно выверенным киноконвейером, превращается в собственную противоложность, приобретатая черты единичного продукта, став когда-то основой для современного франчайзинга, эти самые основы словно бы подрывая, превращая каждый следующий фильм в единичный продукт.
Ирония однако лишь на поверхности. Приглядитесь внимательнее и вы обратите внимание, что Бонд словно истинный фокусник, чьи секреты вы не хотите выведывать, потому что не особо стараетесь. И страсть к уникальности была во франшизе всегда, страсть к изменениям во времени, медленным, но верным, но неизбежным. Словно британская Корона, символ власти, передающийся из поколения в поколение, но остающийся незабылемым символом сегодняшнего дня и эпохи длиной в вечность разом, Бондиана вот уже 60 лет символ незыблемости в киномире, в котором новые франчайзы, саги, вселенные, приходят и гибнут под тяжестью собственного веса. Пройдет время и Марвел Синематик Юниверс. А Бонд будет с кинозрителем даже тогда.
И даже смена эпох лишь видимая иллюзия. Вся правда в том, что несмотря на радикальные различия у "Умри, но не сейчас" и "Казино Рояль" - одни и те же сценаристы, у "Вида на убийство" и "Искр из глаз" один и тот же режиссёр, у "Лицензии на убийство" и "Золотого Глаза" один и тот же дизайнер, у "На секретной службы Её Величества" и "Бриллиантов навсегд" один и тот же композитор. Каким бы ни был конвейер, как часто бы они давал сбой - но фильмы киносерии сливаются воедино лишь на поверхности. Ирония то совсем в другом - а именно в том, что Бондиана, когда-то выдавашая по фильму раз в два года, незаметно меняя течения собственной истории, отныне напоминает о себе раз в 4-6 лет, оттого обнажая собственные секреты куда явственнее, выставляя на поверхность свою уникальную силу эволюции, умудряющуюся менять лишь свой фенотип, оставляя генотип прежним, лишь более полным с каждым новым эволюционным витком. И так же как виды, чей генофод разрастается с каждой новой эволюционной веткой, наследуют целую историю биологического мира, гены своих предков, так же и Бонд, оставляясь каждый раз самодостаточным героем - на поверку результат эволюции десятков лет, с каждым новым этапом своей эволюции нечто новое приобретающий, и даже потери использующий для того, чтобы встать с колен, эволюционировать, стать лучше и выносливее.
И Бондиана уникальная франшиза, каждый следующий фильм которой - отражение своего времени, наследие само в себе - памятник ушедшим моде, причёскам, музыке, одежде и автомобилям, словно фотокарточки из семейного альбома, над которыми мы так любим вздыхать, вспоминая времена, когда нас самих ещё не было. Бондиана - окно в прошлое, настоящее и будущее - момент истины, живущий здесь и сейчас, эволюция кинематографа пусть лишь развлекательного, творящаяся на наших глазах, вместе с героем, олицетворяющим ровно то, что нужно зрителю в каждый определённый момент времени. И продюсеры Бондианы - династия Брокколи - словно люди с золотым киноаппаратом, улавливающие руками режиссёров, сценаристов и монтажёров каждый момент времени с точностью натуралиста, пропуская через призму кинокамеры целый мир
И потому на самом деле каким будет следующий Бонд мы сможем сказать не сейчас, и даже не на уровне выбора режиссёра или кастинга. Не на уровне промоматериалов, и даже не на уровне трейлеров. Каким будет следующий Бонд и какое время он будет отражать мы сможем узнать лишь только в тот момент, когда он выйдет на наши экраны. Именно в тот момент, когда он запечатляет эпоху ему сопутствующую, в тот момент, когда песня с названием фильма прочно войдёт в чей-то плейлист. В тот момент, когда одни критики назовут нового исполнителя роли лучшим в истории франшизы, а другие будут прочить ему быстрое забвение по сравнению с предшественниками. Именно в тот момент, когда поклонники Бондианы начнут гадать каким будет следующий, 27-й фильм Бондианы, именно в тот момент мы сможем взглянуть на прошедшие годы. Не только между фильмами, но между эпохами, отойдя взглянуть на историю, в которой появился новый кирпичик и принять нового Бонда таким, какой он есть. Был. И будет.
И потому у каждой эпохи, у каждого зрителя будет свой любимый Бонд, своя любимая песня, свой любимый фильм, девушка и злодей. У каждой эпохи будет своя Бондиана. И лишь только Шон Коннери навсегда останется первым воплощением персонажа Яна Флеминга, персонажа, сумевшего выйти даже за пределы славы собственного творца. Потому что первый может быть только один.
Всё остальное уже наследие.
James Bond will return