Кажется по началу, что наткнувшись на первую в своей истории прохладную критику именно с сиквелом Тачек, попытавшимся отойти от формулы первой ленты и вместо этого мир говорящих машин развить, Пиксар решили вновь пойти по проторенной дорожке. Забавно, вслед за ничем не примечательными поисками Дори, триквел Тачек так же предлагает немного нового в уже знакомую историю, что, впрочем, можно списать на жанр мультфильма. Тогда как сиквел достаточно оригинально поигрался в Бондиану, третий заезд вновь вернулся к спортивному кино, жанру в общем то редко изобретательному, а потому и оставившему немного альтернатив для развития истории Молнии МакКуина, бывшего в прошлый раз на вторых ролях. "Тачкам 3" сложно что-то привнести в знакомую формулу: герою предстоит пасть в окружении новых, более резвых конкурентов, чтобы после упорных тренировок в средней трети хронометража, вновь вернуться в строй под финал. Тут то, кажется, и пора врубать Eye of the Tiger, да уступить дорогу всем превратностям спортивной истории о бойце, идущем до победного под ехидные комментарии старших по званию. Но франшиза, начатая Джоном Лассетером, оказывается, возможно и самым личным его детищем, на этот раз неслучайно отданным новичку в режиссуре, Брайану Фи.
"Тачки 3" - история крайне ироничная в контексте современной истории самих Пиксар, в течение всего первого десятилетия 21-го века несших на себе бремя анимационных виртуозов, мастеров своего дела, поднимавших планку качества мультипликации на новый уровень буквально каждым своим творением, ныне вынужденных уступать конкурентам. Причём, речь идёт не столько о конкурентах давних, чьё лого окрашено в цвет ночного неба, и которые когда-то шли к небосводу нового анимационного звёздного неба по соседней линии гоночной трассы. В общем-то, речь и не об антагонисте истории, которым становится дерзкий новичок, Джексон Шторм, в обличие новой спортивной "тачки", стремящийся завоевать всё внимание зрителя. История о превращении Молнии МакКуина в такого же умудренного жизнью наставника, каким был некогда легендарный Док Хадсон и передаче знамени победителей новому поколению, оказывается несколько сложнее того, чем кажется на первый взгляд.
Примечательно то, что именно "Тачки" Лассетера стали последним мультфильмом независимой студии перед её приобретением титанами из Империи Дисней. Как примечательно и то, что собственно "Тачки 2" некогда стали первым мультфильмом, чья разработка была уже начата под крылом той самой Империи, открыли новую эру, после того, как "История игрушек: Большой побег" закрыла 15-летнюю историю самобытной студии. Так что небезосновательно, именно в третьем фильме Тачки подводят к кульминации не только историю Молнии МакКуина, но словно бы и всей студии в целом. Тех мастеров, которые вынуждены уступать дорогу другим игрокам, некогда не способным найти правильный подход к трассе под названием "3Д анимация", а нынче всё чаще перенимающих звание анимационных королей. Вот и новый герой анимационной лент, Круз Рамирез, изначально лишь тренер, взявшая под своё крыло искромётного гощника, здесь скорее диснеевская принцесса, добивающаяся высот благодаря чуткому руководству того, кого сама намеревалась учить, не без помощи которого сумела встать с колен и выдержать там, где ещё недавно буксовала. Буквально и в переносном смысле.
Теперь не только Молния МакКуин лишь игрок второго плана, а весь Колорадо Спрингс отходит куда-то на вторую позицию, удастаиваясь парой реплик на каждого из жителей в целом, уступая место игрокам дорогого авто-концерна, стремящегося превратить Молнию из героя лишь в яркий бренд на обложках тетрадей. Вдвойне иронично, если учесть, что побочные товары по собственно Тачкам приносят большие доходы, чем сами мультфильмы - факт важный именно для тех, кто когда-то пиксаровский бренд сделал частью своего конгломерата, превратив сиквелы, некогда бывшие лишь частью саги о Вуди и Баззе, в нечто само собой разумеющееся.
Нет, финал истории, несёт в себе больше оптимизма, чем можно было себе представить. Самая личная история Лассетера достигает логичной кульминации, когда сам постановщик, в нарушение всех правил, передав бразды правления другому пилоту, становится лишь частью победоносного тандема. Но с другой стороны, плата за то, чтобы выпускать самобытные истории становится дороже с каждым годом. И в следующий раз, победоносной Империи для очередного сиквела может не понадобиться и опытный наставник, чтобы продать товар, в который постепенно превращается анимационная студия, некогда не знавшая себе равных.
И от того, что в Пиксар судя по "Тачкам 3" всё это осознают видимо куда лучше, чем может показаться, становится скорее грустно.