"-Восхищаюсь вашей храбростью, мисс...?
-Тренч. Сильвия Тренч. Восхищаюсь вашей удачей, мистер....?" (с)
Когда в 1952-м году Елизавета II вступила на престол Британской Короны, мир менялся кардинально. Британия, застрявшая меж двух сверхдержав, терявшая былое влияние в мировой расстановке сил - некогда Империя, ныне маленькая, но гордая страна, сохранявшая многовековые традиции на зло новым веяниям и переменам - как никогда до того нуждалась в самоидентификации, ощупью пытаясь найти опору в дивном новом мире. И потому случайность стала неизбежностью, когда в следующем 1953-м году бывший солдат, разведчик и журналист военной хроники, решив сбросить с себя негатив прошлых лет перед собственной свадьбой, уединившись в своём бунгало на Ямайке под громким названием "Золотой Глаз", вывел чернильным пером образ солдата с ледяным сердцем на передовой Холодной войны. Образ протагониста нового времени, убивающего по приказу, проживающего каждый день как последний, понимающего, что в каждом новом завтра он может уже не проснуться. Образ хладнокровного убийцы с разбитым сердцем и печенью, отравленным всем тем алкоголем, что позволяет хоть немного согреть замерзшую кровь - в общем то образ персонажа, не имеющего никакого права называться героем. А потому неизбежно героем нового времени неизбежно ставшего.
"Работа сделана, сука мертва" - последние слова Джеймса Бонда и Яна Флеминга, выведенные на страницах романа под названием "Казино Рояль" - словно чёрная в своём цинизме ирония в мире, где роман о гибели сердца британского агента с лицензией на убийство, не предполагавший продолжения, стал началом франшизы, свои литературные истоки переросшей. 5 октября 1962-го года творение Яна Флеминга добралось до больших экранов с экранизацией лишь 6-го романа в серии. Но в тот самый момент, когда колкое приветствие Сильвии Тренч в лондоском казино было парировано изящной непробиваемой учтивостью джентльмена напротив, что-то в этом мире изменилось навсегда. Защитник Британской Империи не просто обрёл плоть и кровь. 5 октября 1962-го года Шон Коннери под руководством Яна Флеминга на литературной основе из льда уставшего сердца и жара экзотических стран создал образ идеального героя, поневоле начав историю, длиной в бесконечность. 5-го октября 1962-го года началась Сага, которой было суждено перерасти не только один отдельно взятый образ, но и целые поколения.
И сейчас с высоты 60 лет пришла пора взглянуть на всю историю многоликого агента, чтобы понять, что такое Джеймс Бонд. Герой ли перед нами, прошедший больше персонажной эволюции, чем возможно одному человеку за жизнь, умудрившись остаться при этом неизменным, или же это имя, ставшее нарицательным, переросшее один взятый образ, словно титул монарха Британии, олицетворяющий собой неизменность в меняющемся времени? И что есть Бондиана - одна большая история или же антология историй о героях своего времени? И есть ли вообще однозначный ответ на этот вопрос? Что ж, агент не был бы агентом, если бы ответ был однозначным. А значит, пришла пора обратиться к каждому образу отдельно и вынести на суд терпеливого жюри доказательства "за" и "против", и позволить решать каждому. И потому к трибуне вызывается первый образ. Образ, Бондиану в кино сформировавший. С которого история началась. Перед нами...
1. Sean Connery
Годы службы: 1962-1967, 1971
Возраст: 32-41 год
Рост: 189 см.
Гонорары за миссию: $ 17 000 (1962) - $ 1 200 000 (1971)
Мисси (6): Dr. No (1962); From Russia with Love (1963); Goldfinger (1964); Thunderball (1965); You Only Live Twice (1967); Diamonds Are Forever (1971)
На самом деле, Бондиана с Шоном Коннери, пожалуй, единственная серия франшизы, вплоть до Бондианы с Дэниелом Крэйгом, которую отличает единство истории с началом и финалом - сага о борьбе британской разведки с агентом 007 на передовой со Спектром с загадочным номером 1-м во главе. Удивительно, в мире, где история, начатая Казино Рояль, считается чуть ли не революционной в шпионской серии, как-то легко забывается, что изначально именно Бондиана с Шоном Коннери стала краеугольным камнем, легшим в основе всего современного франшизостроения, без которого не было бы ни Звёздных войн, ни Индианы Джонса, ни Гарри Поттера. Даром, что серия самостоятельных сюжетов, оригинальная Бондиана складывается в единый сюжетный арк, невозможный ход во времена нежизнеспособных сиквелов и вертикальных сериалов, где личность главного злодея скрывается аж до 5-го фильма (даже Император Далёкой Галактики успел на пару секунд засветить лицо уже в сиквеле), где персонажи за пределами обязательного второстепенного каста переходят из фильма в фильм (Сильвия Тренч, Эрнст Ставро Блофельд). И даже Голдфингер, единственный фильм серии из истории о Спектре выбивающийся, словно бы необходимая ступень в развитии образа 007, финал истории становления уязвимого агента из первых фильмов в образ непобедимой на грани карикатуры легенды, одно слово которого в Шаровой молнии является достаточным основанием для начальства сменить зону поиска угрозы международного масштаба. И словно бы вместе с победой над Спектром и Блофельдом заканчивается в 1971-м история Бонда Шона Коннери, которому предстоит вернуться на службу лишь один раз и то неофициально, отдав титул и имя другим героям на службе Её Величества Королевы.
Впрочем, не будем спешить с выводами, а разложим все факты за и против того, что фильмы с участием с Шоном Коннери являются франшизой самостоятельной или же частью чего-то большего.
Итак. Бондиана с Шоном Коннери: Часть общей Саги об агенте 007.
За:
- Пожалуй, один из наиболее уникальных случаев франшизостроения: "На секретной службе Ей Величества", вышедший между "Живёшь только дважды" и "Бриллиантами навсегда" так же является частью общей арки СПЕКТРа - второй акт в неофициальной трилогии Блофельда, даром, что меняются актёры, исполняющие роли Бонда и Блофельда.
- И потому начало "Бриллиантов навсегда", где Бонд ожесточенно ищет Блофельда воспринимается именно как продолжение трагического финала "Секретной службы"
- Как и начало "Бриллиантов" с Блофельдом, прибегающим к способу пластической операции - сюжетный ход, в лёгкую объясняющий постоянно меняющийся образ бондовского архиврага от Дональда Плэзенса до Телли Саваласа до Чарльза Грэя.
- И М, закатывающий глаза в "Бриллиантах, словно напоминает, что даже в отсутствии Бонда, МИ6 способно оставаться работоспособным - как будто намёк на его временный уход со службы в связи со свадьбой, оборвавшейся так внезапно.
- Тот самый М в исполнении Бернарда Ли, вместе Мисс Манипенни в исполнении Луиз Максуэлл и Кью в исполнении Дезмонда Лльюэлина (правда, вступивший на службу с 2-го фильма), что пройдут путь не только с Бондом Коннери, но и с Джорджен Лэйзенби и Роджером Муром, связывая их историю воедино
- Впрочем, общие второстепенные персонажи лишь антураж - куда важнее традиции, которые первые фильмы серии закладывают. "Бонд. Джеймс Бонд", произнесённое Коннери как фирменный кивок персонажа, мартини с водкой, Астон Мартин ДБ5 - не просто традции - элементы, связывающие образы будущего воедино, где Шон Коннери - родоначальник, импульс, придавший движение, которому не будет конца.
- И James Bond will return - бесконечный клифхэнгер, подразумевающий, что у агента Её Величества хватит сил спасать мир столько раз, сколько нужно даже теперь, когда СПЕКТР канет в небытие.
Против:
- Даже если мы выпустим из поля зрения "На секретной службе Её Величества", Бондиана с Шоном Коннери останется единой историей с началом, кульминацией и финалом, основным лейтмотивом которой является борьба Британской разведки с террористической организацией СПЕКТР.
- Свадьба Бонда и гибель его супруги в "На секретной службе Её Величества" (6-й фильм) в "Бриллиантах навсегда" (7-й фильм) не упоминаются, как и образ Бонда не претерпевает никаких существенных изменений в связи с утратой, являясь скорее прямым продолжением образа из "Живёшь только дважды"
- А потому и очевидно радикально меняющийся от одного фильму к другому образ 007 не только внешне - романтик из 6-го фильма и циник Коннери увязываются друг с другом очень поверхностно - перед нами Бонд не только выглядящий, но и сыгранный по разному.
- А потому и начало "Бриллиантов" с мстительными поисками Блофельда, можно расценивать и как продолжение "Живёшь только дважды", завершающееся бегством Номера один в последний момент.
- И так же и М, закатывающий глаза в "Бриллиантах навсегда", напоминающий, что даже в отсутствии Бонда, МИ6 способно оставаться работоспособным - словно пробитие 4-й стены, намёк, что данный конкретный Бонд пропустил как минимум один фильм в общей Саге борьбы со СПЕКТРом.
- Факт, относящийся не к сюжетной, но к производственной части лент - Бондиана с Шоном Коннери наглядный пример регрессии образа, доставшегося от Яна Флеминга, 6 фильмов от "Доктора Ноу" до "Бриллиантов навсегда" с каждой новой ступенью не только теряют в верности первоистоичнику, с каждой новой экранизацией отходя от книг всё дальше, но и всё больше ударяются в фантасмагорию, теряя связь с реальностью, образ 007 скорее карикатуризируя, и потому Бриллианты ещё больше воспринимаются сиквелом "ЖТД", нежели "Секретной службы", роману Флеминга до деталей верной.
- И "Бриллианты" подаются и обыгрываются частично как возвращение, что будет усилено намного сильнее в неофициальной ленте 1983-го года. И воспринимаются куда лучше, как камбэк того самого образа, франшизу создавшего, и его финальный бой с его личной немезидой, словно полноценный круг, который персонаж проходит от Доктора Ноу с его технологичным Островом крабов и попытками изменить траектории полётов американских спутников, до финального поражения Блофельда на нефтяной вышке посреди океана в его попытке создать спутник, способный сравнять с землёй целые города. Финальная миссия, после которой агент вполне заслуживает того, чтобы отправиться на покой... Если конечно когда-нибудь новый Спектр не поднимет голову над миром неоновых 80-х.
2. George Lazenby
Год службы: 1969
Возраст: 30 лет
Рост: 188 см.
Гонорар за миссию: $ 80 000 (1969)
Миссия: On Her Majesty's Secret Serivce (1969)
Итак. Бондиана с Джорджем Лэйзенби: Часть общей Саги об агенте 007.
За:
- Словно бы для того, чтобы подсказать зрителю, что перед нами всё та же история, начатая за 8 лет до того в "Докторе Ноу" - Бонд Лэйзенби достаёт перед зрителем сувениры из прошлых фильмов, будь то нож Хани Райдер из "Доктора" или баллон для дыхания под водой из "Шаровой молнии". Бонд Лэйзенби, Бонд все эти миссии переживший
- Подмигивает зрителю и Морис Байндер - легендарный автор титров для 14 фильмов о Бонде - уже в начальное интро вставляя отрывки из первых 5 фильмов франшизы, словно бы заставку сериала "В предыдущих сериях"
- И всё так же по прежнему Бонд забросит шляпу на вешалку перед Мисс Манипенни, вторя жесту Шона Коннери, его элегантной привычке, при том в последний раз - с 1971-го года за одним исключением Бонд шляпу не носил.
- Как и не играл в гольф, однако сам Лэйзенби, отдыхая во вневременном отпуске берётся за клюшки для гольфа, вторя любимой игре Шона Коннери и Голдфингеру
- Что важнее гольфа - родословная. Так же, как и "На секретной службе", 11-я книга, вышедшая уже после премьеры "Доктора Ноу" впервые раскрывает шотландской происхождение Бонда вслед за выбором исполнителя главной роли, так и фильм связывает генеалогию воедино, прописывая родину Шона Коннери в качестве единственно возможной родины агента 007.
- Тем временем 2 года поиски Блофельда Бондом остаются безуспешными - говорит 007 М, как бы очевидно намекая на те самые 2 года, которые прошли между "Живёшь только дважды" и "Секретной службой", как в реальном (1967-й и 1969-й) года, так и в кинематографическом времени.
- И слёзы мисс Манипенни на свадьбе Бонда становятся искренней болью об утрате человека, дружеский флирт с которым все эти годы был кажется чем-то куда большим. За этими слезами, как и за словами Кью о том, что он ранее считал Бонда легкомысленным легко угадывается долгая взаимная история, которую эти персонажи за все эти годы вместе прошли.
Против:
- "Этого бы не произошло с другим парнем" - говорит Джордж Лэйзенби, не просто ломая стену, а создавая беспрецедентный случай во франшизостроении - как бы говоря зрителю открыто, что он лишь очередной Бонд, но совсем не оригинальный, создавая основу для целого ряда теорий о том, что Бонд - лишь кодовое имя, а отнюдь не один персонаж
- И образ Лэйзенби, романтичный, способный на сильные, продолжительные чувства, словно противоречат Бонду Коннери, возвращая персонажа ближе к книгам Флеминга, от которого герой Коннери отходил всё дальше с каждым фильмом. И отсутствие как таковых переживаний о потерянной жене в "Бриллиантах" в противовес трагичному финалу фильма Ханта как бы показывают нам, что перед нами очевидной другой агент 007.
- Как кажется и Блофельд - встреча двух персонажей, которые не узнают друг друга, может легко обыгрываться с помощью обязательной пластической операции и хитроумной игрой в кошки-мышки с давним врагом, не узнающим главу СПЕКТРа, но тот факт, что книга, по которой снято кино, банально вышла раньше "Живёшь только дважды" открыто намекает на как минимум нарушение всемогущего continuity. Как максимум на то, что перед нами совсем другая история и другой вариант первой встречи героя и злодея.
- И давайте будем честными - ни одна пластика не превратит приземистого Плэзенса/Грея в вытянутого мастермайнда с харизмой президента ЛексЛуторКорп.
- И потому в силу вступает всемогущий реткон, когда в новой истории о персонаже подразумевается, что он прошёл все те же этапы истории, что и предыдущая итерация образа, но не обязательно мы были их свидетелями. См. - Возвращение Супермена или Невероятный Халк, или любой роман в цикле Артура Кларка о "Космической Одиссее" - где в 2001 герои путешествуют на Сатурн, но уже во второй книге вслед за фильмом Кубрика упоминается именно Юпитер, что сам Кларк влёгкую объяснял тем, что события из одной книги не обязательно в точности, а лишь в общих чертах происходили с персонажами следующей.
- И падение сборов фильма относительно предыдущих частей, вынудившие продюсеров сменить направление киносерии, превратив с "Бриллиантов" в окончательную карикатуру - сыграли фильму странную службу, оставив фильмом в серии чуть ли не уникальным, совершенно самодостаточным. Грустной историей об агенте, женившемся, но любви не обретшем, где Бонд Шона Коннери, словно бы подвинулся на один фильм, чтобы дать быть рассказанной истории этого героя, не затеняя его своим собственным образом.
- И потому сюжетный троп фильма об уходе агента 007 со службы, первого прецендента в истории серии, начатый с заявления, надиктовываемого мисс Манипенни, и законченный прощанием с персонажами и зрителями перед уходом в закат - словно бы мотив фильма именно самостоятельного, начинающего и заканчивающего свою собственную, уникальную историю об уникальном агенте 007.
3. Roger Moore
Годы службы: 1973-1985
Возраст: 45-57 лет
Рост: 186 см.
Гонорары за миссию: $ 200 000 (1973) - $ 5 000 000 (1985)
Миссии (7): Live and Let Die (1973); The Man with the Golden Gun (1974); The Spy Who Loved Me (1977); Moonraker (1979); For Your Eyes Only (1981); Octopussy (1983); A View to a Kill (1985)
Бондиана с Роджером Муром: Часть общей Саги об агенте 007.
За:
- Бонд Мура - это Бонд ветеран. Его враги мечтают о победе над ним (Франсиско Скараманга), его союзники знают его биографию (Аня Амасова). Уже начиная с "Живи и дай умереть" - перед нами совершенно устоявшийся образ, за плечами которого целая киноистория, намекающая на то, что перед нами действительно 8-14 фильмы франшизы об агенте с Двумя Нулями
- И потому частью этой истории становится и Трэйси Бонд. "Шпион, который меня любил" - словно бы тот необходимый мостик между образами - и лицо вечно ироничного Мура, сменяющееся строгостью и жестким обрубанием темы при упоминании о гибели жены на полуслове, как напоминание о личной трагедии агента, который несмотря на его кажущуюся легковесность, не так прост и легкомысленен, как кажется.
- И словно чтобы усилить преемственность образов - посещение могилы Трейси в "Только для глаз" (с датой гибели 1969 - годом выхода фильма с Лэйзенби) - по грустной иронии почти точная цитата из начала первоисточника "Секретной службы", лишь имя Веспер сменяется именем жены, чтобы в 2021-м году сделать полный круг и превратиться в имя изначальное.
- А вслед за ним и возвращение Блофельда и окончательная месть агента 007, пусть даже лица Номера 1 и его имени мы не узнаем - спасибо Кевину МакКлори, создателю СПЕКТРа, и его планам по производству римейка "Шаровой молнии". И "Только для твоих глаз" - ответ Альберта Брокколи продюсеру "Никогда не говори Никогда", намекающего без даже следа двусмысленности: перед нами тот самый агент 007, the one and only - и всё это одна большая история.
- История, в которой есть место старению. Упоминания точной даты действия фильмов - большая редкость в Бондиане, но вслед за датой гибели Трэйси мы становимся свидетелями спортивных состязаний 1981-го года - с момента "Секретной службы" прошло 12 лет, и Бонд стареет в реальном времени, под стать самому Муру - в "Бриллиантах" Коннери 41 год, в "Живи и дай умереть" Муру 45. И Бонд, как и зритель - не молодеет.
- Как и окружающие его персонажи. Те же "Только для твоих глаз" впервые упоминают о старении Кью, теряющего хватку, а "Осьминожка" демонстирует ассистентку мисс Манипенни, приглашенную на потенциальную замену Луис Максуэлл, готовящуюся к уходу на заслуженную пенсию.
- Как и Бонд. В последний раз Бонд кинет шляпу пусть даже из-за кадра в "Только для твоих глазах", продемонстирует свой китель со званием капитана в "Шпионе" в рифму "Живёшь только дважды" и встретит Куорелла младшего, сына Куорелла из "Доктора Но". Да, это всё тот же Бонд, что и когда-то, говорят нам продюсеры, просто в мире, полном боли, научившийся улыбаться шире и говорить Live and Let Die.
Против:
- С самого первого фильма сам Мур делает всё, чтобы абстрагироваться от образа Коннери - предпочитает сигареты сигарам, водку/мартини бурбону, а Астон Мартин Лотусу Эсприт. И "Шпион, который меня любил", создавший ироничный образ Мура окончательно, как джентльмена, приподнимающего бровь в лицо опасности (I need you, James! -So does England!)- словно бы попытка доказать и показать, что образ Бонда не ограничен одним актёром, а пережитый опыт лишь общие данные биографии, которые были введены в сюжет лишь необходимостью противопоставить "Никогда не говори Никогда" свою истинную франшизу.
- И потому именно Бондиана с Муром фактически словно бы на зло МакКлори превращает Бондиану в тот самый вертикальный сериал, с котором франшиза спорила с первых дней, где Бонд вынужден снова и снова спасать мир от вселенского зла, не просто не стесняясь фарса, но приветствуя его, отходя окончательно от детективных триллеров первой половины 1960-х в сторону легковесности и юмора.
- И потому и стареющий Бонд - стареет лишь визуально, продолжая спасать мир от мегаломаньяков и прыгать на сноуборде и в 57 лет. Отбросив очевидные отсылки на фильм с Лэйзенби, становится всё сложнее поверить с каждым прошедшим годом, что агент из 1962-го года и 1985-го - один и тот же человек. Но подмигивания Мура зрителю становится достаточно, чтобы отбросить предрассудки - перед нами очевидная самопародия.
- Вслед тону повествования сменяется и состав второстепенный: выбрасывая после первого же фильма с Муром из истории Феликса Ляйтера, сценаристы вводят в сюжет шерифа Пеппера, министра Фредерика Грэя, и конечно же генерала Гоголя, пару раз напоминая и о существовании Билла Таннера (в исполнении двух разных актёров), несправедливо забытого в фильмах начальника штаба М, создавая словно собственный каст собственного сериала, живущего по собственным законам.
- Где основным сюжетным лейтмотивом становится противостояние Запада и Востока, но противостояние в крайней степени дружеское, где генераль Гоголь становится полноценным антигероем, готовым пожать руку М в любой момент. И где кульминацией истории Бонда становится Орден Ленина, впервые врученный британскому агенту. И если кто и мог его заслужить, то Бонд в исполнении Мура.
- Хороший способ уйти на пенсию, пока кое-кто с пенсии возвращается. По иронии - неофициальное "Никогда не говори Никогда", где Шон Коннери исполняет однако всё тот же образ, произнося даже фирменное "Бонд. Джеймс Бонд" - и которому призваны "Только для твоих глаз" и "Осмьиножка" противопоставить настоящий образ 007 от ЭОН - лишь усиливают оторванность двух киносерий - "Никогда" словно бы возвращаение оригинального таймлайна, в котором и старый добрый Джеймс успел постареть, будучи вынужденным ходить по санаториям, где сменилось и начальство и даже финансирование отдела Кью, словно вступившее в новое десятилетие, пока обаятельное фэнтезийное МИ6 из фильмов с Муром застряло в своём карманном мирке.
- Мирке, который тоже вынужден эволюционировать. Вслед за уходом оригинального М, Бернарда Ли - место начальника МИ6 занимает Роберт Браун, до того уже успевший исполнить роль адмирала Харгрейвса в "Шпионе, который меня любил". А вместе с ним впервые задаётся справедливый вопрос - является ли он тем же персонажем, или же М лишь звание, которое он занял после работы "на земле"?. Вопрос очень важный, ведь в зависимости от ответа на него, может изменится восприятие не только персонажа главного, но и всей франшизы, особенно, когда Бонд готов помолодеть.
4. Timothy Dalton
Годы службы: 1987-1989
Возраст: 41-43 года
Рост: 187 см.
Гонорары за миссию: $ 3 000 000 (1987) - $ 5 000 000 (1989)
Миссии (2): The Living Daylights (1987); Licence to Kill (1989)
Бондиана с Тимоти Далтоном: Часть общей Саги об агенте 007.
За:
- Кажется, ни одна женщина в истории Бондианы не оказала такого влияния на персонажа, как Трейси Ди Виченцо. Пройдут десятилетия, Бонд помолодеет, сменится его характер, но брошенная свадебная подвзяка всё так же будет вызывать в нём воспоминания и чувства куда более сильные, чем Веспер Линд или Мэдлен Суонн, уж простите.
- А вместе с тем и свадьба лучшего друга: вслед за Бондом женится Феликс Ляйтер, вернувшийся во франшизу, и внезапно обретший знакмоое лицо. Ляйтер - персонаж, традиционно исполняемый разными актёрами, впервые обретает старые добрые черты - Дэвида Хэдисона, исполнившего роль в далёком 1973-м в первом фильме с Роджером Муром. Происходит ироничная рекурсия - меняется Бонд, но впервые всё тем же остаётся Ляйтер
- Как впрочем и генерал Гоголь. Да, его мало, но он тут есть, как прекрасный кивок эпохе Мура, сменяющийся генералом Пушкином.
- Как и Дезмонд Льюэллин - последний пережиток эпохи Шона Коннери, продолжающий снабжать оружием уже 4-го агента 007. Персонаж уже не скрывающий своей старости, переводящий дыхание на последней ступени лестницы и выступающий уже как заботливый отец своего непоседливого сына придаёт франшизе ту нужную ей наследственность.
- И даром, что Бонд отныне окончательно сменяет образ, обнуляя старение персонажа - Далтон исполняет роль агента, повидавшего виды, чья репутация опережает его, как ему говорят уже в первом фильме с его участием - "Искры из глаз". Он всё тот же ветеран, за плечами которого очевидно не только гибель Трэйси, но и вся тяжесть истории, полной насилия и холода.
- И потому Далтон делает полный персонажный круг, возвращаясь к книжному первоисточнику - перед нами впервые в истории Бондианы образ на грани усталости, живущий на краю, словно на смену романтике Лэйзенби и ироничности Мура приходит смертельная серьёзность в мире, где поводов для иронии всё меньше, и где Бонд готов бросить осточертевшую службу ради мести. Придержите последний аргумент на будущее, если вас не затруднит.
- И потому и финал "Лицензии на убийство" и объятия Пэм Бувье, как и трагедия "Секретной службы" словно бы сделанный вслед за самим персонажем полный круг. Бонд, буквально срывающийся с цепи в начале фильма, выказывающий полное нежелание иметь хоть что-то общее с теплом человеских отношений, под финал вновь обретает себя и надежду на исцеление собственного сердца в объятиях новой возлюбленной, которая, почему-то хочется думать, та самая исцелительница. И в первые со времён 1969-го года хочется, чтобы у этой пары было всё всерьёз и надолго.
Против:
- И впервые Бондиана бросает вызов попыткам хоть как-то рационально объяснить нестарение агента 007. С первых же сцен Искр перед нами куда более молодой и дерзкий Бонд, нежели мы видели его в последний раз в "Виде на убийство". Живите с этим как бы говорят продюсеры, или принимайте тот факт, что все его предыдущие миссии произошли в куда более сжатый промежуток времени, или же принимайте новый таймлайн... Что в общем и целом, если вдуматься одно и то же.
- Вторит идее и мисс Манипенни, внезапно помолодевшая раз этак в три, милая и в чем то наивная девушка на смену умудренной статной леди Максуэлл - под стать новому Бонду новые времена. И лишь только Роберт Браун в роли М продолжает маячить на горизонте, не сдавая всё продолжающей закрадываться теории о званиях и псевдонимах на службе Её Величества.
- И потому не удивляет, когда что-то меняется в отношениях М и Бонда. Представить, чтобы недоверие вынудило М лишить Бонда Мура лицензии на убийсво не представляется возможным. И словно бы первая сцена в "Искрах" с испытанием сразу нескольких агентов призвана напомнить об очевидном - каким бы профессионалом он ни был, в отличие от Мура этот агент 007 лишь один из многих.
- Что впрочем неудивительно. Ведь на стороне теории того, что каждый актёр играет свою собственную версию Бонда - сам Далтон, согласившийся на участие с одним условием - он сыграет в трилогии, где образ Бонда будет ближе к книгам Яна Флеминга. И 007 Далтона - это образ, сознательно написанный и созданный с самого начала под определённого актёра, впервые в истории серии, ведь даже тональность франшизы и образ Бонда в случае с Муром сценаристы сознательно сменили лишь к третьему фильму с его участием.
- И потому неудивительно, что нынешний Бонд куда прочнее стал на твёрдую землю, где маски зла обретают лица политиканов и наркобаронов, на смену генетически модифицированным мегаломаньякам.
- А на смену безраздельным половым приключениям Бонда Мура приходит куда более очевидная сексуальная сдержанность. Открытие ВИЧ революционирует демонстрацию половых связей на большом экране, и новому стоическому Бонду, такая разборчивость только идёт.
- И потому и Бондиане Далтона внезапно идёт звание дилогии, а не трилогии, которой Далтон лишился из-за проблем с правами, затянувшими производство настолько, что из-за случившейся Перестройки и изменившейся мировой политики, всю франшизу пришлось перестраивать. "Бонд, живущий на краю" - именно так Далтона подавали постеры "Искр из глаз" - и по иронии так и оказалось, Бонд Далтон - агент 007 на краю Холодной войны. И как бы не хотелось увидеть третий фильм с данным исполнителем, финал "Лицензии на убийством" слишком лиричен, чтобы агента 007, героя, бегущего по лезвию меж двух Сверх держав, его лишать.
5. Pierce Brosnan
Годы службы: 1995-2002
Возраст: 42-49 лет
Рост: 186 см.
Гонорары за миссию: $ 4 000 000 (1995) - $ 16 000 000 (2002)
Миссии (4): GoldenEye (1995); Tomorrow Never Dies (1997); The World Is Not Enough (1999); Die Another Day (2002)
Бондиана с Пирсом Броснаном: Часть общей Саги об агенте 007.
За:
- И Бондиана с Пирсом Броснаном словно грандиозное возвращение. Пирс Броснан - агент ушедшей эпохи в новом мире - тема, идущая красной нитью через все фильмы его киносерии. "Динозавр", каким называет его М - не только отголосок миллиарда долларов "Парка Юрского периода", после которого если ты не упомянул древнего ящера в фильме 1990-х, то ты какой-то лопух. Но и намёк - Бонд Броснана это даже не ветеран, это пережиток ушедшего эпохи, которому ещё только предстоит адаптироваться к миру новому.
- И впервые М - официально признан лишь званием. Когда героиня Джуди Денч упоминяет своих предшественников, относившихся к агенту 00 совсем по другому, словно десятилетия эпохи обрушиваются на только появившийся на экране образ. Каждый М - часть истории МИ6, и тут снова закрадывается сомнение о том, что.... Впрочем, пока рано.
- Вслед за М, меняется и другая буква алфавита. Свой финальный поклон отвешивает Кью. Снабжавший оружием 5 агентов 007, и к Бондиане с Броснаном окончательно установивший после долгих лет взаимных издёвок дружеские отношения со своим подопечным, Кью уходит на покой вместе с Дезмондом Льюэлином, свою букву предоставляя Джону Клизу, пусть лишь и на один фильм.
- Зато какой! "Умри, но не сейчас" словно на зло всем демонстрирует гаджеты из "Из России с любовью" и "Осьминожки", "Живёшь только дважды" и "Шаровой молнии" - все ли Бонды являются частью истории одного персонажа? Да кто их знает, но вот частью истории отдела Кью - являются точно! И Астон Мартин ДБ5 тоже, да.
- Как и шотладнское происхождение агента Её Величества. На всякий случай, в честь семейного герба Бонда называют даже целый фильм - "И целого мира мало", слоган, впервые услышанный где? Правильно, "На секретной службе Её Величества".
- И памяти о Трейси не избежит даже 5-й Бонд. Пусть и куда более обтекаемо. "Сколько девушек погибло у тебя на руках, Джеймс?" - спрашивает его Алек Тревелян, пока лицо самого пафосного из агентов искривляет гримаса неприятия, когда Электра Кинг спрашивает его о потерях близких людей.
- А потому кажется лишь логичным, что после пережитых душевных и физических травм и Феликс Ляйтер больше не часть франшизы о Бонде - он остался позади вместе с "Лицензией на убийство" - у Бонда Броснана отныне новые союзники. Пока Ляйтер уходит на пенсию, его напарник из МИ6 этой роскоши не имеет.
Против:
- На самом деле больше никто не притворяется. "Золотой Глаз" первый фильм о Бонде, который начинается флэшбеком, и никуда нибудь, а в 1986-й год, где мы видим одну из первых миссий Бонда под руководством своего друга и наставника 006 в исполнении Шона Бина, сам факт чего теперь уже открыто перечёкривает все попытки вписать предыдущие фильмы (за исключением разве что Далтоновских) - в один таймлайн. Слово ребут придумают использовать по отношению к кино только через 10 лет, а потому получите новое начало истории под прикрытием 17-го фильма.
- Нет, конечно действие фильмов про Бонда может происходить когда-угодно, но во франшизе больше нет безвремения. "И целого мира мало" 1999-го завершается под фейерверки, встречающие новое тысячелетие, а "Умри, но не сейчас" отправляет в карцер Бонда на 14 месяцев, аккурат, чтобы к ноябрю 2002-го года и релизу фильма у зрителя не возник вопрос, где наш великий герой был, пока сентябрь 2001-го года входил в историю страшной трагедией.
- А потому новому Бонду создаётся и новое прошлое. Прошлое, где нашлось место и любви с Пэрис Карвер, настолько сильной, что послужила мотивацией Бонда в "Завтра не умрёт никогда", но о которой предыдущие Бонды были ни сном, ни духом.
- Но хотя бы китайский знали, который, как напомнил Шон Коннери в "Живёшь только дважды" Бонд учил в Оксфорде. В то время как Бонд Броснана уступает место героине Мишель Йео в тот же момент, когда сталкивается с китайской клавиатурой.
- Вот так и молодая мисс Манипении в исполнении Кэролин Блисс уступает место Саманте Бонд даже без попыток объяснить причину смены персонажа. К "Умри, но не сейчас", все ключевые места в Ми6 занимают абсолютно новые игроки, и даже место Феликса Ляйтера занимает некто Уэйд в исполнении Джо Дон Бэйкера, успевшего сыграть злодея в "Искрах из глаз". И попытки рационализировать то, что всё это часть одной серии становятся всё неочевиднее.
- Особенно когда на одном из каннских кинофестивалей один из продюсеров франшизы, Майкл Дж. Уилсон заявляет, что Бондиана скорее "is a series of series". Мужика никто за язык не тянул. В общем-то.
- Мне просто нравится думать, что оригинальный Бонд остался счастливо жить с Пэм Бувье, и нашёл своё счастье, а не вот это всё. Нет, он не рационально. Но это мой список аргументов, и я так хочу)
Как и каждый зритель. Потому что давайте будет откровенными, одна из самых главных прелестей Бондианы её бесконечная двойственность. У каждого зрителя свой Бонд. У каждого зрителя своя эпоха. И я уверен, что вы, пройдя путь с агентов 007 от 1962-го до нынешних и сами найдёте свои собственные аргументы за и против каждого тезиса. И сами решите для себя, является ли Бондиана одной историей или пресловутой серией серий.
Барбара Брокколи и Майкл Дж. Уилсон для себя, кажется, решили. И после юбилейного, 20-го Бонда, вышедшего на большие экраны аккурат в 40-тие Бондианы, сделали самый смелый поворот в истории франшизы.
И изменили агента 007 навсегда.
Но это уже другая, не имеющая себе равных, история. И она требует совсем другого подхода.
James Bond will Return