Части VI и VII Часть VIII. "The Dark Knight Rises" / "Interstellar"
Разязываются судьбы не только полицейского и преступника, но и режиссёра и Брюса Уэйна. Наконец, завершив собственный magnum opus, получив возможность двигаться дальше, после очередного миллиарда получив полную творческую свободу, Нолан решает отправиться не просто за пределы излюбленных мегаполисов, но за пределы родной планеты. Продолжив тему ближайшего будущего, Нолан наконец заглядывает куда дальше, чем в предыдущие два раза, под финал своей трилогии "грядущего" доходя наконец до второй половины 21-го столетия, а в эпилоге и даже дальше. Неудивительно, ведь эпичный хронометраж в 169 минут позволит заглянуть куда дальше обычного.
*У Нолана на спортивных соревнованиях весело, и конкурсы интересные*
Вот и будущее киновселенной Нолана выглядит под стать режиссёрскому видению достаточно пессимистично. Кажется, предотвратив одну экологическую катастрофу руками Бэтмена, не удаётся помешать катастрофе планетарного масштаба. Иронично, что покинув родной город главного героя в финале "ТРВЛ", Нолан покидает большие города вообще. "Интерстеллар" не просто первый фильм Нолана, действие которого происходит за пределами города, здесь больших городов нет вообще, лишь фермерский "Смолвиль", затерянный где-то посреди североамериканского континента. Экологическая катастрофа бьёт по всей планете, но видим мы удар лишь по фермерским угодьям - главные герои Нолана больше не носят пиджаков и костюмов, а их униформа отныне не относится ни к полицейским ни к любым другим вооружённым силам, так же как Уэйн отказывается от своего статуса, а герой Гордона-Левитта от значка полицейского, оставляет позади излюбленные типажи и Нолан. Фермеры и учёные - будущее словно бы принадлежит лишь этим двум "кастам".
Меняется и взгляд мир - отныне за объективом камеры Хойте Ван Хойтема, словно бы на других планетах требуются совсем другие законы операторского искусства. Требуется и совсем другая музыка, и в соответствие с требованиями меняется и подход Циммера: в мире, где главными героями становятся физики и астронавты, а счёт оставшемуся времени человечеству ведётся на годы важнейшим звуком становится словно бы мерно отстукивающий ритм часов - на водяной планете Эдмундса саундтрек сам начинает обратный отсчёт. Каждый тик часов - прожитый день, навсегда потерянный не только для ученых и физиков, но и для отцов и для детей.
Впрочем, если главному герою после смены профессии может показаться, что ему хотя бы в этот раз удастся избежать типичных трагедий нолановсокого персонажа, то впечатление будет ошибочным.
- Маски сброшены, но в костюме или нет, а главный герой Нолана вновь потерял любимую женщину ещё до начала событий фильма. Но годы затвореничества в поместье/на ферме подходят к концу - персонаж, переживший в прошлом травму/крушение, и ушедший на покой, вновь надевает знакомый ему костюм виджиланте/астронавта ради одной последней миссии ради родных города/планеты
- И вновь он вынужден переживать предательство со стороны близкого человека. Предательство ли? Персонаж Майкла Кейна вот уже второй фильм подряд скрывает как правду о любимой женщине протагониста, так и правду о планете Земля, которую спасти невозможно, вынужденный в обоих случаях скрывать от любимых людей то, что он уверен, настроит их против себя, уверенный, что на лжи можно построить мир. И вновь тема "Лжи во спасение" всплывает касаемо науки и техники. Люди Готэма, не знающие, что реактор распадётся и вот-вот взорвётся, человечество, не знающее, что никакого плана по спасению на самом деле нет. Нолан словно бы вновь и вновь задаётся вопросом перед лицом технического прогресса, кто вообще имеет право решать, что примет, а что не примет целый мир?
- Вообще неудивительно что отныне доверяет главный герой всё больше машинам. КЕЙС и ТАРС - не просто парафраз ХЭЛ-9000, но и полноценные участники нынешней Космической Одиссеи, верные помощники Купера сотоварищи. Иронично со стороны Нолана и то, что одного из наших "ХЭЛов", КЕЙСа озвучил Джош Стюарт, сыгравший до того верного помощника главного злодея предыдущего фильма, а нынче спасающий на планете Миллера героиню Энн Хэтэуэй и с ней же до конца остающийся, пока ТАРС отправляется с Купером за пределы человеческого сознания. Да, променял Бэйна на Кошку. Его в общем то можно понять.
- К слову про антагонистов. Кажется, Нолан не просто развязал многочисленные узлы в своём предыдущем фильме. В "Интерстелларе" впервые нет антагониста как такового. Только время, работающее против человечества. И вот, что в "Интерстелларе", что в "Тёмном рыцаре" главный герой покидает родной город/планету только для того, чтобы со стороны смотреть на то, как гибнет его родной дом, только чтобы через экран телевизора наблюдать издалека, как неумолимо выходит время для Готэма и для Земли. Таймеры бегут всё быстрее. Лишь разница миссий существенна. Герой Уэйна сумеет спасти родной Готэм, герою МакКонахи же удастся спасти человечество, но не планету, хоть и найдя людям дом новый. Впрочем, ни там ни там, главные герои вернуться домой, где места им уже нет, сами не смогут, вынужденные искать счастья где-то вдали от родины... вместе с Энн Хэтэуэй.
- Иронично, что в обоих случаях персонаж Энн Хэтэуэй выступает фактически зеркальным отражением главного героя - любительница чёрных масок и учёный-астронавт, но умудряется вступить с ним в конфликт если не прямой (вор/герой), то идейный (планеты Манна/Эдмундса), только чтобы в финальной трети объединиться с протагонистом ради единой цели.
- А в финальной трети Нолан всё так же продолжает заметать экранное пространство снегом. Что ж, в этот раз вьюга закружит собой целую планету. И словно бы забыв нажать на стоп в механизме машины для разбрасывания снега по съёмочной плозадке, Нолан покроет льдом даже облака.
- ...создав чёткий контраст с иссохшей Землёй. Кажется, города исчезают из кадра Нолана не просто так, засушливая Земля, покрытая лишь водой планета Миллер, ледяной Манн и уютный Эдмундс - каждая планета словно бы отдельный элементаль в духе скорее старых добрых космоопер, где космос - последний рубеж, чем твёрдой научной фантастики, здесь вся планета представляет собой единую климатическую зону. Недаром, и вот уже второй фильм подряд помощник главного героя (дворецкий и зять) говорят главному герою, что его место явно не здесь и не в этом времени. Пейзаж словно бы олицетворяет состояние персонажа, вот только в этот раз - кажется места на Земле не осталось не только протагонисту, но и всему человечеству в целом.
- А потому неудивительно, что и главный герой так легко решается на пожертвование своей жизнью, для иссохшего сознания остаётся последний прыжок веры, вот только катапультиоваться в последний момент ни один их них не забудет, чтобы воскреснуть для тех, кто ему дорог. Недаром, проект по возрождению человечества в "Интерстелларе" носит имя Лазаря. В честь воскресшенного из "Нового Завета" назван впрочем, не только проект "Интерстеллара". От того факта, что в "ТР3" никто не упомянул название, известное, всем хоть сколько то знаком с миром DC, не значит, что оно вдруг перестало существовать. "Яма" (The Pit) Раса Аль Гула в которой оказался герой Бэйла - фактически "реалистичный" парафраз комиксной "Ямы Лазаря" (The Lazarus Pit), в которую, погружаясь, комиксный Рас Аль Гул и обновлял своё тело. И так же, как герой Бэйла, из Ямы Лазаря буквально взлетая, возрождается, то же ждёт и человечество и героя МакКонахи на краю Солнечной Системы, спасенный потомками человеческого рода.... Да, если вы ещё не заметил, то наши более продвинутые эволюционные потомки обладают помимо всего прочего нелинейным мышлением (Нолан, Нолан ^_^)
- "Бессмертие досигается разными путями" говорит в той же Яме Уэйну Рас Аль Гул. Если не имена главных героев, то имена их родственников их обессмертят. Детский дом, названный в честь родителей Брюса Уэйна, станция Купер, названная в честь дочери главного героя. Главным же героям и их самопожертвованию достанутся памятник и постамент соответственно. Каждый из них становится спасителем, погибшим и воскресшим, в глазах их же народа по своему.
- И в Купере вновь отдаются эхом судьбы прожитых в кино Нолана жизни его протагонистов. Недаром, мы вновь начинаем знакомство с героем с его сна ("Бессонница", "Бэтмен Начало", "Начало"). Недаром, лейтмотивом картины вновь идёт сожаление главного героя о том, что так и не удалось попрощаться с детьми/дочерью ("Начало"). Недаром, возвращение к своему ребёнку становится в общем-то и главной кульминацией картины.
- Герой Нолана всё же возвращается домой, но не Землю. Дом, там, где семья. И Нолан, в "Начале" позволив главному герою обрести вновь своих детей, а в "Тёмном рыцаре" любимую женщину, идёт на финальный и беспрецедентный шаг, позволяя обрести Куперу МакКонахи, спасшему не город, а всё человечество, и то и другое. Да, без сожалений не обойдётся и здесь. Купер возвращается к дочери только чтобы попрощаться, но и встретить всех её внуков тоже.
"Мы здесь, чтобы стать воспоминаниями наших детей" - говорит персонаж МакКонахи. Что ж, персонажи Кристофера Нолана начинают смотреть куда дальше. За горизонт событий, туда, где их ждёт будущее, воплощенное в их же наследии, будь то плащ героя на плече твоего напарника, будь то твои надежды и мечты, воплощённые в твоих же детях. И зная это, становится совсем не страшно ступать дальше, зная, что где-то там среди звёзд тебя ждёт кто-то такой же одинокий, чтобы взять тебя за руку.
"Мне бы только ночь. Июньскую ночь, и тебя" (с) Рэй Брэдбери, "Марсианские хроники"
Эпилог: "Interstellar" / "Dunkirk" (and Beyond)
Минутная стрелка бежит всё быстрее. Времени на мысли всё меньше. Каждая секунда на первом уровне сна, каждый вздох на планете Эдмундса, каждый поворот винта в воздухе равны часам и неделям, равны годам и целым жизням. Словно достигнув своего максмального хронометража, последнего уровня сна Нолан совершает рывок, тройной выброс - когда космос, сны, город, которого нет вновь уступают место реальности, где фантазиям не место. И "Дюнкерк" после эпичных саг о поисках дома окатывает словно струёй ледяной воды - здесь правила не объясняются даже на бегу, здесь единственная цель - выживание, здесь нет места сентиментам. Они придут позднее, но пока даже на вдох не хватает времени.
"Дюнкерк" словно новое начало - самый короткий фильм режиссёра со времён "Преследования" (109 минут), первый фильм режиссёра короче 2 часов со времён "Бессонницы", в принципе. С её же времён - первый фильм без фантастического элемента в повествовании. В "Дюнкерке" режиссёр возвращается не просто на твёрдую землю, но к себе домой, случайно ли? Кажется, Нолану, расписавшему биографию своего мира вплоть до 2100-х годов, добравшемуся до кульминации истории своих персонажей, остаётся лишь начинать всё заново, с новыми героями, с новыми судьбами, с новыми проблемами для их разрешения. "Дюнкерк" это и есть кино о возвращении к себе, на родину, под громкие апплодисменты своих соотечественников. Недаром, и вернувшихся солдат встречает Джон Нолан, дядя Нолана, преданный племяннику с самого первого его фильма.
Впрочем, "Дюнкерк" и "Интерстеллар" вновь дополняют друг друга - почти лирическая фантастика и безостановочное кино о войне. Теоретическое будущее и историческое прошлое. Космическая сага о поисках нового дома и военный боевик о возвращении в дом родной. Полные противоположности и части одного целого, по другому Нолан не может:
- И вновь бывший герой поддастся страху, чтобы стать причиной гибели одного из членов экипажа, который его подобрал. Во втором случае не просто герой. Доктор Джонатан Крэйн, властелин страха трилогии о Бэтмене испытает, что такое страх, на самом себе в этот раз в полной мере. Карма находит нолановских антагонистов вновь и вновь.
- Впрочем, во второй раз подряд антагониста как такого на экране вы не увидите. Главный злодей здесь ужас войны - пушки фашистов всё те же невидимые монстры лишь играют на руку самому страху. И вновь на нервы героев и зрителя действует секундная стрелка Ханса Циммера - лишь бежит она всё быстрее.
- Кто трус, а кто герой? Вновь один из главных персонажей - лётчик и рядом с крылом его самолёта пронесётся зритель не раз. В случае с Дюнкерком это персонаж Тома Харди, вновь, как фильм назад, в маске, вновь его самолёт ждёт незавидная участь (третий фильм Нолана с катапультированием связаны различные проблемы), вот только роль Харди в этот раз в противопожность сугубо положительная, точнее даже истинно героическая. И второй фильм подряд под крылом самолёта окажется Хойте Ван Хойтема. Новый оператор - новый вдохновитель режиссёра, стремящегося к новым кинематографическим вершинам и технологическим достижениям.
- И словно бы поняв, что старых знакомых можно приглашать играть ещё и голосом, Нолан второй фильм подряд устраивает преданному зрителю голосовую угадайку - актёр из предыдущего фильма передаст голос персонажу фильма нынешнего - вслед за Джошом Стюартом сам сэр Майкл Кейн. По грустному стечению обстоятельств - перед нам два единственных фильма в фильмографии Нолана, где персонажа Кейна спасти не удаётся
- А тема спасения принимает здесь совсем другой поворот. Там, где в "Интерстелларе" учёные покидают родину, чтобы её спасти, в "Дюнкерке" родина в лице патриотов соотечественников приходит за земляками, чтобы спасти своих родных из лап неминуемой гибели. Там, где отец отправлялся, чтобы спасти Землю ради собственных детей, чужие родители приходят за чужими детьми, объединенные общей болью.
И возвращение к началу - оказывается лишь стратегическое. Необходимый манёвр, чтобы перегруппироваться и вновь оценить свои собственные силы. Вопрос простой: для чего? Что же ждёт дальше? И что такое "Дюнкерк"? Начало новой тематической "трилогии"?, пролог к ней или же и вовсе интерлюдия? Но хотя Кеннет Брана, Майкл Кейн и даже Мартин Донован из "Бессонницы" в списке актёров "Довода" и намекают на былую общность, но до выхода "Довода" хоть что-то сказать в любом случае нельзя. До тех пор, пока не побегут финальные титры, а вероятно и до их окончания (см. характерный бренчащий звук в финале титров "Инсепшина" переходящий в песню Эдит Пиаф и приглушенные, но пробирающие куда сильнее, чем в остальном кино крики толпы "Дэши Басара" в "ТРВЛ" - титры в фильме Нолана тоже часть его вселенной). В этом весь Нолан, куда бы он ни шёл, какие бы темы не развивал, с какими бы людьми не работал. Уолли Пфайстер сменяется Ван Хойтемой. Циммер Людвигом Горанссоном. В "Доводе" не нашлось места даже Ли Смиту, неизменному и преданному помощнику Нолана с "БэтНачала". Монтажом "Довода" занимается Дженнифер Лэйн. Так что же перед нами грядёт? Начало новой вселенной или новая история в мире, который Нолан аккуратно выстроил за эти десятилетия, в мире, куда возвращаться почему-то хочется вновь и вновь несмотря на все волнения судеб его героев?
Увидим. Но куда бы ни направил Нолан свой взор дальше, какие истории и каких бы персонажей не захотел вывести на экран, факт остаётся фактом. За 10 фильмов дерзкий английский режиссёр создал целый собственный мир, живущий по своим законам, правилам, которые сам же режиссёр и вложил в уста своих персонажей, и которым сам, будучи в начале законченным пессимистом и вынужден был подчиниться. 10 фильмов, за которые протагонист его историй вырос над собой, кажется, вместе с режиссёром, изменил сам себя, побывав по обе стороны закона, чтобы в итоге оторваться от Земли и унестись за пределы земной атмосферы. Позади огромный путь. Для режиссёра, героя и зрителя.
И вновь мы приходим в кинотеатр в ожидании катарсиса. Вновь мы ждём, пока обещание фокусника сменится поворотом, а на его смену придёт престиж. Вновь мы ищем разгадку, но не особо стараемся. Потому что мы вновь приходим в кино, чтобы удивляться, стать частью чужой реальности, пусть даже и помня, что и при закрытых глазах настоящий мир никуда не исчезает.
И несмотря на то, что сложно сказать, где в фильмографии Нолана заканчивается искусство и начинается шоу, но факт остаётся фактом - Нолан остаётся предан, как своей аудитории, так и своим персонажам. Он предан кино, и как искусству, способу доносить до зрителя идеи простые, но крепко укореняющиеся в его сознании, и как к техническому достижению, способному словно сквозь тессеракт, червоточину, уносить зрителя в другие миры.
И потому крайне закономерно, что роль главных героев самого раннего и позднего фильмов Нолана по хронологии отдана фокусникам и астронавтам. Тем, по правую руку которых находятся учёные мужи. Кинематографа бы не было без науки. Без неё для человечества не может быть будущего. Куда дальше? Сложно сказать. Но будущее своего мира Нолан уже начертил. И даже если Нолан решится рано или поздно заглянуть в него ещё дальше, своё слово он уже сказал.
Потому что это будущее принадлежит нашим детям. И будущее это среди звёзд.