Итак, киногод окончательно подходит к концу. Сегодня ночью киноакадемики раздадут статуэтки, решив, кто же был лучшим из лучших в прошлом году. И вот, решив, что если уж академики, которые, судя по интервью, второй год утекающие в сеть, не досматривают номинантов до конца, могут голосовать и принимать решения, я в общем-то решил, что я ничем не хуже, ведь хоть фильмов я смотрел за год меньше, зато досматривал даже титры! Так почему бы и мне не пробежаться по категориям и номинациям? Ну а что? Я даже название для собственной награды придумал. Дилетантской, очевидно не совсем объективной, но ведь и критики тоже люди и подвержены влиянию сиюминутному веняию трендов. Так что поехали.
Лучший звук:
"Joker"
Если что и отлично работает в Джокере, так это его звучание. Тот случай, когда атмосфера нагнетается благодаря звуку, усиливающему атмосферу триллера настолько, что вполне вероятно, режиссура и решения дизайнера без него бы не сработали. Звук и саундтрек здесь как-то даже сложно отделить друг от друга. Ноты мелодий композитора "Чернобыля", смех Феникса, шум хлопающих дверей Аркхема - всё сливается в единый поток напряжения, без которого кино вполне вероятно бы не сработало.
Монтаж звука:
"Ford против Ferrari"
Чтобы заставить зрителя держаться за кресло во время гонки - необходим грамотный монтаж. Череда поворотов и зрительской реакции, обгонов, аварий и поддержки "своих". Но монтаж не только картинки, но и звука. И в случае с лентой Джеймса Мэнголда - всё на своём месте. Ты, как зритель, оказываешься брошен прямо в центр гонки, и даже будучи равнодушен к автоспорту, не можешь оказаться безучастным здесь и сейчас, вжимаясь в кресло на поворотах и опасных моментах, болея за своих, слыша череду рычаний мотора и трения шин об асфальт при обгоне соперника. Иногда саспенсу не нужны дешёвые приёмы. Достаточно грамотного монтажа
Дизайн декораций:
"1917"
Тот случай, когда декорации идут рука об руку со сценарием. Камера движется по траншее или лестнице здания, поворачивая, опускаясь или поднимаясь в чётко определённый момент, необходимый оператору и режиссёру. Каждый пролёт декорации выверен до сантиметра, следуя необходимости режиссёрской задачи, а значит ничего лишнего быть не может. Пусть единый план в данном случае лишь иллюзия - именно грамотный дизайн сцены эту иллюзию поддерживает, помогая действию заходить в темноту, за пригорок или под свет мелькающих фонарей, позволяя оператору передохнуть. Тот случай, когда декорации, что называется, отдельный герой кино.
Костюмы:
"Dumbo"
Бёртон и цирк - какое ещё сочетание нужно, чтобы у дизайнера костюмов были развязаны руки для создания самых причудливых и вычурных одеяний для героев, блистающих под куполом цирка и вне его? Ещё одно доказательство того, что у академиков короткая память - фильм даже не представлен в номинациях. Действительно, так сложно упомнить, что же там было то, раньше ноября?
Грим:
"Dumbo"
Бёртон так любит игры с гримом, что у него даже CGI слонёнок вынужден носить грим Джокера, ну разве не великолепно!
Визуальные эффекты: "The Lion King"
Ну, эм. Фильм, существование которого оправдывали только спецэффектами, кроме спецэффектов ничего не и получит, хех.
Анимация: "Toy Story 4"
Я вполне могу признать, что 4-й История уже не выглядит так же свежо, как предшественники, особенно с повторяющимся из фильма в фильм ходом потери игрушки/игрушек, которых необходимо спасать бравой команде под командованием Базза/Вуди, однако даже в 4-й раз студия Пиксар умудряется не только расширять вселенную, но и продолжать тему необходимого взросления. Вот только взрослеют теперь не только люди, но и игрушки. Рано или поздно игры кончаются, и игрушка, отпускающая человека - очевидный парафраз ребёнка, откладывающего игрушку в сторону. И спустя 4 фильма мы наконец добираемся до настоящей любви, когда игры остаются позади, и в руке вместо игрушки оказывается рука любимого человека. Ну или игрушки. Кхм. В любом случае, это тот пример, когда история заканчивается лишь для нас, для сторонних зрителей, а для героев самой Истории она только начинается. "И жили они долго и счастливо...." И отдельное спасибо за реабилитацию Бо Пип, оставшейся не у дел в триквеле. Без неё "Большой побег" и не мог считаться финалом. Вот теперь восстановили справедливость.
Актриса второго плана:
Лили Коллинз ("Tolkien")
Одна из проблем фильма о Профессоре состояла не только в жизнеописании, лишённом не только очевидных ссылок на его произведения, но и не чётко следующей биографии писателя, на которые у авторов фильма явно не было авторских прав. Николас Холт, при всём к нему уважении, так и остаётся Холтом, увидеть за ним молодого Толкина не удаётся. Дело не только в кастинге (схожесть в биопиках не камень преткновения - посмотрите на прошлогодних Нила Армстронга и Фредди Меркюри). С отодвинутой на второй план темой религии, игравшей ключевую роль в жизни будущего Профессора, невозможности из-за всё того отсутствия прав связать изучение языка с собственными экспериментами (хотя милейший "cellar door" из Чудовищ и критиков здесь не обойдён стороной), а так же темой запретной любви католика и протестантки (всё та же тема религии), оказавшейся где-то на периферии, возникает ощущение пьесы, составленной по мотивам, но ни как не собственно биографии. Если что и удаётся кино - так это тема дружбы, разрушенной войной. Казалось бы, при чём тут Коллинз? При том, что при всём том незначительном времени её уделённом, её непохожести на прототип, в какой-то момент действительно начинаешь верить, что перед нами Эдит Брэтт, женщина, которой суждено отказаться от собственной религии и увлечения (в данном случае музыкой), чтобы стать женой автора и творца. И там, где за Холтом не видишь Толкина, за Коллинз видишь прообраз Лютиэн, настолько, что невольно задумываешься о том, что она действительно могла бы воплотить на себе и этот бессмертный образ. А это, знаете ли, уже достойно.
Песня:
Тэйлор Свифт - Beautiful Ghosts ("Cats")
Click to view
И.... половина читателей этого блога, дочитавшие до этого момента, закрыли этот список и ушли по своим делам) Нет, я совсем не фанат Свифт, и кино конечно же плохое (хотя я не помню, когда я так искренне хохотал в кинозале, причём вряд ли Хупером это задумывалось), но песня - трогательная баллада потерянной души, напоминающая, что в руках другого режиссёра из истории действительно можно было бы выжать достойное кино. А может и нет. Но песня мне нравится, и что вы мне сделаете, я в другом городе:)
Саундтрек:
Томас Ньюмен - "Tolkien". Трек: "Fellowship"
Click to view
По иронии Томас Ньюмен написал в этом году два саундтрека к фильмам о Первой Мировой Войне. Но если 1917 попал в центр внимания критиков, то биопик о создателе Средиземья прошёл явно мимо них. Однако так уж выходит, что, кажется, написать плохую музыку к фильму, так или иначе связанному с Толкином композиторы не способны. Не исключение и Ньюмен. Саундтрек ленты занимает в душе места больше, чем её нарратив: кажется, композитор понимает историю Профессора и передавая её настроение зрителю лучше сценариста и режиссёра. Первая любовь и кошмар войны, гибнущая дружба и зарождающаяся вселенная - даже кажется, что Ньюмену негде развернуться, но но там, где есть возможность, он не забывает блистать даже (куда) ярче, чем у Мэндеса.
Актёр второго плана:
Кристиан Бэйл ("Ford v Ferrari")
Официальная версия: всё таки главным героем киноленты стал герой Мэтта Деймона, с чьего монолога кино начинается, чьим заканчивается, тот, кто находится в центре истории, и который Кена Майлза, персонажа Бэйла, в неё и впутывает. И если признать Бэйла именно персонажем второго плана, то конечно в этом году никого лучше него не было. И тот факт, что на оскаре в этом году актёра прокатили в обоих актёрских номинациях - чепуха и абсурд, как впрочем и то, что один из талантлевейших актёров современности всё ещё имеет на своём счету лишь одну премию и ту за второй план.
Неофициальная: да, я готов найти любую лазейку, лишь бы не отпустить Бэйла без награды! Моя премия, имею полное право!
Операторская работа:
Роджер Дикинс ("1917")
Роджер Дикинс так хотел побед, что начал косплеить Любецки. Так забирай свой приз) Нет, Любецки у нас конечно такой один, и в отличие от того же Бёрдмена кино нагло нарушает свои же правила (будучи фактически шутером от третьего лица, при контузии главного героя - камера в таком случае должна была бы фиксировать его бессознательного до того момента, когда он начнётся, но не выключаться вместе с ним, отдавая работу монтажёру), но за смелость тут конечно вопросов нет, финальный пробег вдоль трашеи блестящ без всяких "но"
Монтаж: Ли Смит (1917)
:)
Нет, на самом деле конечно Тодд Дуглас Миллер ("Apollo 11")
От того, что академия игнорирует документальное кино в номинации за монтаж, не значит, что я должен совершать ту же ошибку. 8 дней миссии, полёта до нашего спутника и обратно - хроника кадров и фотографий, из центра упправления полётам и с архивов Армстронга и Олдрина - собранные и превращённые в 93 минуты напряжённого космического приключения, самое удивительное в котором - его подлинность. Полное остутствие комментариев и инссценировок - лишь записи диспетчеров и голоса настоящих космонавтов. В этом кино буквально нет ничего кроме монтажа. Операторы и режиссёры приготовили материал ещё в 1969-м. Нам лишь остаётся усесться поудобнее и отправиться в те времена, когда научный прогресс предвещал звёздное будущее буквально в пределах человеческой жизни. "Большой шаг" и впрямь.
Актёр:
Хоакин Феникс ("Joker")
Где Бэйл, там и Джокер. Ничего необычного. Идём дальше.
Адаптированный сценарий:
Грета Гервиг по роману Луизы Мэй Элкотт ("Little Women")
Даже не читая романа, можно сделать выводы о вкладе Гервиг в сценарий уже с самого начала. История, развивающаяся в двух временных плоскостях, словно бы играя со зрителем, вынуждает его следить за персонажами в двух сюжетных линиях (в трёх, если мы отдельно посчитаем мини-линию с издателем романов главной героини), додумывать события прежде, чем они произойдут на экране, превращаясь в собственный приквел и сиквел в течение одного фильма. Монтаж здесь следует самому сценарию, прописанному Гервиг, так, что при сведению их в одну сюжетную точку, кульминацию, срабатывает свой, маленький "Престиж". Если бы Нолан сделал мелодраму о взрослении, это была бы она.
Сценарий:
Ноа Баумбах ("Marriage Story")
Раз уж Гервиг и Баумбах - пара в реальной жизни, отдадим им должное в сценарной связке. Благо, "Брачная история" и так одна из самых искренних историй этого года. Конечно, не без греха. В разводе, жертвой так или иначе становится ребёнок, тема, которую куда лучше раскрывает "Крамер против Крамера", в то время, как здесь пацан в довесок лишь как причина судебных разбирательств. Но за честность и искренность, которыми кричат диалоги вполне вероятно списанные с реальных жизненных ситуаций самого сценариста, за отсутствие попытки выгородить героя Драйвера, а так же за нежелание жалеть зрителя, прикрывая грязь истории, в которую постепенно погружаются главные персонажи - Баумбаху, что называется, респект. Впрочем, не только ему одному.
Актриса:
Скарлетт Йоханссен ("Marriage Story")
Как-то так случилось, что в один год Йоханссен не просто оказалось лучший, она оказалась главной. Разбив сердце в "Финале", где от неё этого никто не ждал, в "Брачной истории" она его буквально вырвала, причём и из собственной героини и из зрителя, выжав их сценария вполне возможно эмоций даже больше, чем он предполагал, став украшением экрана, наполнив теплом даже тему, столь неприятную и в то же время личную. Оказалось, недостаточно и этого: в фильме Тайки Вайтити про кино и немцев, линия её героини оказалась не просто лучшей: вслед за типичной клоунадой Тайки, кадры с мамой главного героя перехватывают дыхание в своей трогательности и трагичности, словно бы принадлежещей другому фильму. Возможно неспроста, если верить интервью самого Вайтити - героиня Йоханссен основана на его же матери. "Душа фильма", как написали о ней в западной прессе, Скарлетт стала душой всех трёх фильмов, которые она почтила своим участием. Став не просто актрисой, а человеком года. Удивив лично меня, открывшего актрису считай что для себя впервые, но теперь искренне надеющегося, что эпоха Марвел для неё, наконец, останется позади, и свой талант и свою душу она не растратит вникуда. Хочется верить, что её карьера только начинается.
Режиссёр: Сэм Мэндес ("1917")
Мои неоправдавшиеся ожидания от "1917" - сугубо проблема моих личных ожиданий, которая никак не способна отменить того факта, что продуманные до сантиметра декорации и достижения оператора не стоили бы ничего без грамотной режиссёрской работы. Впрочем, Мэндес доказал своё мастерство уже ровно 20 лет назад, уже своей дебютной "Красотой по-американски" став триумфатором 1999-го года, между прочим, года революцинеров. Сейчас так, просто своё звание мастера подтвердил. Ну молодец, чё.
Фильм:
"Little Women"
Приятно, когда кино удивляет. Ещё приятнее, когда удивляет то, от чего ничего в общем-то не ждёшь. Оставшись равнодушным в "Леди Бёрд", режиссёрскому дебюту госпожи Гервиг, будучи совершенно незнакомым с историе, и не будучи фанатом Сирши Ронан, а также находясь в абсолютном неведении о таланте Флоренс Пью, я оказался совершенно неготовым быть покорённым историей о взрослении и компромиссах, на которые приходится идти, о борьбе с максимализмом и жизнью, не способной идти по уготованному тобой плану. Но так уж вышло, что в "Маленьких женщинах" нашлось место, кажется, всему по-немногу. Четыре истории, четыре сюжетных линии, какая-то трагичнее, какая-то счастливее, переплетаются снова и снова в разных временных промежутках, не низводя посыл до банальщины - позволяя каждой героине найти себя в чём-то своём. Кому брак, кому творчество, кому любовь, кому дружба. Жизнь невероятно разнообразная, разнообразные и люди, женщины, мужчины, писатели и музыканты. Вот и героини: кто-то быстрее взрослеет, кто-то быстрее понимает себя, кто-то ищет себя и своё место всю жизнь. Находит ли?
Все совершают ошибки, а злость и обиды не дают принять не только чужих людей, но даже людей близких, и сердце кому-то разбивает безответная любовь, а кому-то отсутствия признания собственного таланта со стороны даже собственных родственников. Гражданская война Севера и Юга здесь лишь антураж, который дополняет сагу о четырёх сёстрах, маленьких женщинах верного солдата (в почти эпизодической роли выступает здесь Боб Оденкёрк - и до чего же радостно его видеть на большом экране хоть иногда!), но сагу, которая понятна и сегодня. Ну а что, мы все ищем себя, кто-то в отношениях, кто-то в творчестве. Дороги, которые мы выбираем, однако так близки и понятны и спустя поколения. И вполне возможно, что эту историю, перенесённую на экран уже не раз, кому-то удалось перенести лучше, где-то были лучшими решения кастинга (так, на месте Шаломе, кажется, куда лучше бы смотрелся молодой Бэйл!), я же встретился здесь здесь и сейчас, в интерпретации Гервиг, и совершенно неожиданно для себя, проникся ей так, как того не ожидал. Не в последнюю очередь благодаря сценарию, пересекающему линии вновь и вновь, чтобы провести параллель между рождением детей и издательством книги (героиня Ронан, наблюдающая за книгопечатанием, словно мать в родильном доме), созданием и творением.
Приятно, когда кино продолжает тебя удивлять. Ещё приятнее, когда после рассказанной истории, ты ощущаешь на душе тепло и надежду, что и ты когда-то найдёшь место в жизни. Гервиг молодец.